Владимир Стогниенко: Меня нельзя назвать оппозиционером, но в эфире я говорю то, что думаю
Одну из декабрьских пятниц Владимир Стогниенко решил провести в Петербурге - он принял приглашение факультета журналистики СПбГУ и два часа бодро говорил о своей профессии со студентами.
Свои слова о работе за пределы аудитории журфака он попросил не выносить. А вечером того же дня комментатор ВГТРК в небольшом уютном кафе у метро «Чкаловская» поговорил с Spb.Sovsport.ru о киче и безвкусице, цитатах из сериалов в репортажах, халтуре в виде корпоративов и своей воскресной программе «Большой футбол».
«В СПОРТИВНОЙ
ЖУРНАЛИСТИКЕ СО СВОБОДОЙ СЛОВА ПЛОХО? НЕ СКАЗАЛ БЫ»
- Несколько месяцев назад вышло большое интервью с
вашим коллегой Александром Шмурновым, о том…
- О том, что
журналистика находится в заднице, потому что нет свободы слова?
- Примерно так, да.
- Мне кажется,
если внимательно перечитать это интервью - оно было по большей части не о том, что
вынесли в заголовок. Александр Шмурнов делился своим мнением о состоянии дел в спортивной журналистике,
причем не в телевизионной, а в пишущей, потому что он давал интервью как бывший
главный редактор интернет-издания.
- К спортивному телевидению это не относится?
- А что такое
свобода слова на спортивном телевидении?
- Жесткость слов, которую комментатор может
позволить себе в эфире.
- Хорошо, а что
вы понимаете под «несвободой слова»?
- Например, Владимир Стогниенко сказал в эфире: «Если хотите
играть, как немцы - вкладывайте деньги в развитие детского и юношеского
футбола, а не тратьте миллионы на трансферы».
- Сказал. Разве это
неправда?
-
Дело не в правдивости.
- Ну да, я сказал это в
эфире телеканала «Россия 1».
-
И никто ничего по этому поводу вам не сказал после?
- За все время, что я
работаю на телевидении, мне никто никогда ничего не говорил. Бывают сложные
темы, которые вызывают болезненную реакцию. Однажды я комментировал матч
молодежных сборных России и Грузии, это было до 2008 года, но отношения уже
тогда были плохие. Единственное, о чем напомнили: это футбольный матч , о политике
говорить не надо. Больше подобных случаев не было.
Если вернуться к интервью
Шмурнова – Александр больше говорил о
некой зависимости от клубов, о корпоративных интересах. Чтобы зарабатывать,
нужно иметь какие-то контакты с клубами. Если позволять себе слишком много –
можно такие связи потерять. Если я начну в репортаже огульно кого-то обвинять – допускаю,
что у моего руководства тоже могут появиться ко мне вопросы.
Вряд ли я оппозиционер от
журналистики, но о том, что наш спорт не зарабатывает, а должен, я говорю; о
том, что финансирование из региональных бюджетов и с помощью государственных
монополий не способно развить футбольный клуб, тоже говорю; для сборной было бы
хорошо, если бы российские футболисты уезжали в Европу, наш футбол сейчас не
развивается – все это тоже от меня в эфире можно услышать.
Для вас это откровения?
На мой взгляд, для многих это очевидные факты. Шмурнов говорил, что при
проявлении какой-то независимости, могут возникнуть проблемы с контентом, с
клубами, с определенными людьми. В интервью речь была больше об этом, о
глобальной проблеме свободы слова - куда меньше. Я говорю то, что считаю
нужным, хотя у меня, наверное, умеренная позиция. Да, за спиной крупный
государственный холдинг – но мне доверяют.
-
Смоделируем ситуацию: вы едете работать на Олимпиаду, все понимают, сколько
стоила подготовка. Вы можете говорить на эти темы в эфире?
- Я, честно говоря, мало занимался Олимпиадой, я же футбольный комментатор. За два месяца до начала я узнал, что буду комментировать сноуборд и фристайл – и сел готовиться. Несколько раз меня спрашивали об организации, я честно отвечал – для меня она практически безупречная. Спросили, где лучше всего работали волонтеры, я ответил: в Сочи. Возможно, это из-за того, что они меня знали в лицо, что мы разговаривали на одном языке. Судя по всему, Олимпиаду провели очень хорошо, хотя стоила она, понятно, дорого.
Я уверен: ни одно
государство физически неспособно провести летние игры лучше Пекина. Как и
провести чемпионат мира лучше, чем в Бразилии. Он сам по себе был организован
отвратительно, но там вся жизнь страны построена вокруг футбола. Можно провести
хорошо, но как в Бразилии – уже не получится.
Заставляют ли спортивных
комментаторов заниматься политической пропагандой? Нет, не заставляют. У нас
свой сегмент.
«КОРПОРАТИВЫ
– НЕ СТАБИЛЬНЫЙ ДОХОД, СКОРЕЕ ХАЛТУРА»
-
Кроме работы телекомментатора, у вас есть и другие направления работы.
- Конечно. Вы про
корпоративы?
-
Хорошо, назовем это так.
- А что в этом такого?
Это сторонние заработки. У всех более-менее медийных людей постоянно появляются
какие-то предложения. Я в этой связи не более, а менее известный. Но иногда
случаются прибыльные варианты для заработка и у меня.
-
У вас есть какая-то стабильная зарплата. Правильно?
- Да. Я ведь сотрудник
государственной компании.
-
Вы чувствуете себя раскованнее в эфире от того, что уверены: случись что-то –
есть и другой источник заработка?
-
Корпоративы для меня – не стабильный
доход. Это скорее халтура. У меня был период, когда нужно было полностью
отремонтировать квартиру и обставить ее мебелью. За месяц я получил два
предложения и ими отбил весь ремонт. Но после того случая и близко ничего
подобного не было. Еще у меня есть полноценное соглашение с компанией, которая
занимается прогнозированием, есть программа на радио. Раньше еще колонка была,
но сейчас времени не хватает. Речь идет о нескольких работах. Но тут я не
уникален, многие у нас в стране так живут.
- Вы несколько месяцев были редактором журнала «SportWeek«, сейчас он в России уже не выходит.
- Медиа уходят в сеть, где-то это происходит более стремительно, где-то менее, но это неизбежно. Я дома не ставлю тарелку коллег «НТВ-Плюс», потому что живу на съемной квартире - покупаю трансляции в интернете, вывожу их на телевизор и смотрю. Еще десять лет назад это казалось фантастикой, теперь такое – в порядке вещей. Всегда есть люди, которые предпочтут бумагу, для них и будут существовать газеты, а для остальных - наука и техника, в общем. Много лет назад на матче «Спартак» - «Фейенорд» мне удалось подсмотреть, как голландские фотографы делали кадры и с помощью спутника сразу отправляли их в Нидерланды. Я обалдел. Сейчас это тоже – обыденность.
- Когда вас приглашают на Первый канал гостем в
программу «Они и мы», это показатель узнаваемости бренда «Владимир Стогниенко»?
- Это было
смешно. Думаю, у них более-менее известные люди закончились, редакторы стали
искать кого-то – и нашли меня. Я больше туда не пойду, но и не жалею, что
сходил один раз. Например, очень интересно было посмотреть, как Александр
Гордон работает в кадре. Наверное, туда ходят люди, чтобы повысить узнаваемость
свою. Мне это вроде бы не нужно.
Заниматься тем, что неинтересно, можно только за очень большие деньги.
- Реализовать проект «Планета футбола», где
футбольные истории переплетены с путешествиями, было вашей мечтой. На месте
реализованной появилась новая?
- Пока нет. Мы с
соавтором Семен Павлюком думаем над сменой формата «Планеты футбола». Правда,
сейчас особо и денег-то нет, кризис все-таки. Да и прямой заинтересованности ни
у меня, ни у канала тоже нет. Мы недавно обсуждали новый проект, но немного в другом русле.
- Тоже о путешествиях?
- Тоже о
футболе. Раньше мы показывали зрителю, как люди живут футболом в другой стране
- сейчас это было бы немного иначе, но опять же через призму путешествий. Хотя
какой смысл сейчас об этом говорить – пока проект не живет.
- На чемпионате мира комментатор получает немыслимый
заряд энергии, с которым можно работать еще долго или сразу после нужен отпуск?
- Нужен отдых. После Бразилии мы с женой посмотрели Латвию, потом Армению, следом я еще на рыбалку в тайгу уехал. Вот вы любите шоколад? А если съесть килограмм за раз, какое-то время не хочется, ведь так?
«90 МИНУТ ПЛЮС» С ИНТЕРЕСНЫМИ ГОСТЯМИ СТАРАЮСЬ
СМОТРЕТЬ»
- Кто придумал воскресный вечерний «Большой футбол с
Владимиром Стогниенко» таким, какой он есть сейчас?
- Это была идея главреда
«Большого спорта» Кирилла Филиппова. Мы работаем над изменениями в лучшую
сторону, программа должна быть более интересной. Пока в силу разных причин получается
медленнее, чем мы бы хотели. Хотелось бы интересных гостей больше, например.
Мне нравится, что наша программа не очень затянута – больше по душе, когда есть
насыщение картинкой. Конечно, есть, над чем работать, есть, что улучшать.
Может, мне самому нужно больше «Большим футболом» заниматься – и я постараюсь так и сделать.
- Есть какой-то формат, к которому вы стремитесь?
- Для меня
лучшей программой о футболе остается «Футбольный клуб», который Вася (Уткин –
Прим.ред.) делал. По тем временам, после очень важного для нас «Футбольного обозрения», «Футбольный клуб» выглядел свежим, ярким. Мечты
сделать определенный формат у меня нет. Я считаю, что спрос рождает предложение,
а не наоборот. У меня есть другая мечта – чтобы футбол в нашей стране любили.
Как-то приводил в пример цифру: я комментирую, меня, в общем, болельщики знают.
Меня в твиттере читают 100 тысяч человек. Это ведь немало, согласитесь. А в Аргентине
есть телеведущий, комментатор Релато Фантино – его читают больше миллиона. Он
просто журналист – и при этом поп-звезда в своей стране. Не говорю о том, что
мне хочется быть поп-звездой. Я-то как раз обойдусь. Но в Аргентине больше любят футбол в принципе.
- Ваш «Большой футбол» часто выходит параллельно с
«90 минут плюс» на «Нашем футболе». Есть ли задача…
- Нет. Это ведь
совершенно разные форматы, там – больше разговорный. Я сам, бывает, смотрю «90
минут плюс», но чаще всего на работе. Гости у них бывают интересные – не сказал
бы, что всегда, но бывают. Выпуски с интересными гостями я стараюсь смотреть.
- Интересные гости, которых вы хотите видеть в своей
программе – это какие?
- Актуальные.
«Большой футбол» выходит поздновато, из-за этого бывает сложнее гостей
приглашать, но мы и в этом направлении будем работать, есть определенные планы.
Футболисты после матча в студии – это идеально, но слишком сложно. Но бывают ведь и чиновники
очень актуальными гостями, все зависит от темы.
- Игроки, которые появляются в эфире по телефону, по
скайпу легко идут на контакт?
- Не все и не
всегда соглашаются. Часто все основывается на личных отношениях, собственных
договоренностях. Но я не думаю, что это только наша проблема. Футболисты – люди
медийные, вниманием не обделены, кое-кто даже избалован. Криштиану Роналду тоже не приходит на все
ведущие испанские шоу.
- В микст-зоне журналисты часто смотрят лишь на
спины игроков. Это тоже избалованность?
- Такое бывает,
да. И это не дело. Хотя сейчас стало получше, чем в то время, когда я сам работал
корреспондентом. Это все следствие одного: наш футбол не стремится
зарабатывать. Футболист не видит связи между интервью и своей зарплатой. Потому
что зарплату он получает от структур, которые никак не зависят от болельщиков.
За футбол платят у нас не болельщики – это не значит, что должны платить только
они. Это значит, что должен быть продукт, который оценивал бы потребитель.
Если взять
невероятную ситуацию, при которой наш футбол с завтрашнего дня становится
полностью рыночным – во-первых, восемьдесят процентов клубов зверски разорятся,
а остальные, пока вырастят целое поколение – легионеры-то сразу уедут –
пройдет лет пятнадцать. Над всем этим небоскребами будут возвышаться клубы
вроде «Краснодара» - частные, с владельцем-энтузиастом.
Честно говоря,
жесткий кризис привел бы к некому оздоровлению. Он, конечно, был бы шоковой
терапией, но в чем-то стало бы только лучше.
«НЕ ХОЧУ КОММЕНТИРОВАТЬ ИСПАНИЮ – ТОСКА, СМОТРЕТЬ
НЕВОЗМОЖНО»
- При том контенте, который сейчас есть на ВГТРК,
вам нечасто доводится комментировать футбол со стадиона.
- Все, что нужно
комментировать со стадиона, мы со стадиона и работаем: в Стокгольме я был, в
Будапеште тоже. Как и на кубковом матче «Зенита» с «Арсеналом». Ездил и в
Краснодар, и в Рязань, и в Белгород на матчи Кубка России. Работа со стадиона
должна быть оправдана. А отправлять на «Сент-Этьенн» – «Бастию» - зачем? На
топовые игры чемпионата Англии мы ездили, когда показывали АПЛ. Показывали бы
чемпионат России – комментаторы тоже бы работали с арен. В свое время меня, кстати, считали
специалистом по Казани, часто там оказывался.
- Франция, Голландия, ФНЛ, которые сейчас есть, –
набор фетишиста. Каждый турнир, мягко говоря, на любителя.
- Я бы не
сказал, что ФНЛ – это на любителя, это ведь огромная часть нашей страны. И от
того, что клубы из всех этих городов не играют в Премьер-лиге, показ матчей не
становится менее правильным.
- С другой стороны, была на ВГТРК Серия А, которую
вы любили. Была Англия.
- К Англии, кстати, я очень спокойно отношусь. Просто в то время это был лучший телевизионный продукт. Францию, кстати, Canal+ тоже отлично показывает. А Голландия – вообще супер. Видели ролик, когда парень со стедикам выбегает прямо перед матчем «Фейенорд» – «Аякс». Как они вообще это сделали?
На самом деле, я
спокойно работаю, проблем нет. Чемпионат Франции – специфический, конечно. Но
смотрится нормально, источники для подготовки есть. В Голландии вообще все
весело, там футбол любят.
Да, сейчас
топовых чемпионатов у нас нет – сложилась ситуация, когда у «Газпром-медиа» оказались права на все
топовые трансляции. С «Газпромом» у нас в стране тягаться, мягко говоря,
непросто. Наш менеджмент сделал все возможное, чтобы смотрибельный футбол на
ВГТРК был. Он и есть. Мы показываем все матчи отбора на Евро, я южноамериканские
дела очень люблю. Понимаю, что ночью сидеть тяжело, но комментировать мне
нравится, я даже сам вызываюсь. Нужно Францию пока комментировать – значит,
буду комментировать. Появится что-то другое – буду работать на чем-то другом.
Мне бы очень не хотелось Испанию, например.
- Скучно?
- Тоска,
смотреть невозможно. Вот от этих матчей, где «Барса» и «Реал» крошат соперника
по 8:0, получают удовольствие любители жесткого доминирования. Смотреть, как
один соперник избивает другого – все равно что наблюдать, как Тайсон бьет
маленького мальчика. А кому-то нравится. Имеют право.
«ПОДУМАЛ, ЧТО БУДУТ ПРОБЛЕМЫ, КОГДА СКАЗАЛ SHIT HAPPENS ПОСЛЕ РОССИЯ - БЕЛЬГИЯ»
- То, что вы миритесь с теми чемпионатами, которые
сейчас у вашей компании сейчас есть – это патриотизм?
- Поймите: я же
работаю. Я же не Леонардо да Винчи. Хотя даже он некоторые вещи делал просто
потому, что нужно было деньги зарабатывать. Вася не раз рассказывал, что звал
меня на «НТВ-Плюс», но я предложения отклонял, потому что не видел в этом
переходе смысла. С тех пор меня не зовут. А если бы позвали – я бы снова
отклонил, потому что по-прежнему не вижу смысла. Ради чемпионатов в 34 года,
когда у тебя на содержании семья, не уходят. Открою секрет: на телевидении все
меняется. Бегать же за интересными трансляциями не будешь. Сегодня у твоего
канала нет хорошего футбола, а завтра он появится. Я уж молчу о том, что
чемпионаты мира и Европы будут всегда. Получится еще раз столкнуться с Италией
– хорошо, нет – значит, не судьба.
В любой работе
есть рутина, к ней нужно относиться профессионально. Когда мы работали на 7ТВ,
Дима Федоров очень четко это разъяснял. Не думаю, что я идеален – некоторые
матчи скучновато комментирую, наверное. Но говорить: это мне нравится, а это не
нравится – так мой ребенок в пять лет может делать. А если ты взрослый человек,
если считаешь себя главой семьи – глава ведь не тот, кто указания, лежа на
диване, раздает, а тот, кто несет ответственность – нужно делать что-то, чтобы
эту ответственность нести. Я считаю, что нужно хорошо работать – и стараюсь это
делать в меру отпущенных возможностей.
Если бы мне
работать не нравилось, я бы искал варианты, чтобы эту работу поменять. Как
показывает практика, найти новую работу нетрудно – было бы желание. Но какую
искать – ту, где можно ничего не делать и получать много денег? Такого не
бывает.
- Вы часто вплетаете в репортаж отсылы к популярным
сериалам вроде «Игры престолов».
- Да, подвернется
что-нибудь – брякну. Круто наверно говорить: я, кроме Тарковского, в жизни
ничего не смотрел, а все остальное считаю поп-корном и попсой. Но это не так. Я
в мире живу, и о том, что мне нравится – говорю. Надеюсь, вкус у меня не самый
плохой – почему бы и нет. Это само собой приходит в голову. Какие-то шутки
заранее, может быть, и появляются: идешь, думаешь – о, вот так было бы
неплохо, надо запомнить. Это не значит, что я эту шутку записываю. Но такие - очень
малый процент, все остальное – чистой воды импровизация.
Нужно в первую
очередь все взвесить и понять, а можно ли такое вообще говорить – и сказать.
Один раз я, честно говоря, подумал, что будут проблемы – когда после матча
Россия – Бельгия сказал, что shit happens, как в «Форрест Гампе». Но я рассудил
так: я в эфире федерального канала смотрел этот фильм, там было прямо
переведено «дерьмо случается» - так почему бы во время футбола это не сказать,
тем более на английском. В общем, на эмоциях ляпнул.
На самом деле,
вопрос, что лишнего ты можешь себе позволить в эфире – дело исключительно
твоего вкуса, воспитания и восприятия действительности. Между кичем и
безвкусицей грань очень тонкая, ее перейти – ничего не стоит. А надо думать,
что – проявление дерзкого остроумия, а что будет звучать как пошлятина. Главное
– не застывать. Я больше про «Игру престолов» ничего говорить не буду – ну сколько
можно, уже не смешно.
- Даже когда выйдет новый сезон?
- А все равно
никто, кроме «Зима близко», никаких фраз не знает, как правило. Я раз десять по
разным поводам это сказал – хорошенького понемножку.
- Какой сериал сейчас смотрите? Чтобы знать, к каким
цитатам в эфире готовиться.
- Друг
посоветовал сериал «Тиран», мы с женой серий пять посмотрели – неплохо, хотя не
сказал бы, что это что-то выдающееся. «Настоящего детектива» наверное все уже
видели – это очень крутая штука. Все любят «Доктора Хауса» – я не люблю. Для
меня тема медицины закрылась сериалом «Скорая помощь». Несколько серий я
попробовал, мне не понравилось. «Шерлок Холмс» новомодный – было скучно. Опять-таки не потому, что это я
такой умный. Начал смотреть – чуть завял, дальше не стал. Помните, «Лост» все
смотрели? Я четыре раза пробовал. Дальше третьей серии ни разу не продрался.
«Карточный
домик» все никак мне не удается начать, нужно сесть и посмотреть. Прочитал про
еще один неплохой сериал от HBO – про кампанию
МакКейна и Сары Пэйлин. Там Джулиана Мур играет Сару Пэйлин, Эд Харрис –
МакКейна (речь о сериале «Игра изменилась» - Прим.ред.). Мне показалось, что
это может быть неплохо. Сейчас такая пора – видимо, это с экономикой связано –
когда выгоднее потратить 30 миллионов долларов на десять серий, чем на один
фильм. Качество телевизионного продукта сильно растет, суперзвезды не
стесняются сериалов.
Жаль, конечно,
что наши сериалы – это ужас. Бывают, конечно, и другие примеры: «Идиота» Бортко
ставил, «Ликвидация», говорят, неплохая – я сам не видел. Но в целом все эти
«Бандитские разборки»-15 – кошмар.
- Невольно хотя бы начало цепляешь, когда после Лиги
чемпионов не успеваешь канал переключить, да.
- Сперва
«Сеалекс» еще.
- Это, можно сказать, часть ритуала.
- А вот дальше
все очень мрачно, это правда. Но людям нравится. Кино, на мой взгляд, у нас
стало чуть получше. Может быть, и сериалы улучшатся. Пока ситуация удручающая. Но
что поделаешь, раз люди смотрят.