По полтинничку на посошок. И в последней гонке XXI зимних Игр российские лыжники-дистанционщики не добыли медалей

Подобно легкоатлетическому марафону летом, старый добрый полтинник венчает собой неигровую часть зимней Олимпиады. Российские лыжники, которым в Ванкувере покорялся только спринт, провели заключительную гонку так же, как и все остальные гонки – поборолис
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ВАНКУВЕР-2010
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ. МУЖЧИНЫ – 50 КМ

Подобно легкоатлетическому марафону летом, старый добрый полтинник венчает собой неигровую часть зимней Олимпиады. Российские лыжники, которым в Ванкувере покорялся только спринт, провели заключительную гонку так же, как и все остальные гонки – поборолись, отметились на промежуточных финишах, заслужили добрые слова. Вот только в призы не попали.

Именно поведение героев этой изнурительной гонки запоминают зрители. Их тактику вспоминают и анализируют потом специалисты.

ГДЕ ВЫ, ИВАНОВЫ?

Помните Солт-Лейк-Сити? Михаил Иванов стал в 2002-м олимпийским чемпионом, завоевав наше пятое на тех, «американских» Играх олимпийское золото. На Играх, где мы впервые с 1956 года (нашего дебюта на зимних Олимпиадах) «внезапно» для себя очутились за тройкой сильнейших общекомандного зачета.

Вот где бы сейчас нам набрать эти самые пять золотых? Где найти теперь нового Мишу Иванова? Или Женю Дементьева — в Турине четыре года назад представитель Ханты-Мансийска завоевал серебро.

Увы, сейчас лыжные гонки – наш традиционно самый медалеемкий и прибыльный для болельщика и спортивного чиновника вид спорта — выжат до последней капли и втоптан в умирающий вместе с февралем снег.

Кто у нас в стартовом составе? Александр Легков, лучший из россиян в мировом зачете. Про него накануне марафона открылась удивительная информация. К концу олимпийского турнира журналистам сообщили, что лидер наш, дескать, был все это время болен, но сильные лекарства ему давать не рисковали (так по крайней мере уверяет главный тренер сборной Юрий Чарковский).

На старт выходит и вчерашний юниор — безусый Петр Седов. В бой брошены Сергей Ширяев и Максим Вылегжанин… Вы бы, дорогие читатели, глядя сквозь призму «безмедалья» наших дистанционщиков, на кого из этих парней поставили бы? Вот и мы не рискуем ставить ни на одного из них…

Женская команда за всю Олимпиаду на всех одну бронзу взяла — хуже не было в истории отечественного спорта – чего уж от мужчин ждать?

…А ЗА ОКНОМ ТО ДОЖДЬ, ТО СНЕГ

К Москве, доносилось до нас, подкрадывается весна. В Уистлере она уже наступила. Под частыми каплями дождя грязный снег проседает, идет на глазах на убыль и… не обещает нашей команде ничего хорошего.

Помните эстафетные гонки? Напоминаем. Тогда тоже шел дождь. Ну и сколько российские лыжники проиграли на классических этапах? Как раз достаточно для того, чтобы впрягаться на оставшихся отрезках уже не было никакого смысла.

Есть, правда, в сегодняшней гонке одна тонкость. Впервые на классическом олимпийском марафоне введена практика пит-стопов. То есть спортсмены имеют возможность «переобувать» лыжи. И делать это три раза за гонку в специальной зоне, расположенной на стадионе.

Может, это поспособствует нашим ребятам, а заодно и российской сервисной группе?

Вот первым из россиян меняет лыжи Сергей Ширяев – уже через 10 км. Прокатывается еще один круг в пелотоне и… завершает гонку. Вот тебе и пит-стоп – полный стоп…

Четверть дистанции позади – а наших осталось только трое. Впрочем, держится эта тройка довольно бодро. Александр Легков просто не исчезает с телеэкранов, держащих в кадре лидеров. Максим Вылегжанин и Петр Седов также недалеко от лидеров. Ребята пошли в последний бой и намерены гибнуть гордо, как «Варяг»?

Петтер Нортуг, Лукаш Бауэр, Дарио Колонья и Йенс Филбрих, которых прочат в фавориты, ведут себя на их фоне много скромнее…

Мало того, Бауэр попал в массовый завал на петле. Впрочем, все пять лыжников, оказавшихся на снегу, поднимаются и вновь включаются в гонку быстро. Кажется, кости, лыжи и палки у всех целы…

«ПИТ» ИЛИ «СТОП»?

Есть на пятикилометровом круге «Олимпик Парка» три участка, на которых группа лидеров раз за разом просеивается. Первый из них – затяжной подъем, сразу на выходе со стадиона. Далее – длинный спуск с коварным виражом, а потом еще одна гора. На 20-м километре убегает в первую гору норвежец Мартин Йонсруд. Убегает ненадолго, но его рывок уменьшает пелотон едва ли не вдвое – теперь в нем от силы 35–40 гонщиков. Однако все наши на месте. И мало сказать, на месте – держатся в голове группы. На каждом из подъемов Легков и Вылегжанин в первых рядах. Чуть труднее Пете Седову, но и он пока не отстает от товарищей.

Хорошо заметна и еще одна тенденция – на спусках наши заметно проигрывают немцам и норвежцам. Надо на пит-стоп, нужна замена лыж! На 30-м километре Саша Легков меняет лыжи (вместе с ним и Вылегжанин), но, увы, ощутимого успеха это не приносит. На каждом новом спуске картина все та же. А лидеров в пелотоне все меньше – едва наберется двадцатка. Легков производит обратную замену и, словно понимая – сегодня заправлять надо не лыжи, а организм, – начинает брать бутылочки на каждом пункте питания.

За 10 км до финиша Саша предпринимает небольшую сольную атаку, которую поддерживает Вылегжанин. Поддерживает в том смысле, что встает в первые ряды пелотона и мешает быстро организовать погоню. Погоня все же настигает Легкова. Швейцарец Колонья, шведы Рикардссон и Олссон, Нортуг и Бауэр – вот с кем вступать в схватку за медали. 15–18 гонщиков, двое россиян (Петя Седов уже отстал) и три олимпийские награды. Мы уже как минимум не провалили последний старт Олимпиады. Но что дальше?

Три с половиной километра – Саша с Максимом в первых рядах. Максим кажется чуть более свежим, но наши соперники, увы – еще свежее. Два норвежца, два шведа, швейцарец и немец Тайхманн, эстонец Веерпалу… Как выдержать? Как не затеряться? Рывок! Рывок нужен! Такой, какие умел делать Женя Дементьев в Турине! Рывка нет…

Сражавшиеся до конца Максим и Саша уже не тянут. Не тянут так, как срывается в последний подъем Тайхманн, не вцепляются в него как Нортуг, Колонья и Олссон. К верхушке подъема становится ясно – дальше без нас. Мы проиграли эту гонку, как проиграли и Олимпиаду в целом. И спортсмены тут если в чем и виноваты – лишь в самую последнюю очередь. Они свое отпахали. Их здоровье пролилось потом в рыхлый снег Уистлера, а итог дерзких порывов наших лыжников уже через год вспомнят лишь архивариусы.

Вылегжанин – 8-й, Легков – 14-й, Седов – 24-й. Наверное, они заслужили большего, и это не их места. Но это места нашего лыжного спорта – некогда диктовавшего мировую моду, а теперь выступающего в роли массовки на сцене, где солируют… Кто там сегодня? Норвежец Петтер Нортуг, немец Аксель Тайхманн и швед Йохан Олссон. Может, завербовать кого из них на 2014-й год в Сочи? Уверенности в том, что справимся сами, нет никакой.

Новости. Лыжный спорт