Дмитрий Губерниев: Хоть убейте, а виноват Пихлер

Известный биатлонный комментатор стал гостем авторской программы Евгения Дзичковского «Спорт после ужина» на радио «Комсомольская правда».
news

Известный биатлонный комментатор стал гостем авторской программы Евгения Дзичковского «Спорт после ужина» на радио «Комсомольская правда».

«Говорил тренерам: Виролайнен не готова»

- Сегодня не вы, а я у вас в гостях. Поскольку мы не в московской студии, а в вашей комментаторской кабине на стадионе в Холменколлене.
- Причем кабину мне выделяют одну и ту же на протяжении многих лет. Сижу за бетонными стенами, в то время как остальные коллеги отгорожены друг от друга шторами. Повелось так с чемпионата мира 2011 года по лыжным гонкам, когда я много комментировал по-русски для польского телевидения, не сходя со своего рабочего места. Теперь меня каждый раз отсаживают.

- Прячут в сурдокамеру?
- Совершенно верно. Более того, в Тюмени, где на будущий год пройдет этап Кубка мира, немцы попросили развести меня с ними по разным углам стадиона, чем очень горжусь.

- Нам не привыкать дистанцироваться от Европы в некоторых вопросах. Можете сказать, однако, что-нибудь хорошее про биатлонный чемпионат мира по состоянию на тот момент, в который мы беседуем? (После женской эстафеты. - Sovsport.ru).
- А вот постараюсь. В эстафете женщины показали худший результат в истории - 11-е место. Ежи Лец бы сказал: «Думали - дно, но снизу постучали». А я радуюсь за других. За норвежку Олсбю, которая сберегла золото в борьбе с Дорен-Абер, за выдохшуюся «бронзовую» Дальмайер, за себя, сделавшего селфи с Лив-Грет Пуаре для моего суперпопулярного инстаграма. Раз побед нет, пропагандирую почти семейные ценности. Хотя лучше бы делать это на фоне наших побед.

- Так можно вовсе ничего не выложить в инстаграм.
- Женская сборная подошла не готовой к этому чемпионату. До последнего верил тренерскому штабу, что все будет несколько иначе. Даже с учетом очень слабого выступления Подчуфаровой в спринте. Но хочется задать вопрос: неужели никто не видел, когда спортсменка умирала на финише эстафеты в Антерсельве, что ей совершенно ни к чему поездка в Северную Америку? Ни тренеры, ни комплексная научная группа, ни специалисты минспорта и ЦСП? Однако мы-то не слепцы!

- Впору волноваться не за одну Подчуфарову, а за весь российский биатлон.

- Я в этом смысле оптимист. Посмотрите на Акимову, которой давали мало шансов проявить себя в течение сезона. Нормально выступила. А теперь стоп. Давайте не будем путать весь тренерский штаб и отдельных в нем специалистов. Настаиваю, например, на том, что мы обязаны сохранить Сергея Коновалова как тренера по стрельбе или же старшего тренера сборной. Человек делает свою работу хорошо, кто бы что ни говорил. И это подтверждают стрелковые результаты женщин в Норвегии.

- Вы сейчас смеетесь?
- Абсолютно нет.

- Шумилова в смешанной эстафете, Виролайнен в индивидуальной гонке и эстафете...
- А Акимова, Юрлова, Загоруйко? Не смеюсь, стрельба у наших неплохая. И я видел это в том числе по контрольным тренировкам. Психология - другой момент. Когда человек получает словно обухом по голове во время «стойки»... С симпатией отношусь к Виролайнен, но в эстафету, на мой взгляд, нужно было ставить Шумилову, несмотря на ее огрехи. В смешанной эстафете цена вопроса была - габарит. Дернулась мишень - и вернулась обратно, Катя заволновалась. А перед основной эстафетой говорил тренерам, хотя мой голос не решающий и даже не совещательный: Виролайнен не готова. Что и подтвердилось.

«Гросс иногда ведет себя непонятно»

- Выступление наших женщин в Норвегии впало в зависимость от состояния Подчуфаровой. Перекосило составы на все гонки. Что за самолет такой, превращающий спортсмена в обычного человека до конца сезона?
- Вопрос не в самолете, а в реакции на соревновательную нагрузку. Подчуфарова пришла в биатлон поздно, занимается им всего семь лет. Научная группа, видя, как выступает Ольга в Антхольце, обязана была все просчитать. Не только по биохимии, но и по визуальным впечатлениям. Спортсменка месяц не могла спать, была перетренирована, - это разве не звонок? Слава Екимов, великий наш велогонщик, рассказывал: приходишь во время «Тур де Франс» на завтрак, видишь - гонщик сидит и тупо смотрит на еду. Считай, снялся. Отсутствие аппетита и сна - верные признаки перетренированности. Я все-таки дипломированный тренер, не станем об этом забывать.

- Вы так говорите, словно Подчуфарова не в сборной два последних года. Она опытный боец. Как нужно было готовить ее, чтобы довести до такого состояния?
- Говорю не в чью-то защиту. Но перед прошлогодним чемпионатом мира, если помните, Подчуфарова упала на пробежке из-за собаки, травмировалась и долго восстанавливалась. Это выбило из колеи всю сборную. Теперь - акклиматизация. Кстати, были и неожиданные плюсы. Когда у Ольги получалось на тренировках, она как бы говорила остальным: если даже я могу в моем состоянии, а вы нет, может, стоит потерпеть?

- Допустим, Подчуфарова поправилась бы. Или Виролайнен в эстафете отстреляла бы с нулем. Наш максимум в этом случае - шестое место. При промахах у всех остальных.
- Было такое ощущение по ходу гонки. Акимова упала, да, но скоростями мир мы не удивили. Любопытно другое: Загоруйко, Акимова - дебютантки чемпионатов мира, но участницы эстафеты. А шансов в сезоне обе получали крайне мало. Еще Владимир Королькевич подмечал: мы сознательно сужаем скамейку. Бабиков, допустим, вполне мог стартовать в эстафете еще в Антерсельве. Но Рико Гросс сказал: «Слишком молодой». И это была ошибка! Немец иногда ведет себя непонятно. Ставя сознательно на гонки одних и тех же, мы губим резервистов, которые пригодились бы на Олимпиаде и чемпионатах мира. Не понимаю, почему это происходит.

- Еще примеры?
- Поставили Никулину на этап эстафеты в Хохфильцене. Она его провалила. Но так закаляется сталь, это ведь дебютантка! После такого Никулину задвигают даже не в IBU, а в российские соревнования. То есть не дубль - третья лига. Что вы творите?! Разве можно быть настолько расточительными? А Щербинина? В прошлом прекрасная лыжница, теперь почему-то бегает не так уверенно. Про Миронову авторитеты говорили - на Домрачеву ходом похожа. Так давайте развивать! А мы сужаем выбор до предела. Или вот Сливко...

- Гонщики - как футбольные вратари? Выступают до первой ошибки?
- Да, но ошибка ошибке рознь. Я в прекрасных отношениях с Виролайнен и ее мамой Анфисой Резцовой, но в репортаже сказал: «Даша, сколько можно промахиваться!» Опять эта «стойка», о чем тут думать, психолога надо звать! Хотя тоже не панацея, потому что у нас такие психологи, что хоть стой, хоть падай. Не хочу никого обидеть, но были прецеденты.

«Неуловимый Джо»

- Ротация тренеров у нас повыше, чем у спортсменов. Мы почему-то даем шанс новым специалистам раз в полтора-два сезона.
- А какая может быть стабильность, если мы пожинаем плоды безрассудного и безнравственного отношения к спортсменам со стороны предыдущего тренерского штаба? Хоть убейте меня, а есть несколько фамилий, которые должны быть в сборной. Но они закончили соревновательную деятельность, потому что попросту надорвались.

- Из-за Пихлера?
- Естественно.

- Виделись с ним в Холменколлене?
- Нет. Зато он всем рассказывал, что со мной не разговаривает. Как в анекдоте про неуловимого Джо. На кой ляд он мне нужен? «О-хо-хо, шведы нас обыграли в эстафете на три секунды в борьбе за 11-е место!». Достижение.

- Пихлер Пихлером, но наверняка есть вопросы и к тем, кто отвечает за функционал в российской сборной.
- Есть. Но давайте отделим одно от другого. Коновалов, повторяю, должен продолжить работу в сборной. На мой взгляд. Насчет Сергея Ефимова не уверен, потому что есть ошибки, которые ну прямо-таки налицо! Надеюсь президент СБР Александр Кравцов и министерство спорта во всем разберутся, примут взвешенное решение.

- Перейдем к мужчинам?
- Сначала выражу большой «респект» лыжнику Сергею Устюгову, который практически в одиночку бьется на этапах с норвежцами и делает это блестяще. Теперь про биатлонистов. Есть нюансы. Ясно, что Рико Гросс в ближайшее время должен наступить на горло собственной песне и при определении составов на гонки не выделять спортсменов, которые тренируются у него. В ущерб тем, кто работал в группе Падина и выступает не хуже.

- На нескольких последних этапах Кубка мира Малышко получал место в гонках с большим авансом. Но замену ему не нашли и не дали контрольно простартоваться на чемпионате Европы в Тюмени. В итоге получили шестьдесят какое-то место в единственной его норвежской гонке. В чем корни этой слепой веры?
- Еще раз говорю: Гросс воленс-неволенс отдает предпочтение спортсменам из своей группы подготовки. Хотя это не сборная Гросса - симпатичного человека, великого спортсмена. Это сборная вашей и моей страны. Меня такая ситуация не устраивает. И виноваты не спортсмены, хоть Цветков, хоть Малышко. Они выступают так, как их готовят. Но если проигрывают - на их месте должен быть кто-то другой. Если он есть. Но вот есть ли он?

«Врачей Шараповой нужно выгнать взашей»

- Откуда взялась новая печаль российского спорта - «Милдронат»?
- У меня паззл не складывается. Не очень верю в случайность совпадений: второй фильм ARD про допинг, поимка наших лидеров, сложная политическая ситуация, потуги фармацевтического лобби... Но есть и русский авось, однако, из-за которого мы каждый раз получаем граблями. Восхищаюсь министром иностранных дел, мы с ним знакомы. Каждый раз, читая высказывания Сергея Лаврова, теперь вот по поводу «Милдроната», думаю: боже, какой он молодец. Только почему бы нам не начать заниматься проблемой прошлой весной, когда все зарождалось с «Милдронатом»? Собрать заседание Думы, возмутиться запретом препарата, который для нашего спорта, оказывается, все равно что воздух и вода, но при этом не допинг и помогает. Почему не тогда? У меня нет ответа.

- Зачем мы продолжали сидеть на «Милдронате», если есть разрешенные аналоги? Тут не авосем, а дремучим лесом пахнет.
- Вопросов куча. К ФМБА, к минспорта, к докторам. Врачей Шараповой, которая молодец, сыграла на опережение, за такую работу нужно просто выгнать взашей. А Кулижникову по закону светит пожизненное. И запад уже затянул очередную песню про допинговую Россию, словно ждал отмашки. Посмотрим, сколько дадут Маше. Не могут ведь за одно и то же Кулижникова дисквалифицировать навсегда, а ей дать три месяца!

- Странность еще и в том, что некоторые федерации просто молчат. Как СБР по гонщику Латыпову. Соберите СМИ, скажите правду: виноват спортсмен, доктор или святой дух. Правда сработает на вас. А если молчите, значит, есть что скрывать.
- Это тоже не всегда объяснимо. Вообще странная какая-то суета вокруг препарата в стране, где с лекарствами в принципе не очень хорошо.

- Да и с врачами.
- А вот врачи у нас хорошие. Американские не недавно смогли прочистить ухо, а в Тюмени меня замечательно вылечили.

- Врачи хорошие. Репутация плохая.
- Рассказываю историю. Являюсь лицом ковровских костюмов...

- Можно еще раз? Не усвоил.
- В Коврове шьют костюмы. А я это приветствую и поддерживаю. Так вот находимся мы в Питере на приеме у Валерия Гергиева. Сижу в костюме-тройке среди питерских банкиров. Мощная тусовка, концерт, получаем удовольствие. И один банкир говорит: ты где в Италии костюмы шьешь? «Какая Италия? - отвечаю. - Ковров!». Парень аж вилку выронил.

«Изыди, Шумилова!»

- Как вам работается на «Матч-ТВ»?
- Замечательно. Вообще не понимаю полемики, которая развернулась после интервью некоторых моих руководителей. С позиции меня и людей, работающих на биатлоне, мы сохранили команду, программу, трансляции, которые удалось облагородить. Ничего кроме огромного спасибо за это сказать не могу. Получаю удовольствие от работы с Тиной Канделаки и Натальей Билан. Не стесняюсь признаться в этом на всю страну.

- Отрадно за вас.
- Смущает вот что. Меня учили в свое время: коллеги - как покойники, о них либо хорошо, либо никак. Теперь же СМИ гнобят комментаторов, явно выполняя какие-то заказы. О'кей, я толстокожий: от позитивной критики оттолкнусь и пойду дальше, глупую критику проигнорирую. Но есть среди коллег те, кто, как и спортсмены, остро реагирует на выпады в свой адрес. Градус злобы в стране и так зашкаливает. То войны, то няни, то еще что-нибудь. Мы переносим свою отрицательную энергию на спортсменов, кричим : «Изыди, Шумилова!». Еще год назад в соцсетях писали: «Губерниев балаболка, никогда его не смотрю». При этом каждый прекрасно помнил, что я сказал вчера и на прошлой неделе, это святое. А теперь мне желают увечий. Люди, остановитесь! Вспомните кота Леопольда!

- Вернемся к «Матч-ТВ».
- С радостью. Мне с моими руководителями, как в рекламе, в любой день сухо и комфортно. Нашей команде доверяют. И свое дело мы делаем хорошо.

- Упреки в ура-патриотизме принимаете?
- У меня? Ура-патриотизм? Неправда. Я люблю свою страну, болею за наших спортсменов. Где тут ура-патриотизм? Слышал, что это явление называют последним прибежищем негодяев. А гениальный Жванецкий окрестил патриотизм оправданием того, почему мы должны жить хуже других. Но я действительно люблю свою маму, свою Сходню, где, надеюсь, не построят незаконно 17-этажный дом рядом с моей дачей. Люблю биатлон и людей биатлона. А меня обвиняют в симпатиях к Дальмайер и немцам. Заткнись, говорят, у нас есть Шумилова и Виролайнен. Всегда стараюсь распределять симпатии, но когда наши на финише далеко, позвольте мне болеть за того, за кого сочту нужным.

«Благодарен девчонкам»

- Меняю формулировку. Некоторая слащавость при некоторой неглубокости - есть такое на «Матч-ТВ»?
- Буду говорить про себя, а не про коллег. Вот такой я слащавый и неглубокий, хорошо. Только не очень понимаю первый термин. Неужели хвалю спортсменов, когда они заслуживают расстрела? Про неглубокость просто промолчу. Потому что на лыжах меня учил кататься олимпийский чемпион, король лыж Владимир Кузин. А величайший тренер в истории биатлона Александр Привалов разжевывал мне азы стрельбы. Но поскольку аудитория канала велика, и женщин нас смотрит больше, чем мужчин, я в свое время принял решение рассказывать какие-то вещи о спортсменах. Никто за последние 20 лет не вспоминал в эфире про личных тренеров, кроме меня и верной бывшей жены, мамы моего сына, прекрасного комментатора Ольги Богословской. И про регионы тоже, хотя это важно для спортсменов. Для той же Подчуфаровой, например, которой Мордовия вместе с Москвой платит зарплату. Если уж ставить точку, вспомню Александра Ширвиндта, моего чуткого старшего товарища, который сказал: «В мое время тоже бегали и Тихонов, и Зимятов. Но узнать из репортажа, кто на ком женился - это хорошо».

- Как лично вы профессионально изменились под воздействием...
- ... «Милдроната»?

- Новых руководителей.
- Никак не изменился. Как комментировал, так и комментирую. Не приходили ко мне с наставлениями ни Тинатин Гивиевна, ни Наталья Билан, с которыми знаком сто лет. С самого начала девчонки поняли одну вещь, за что безмерно им благодарен. Это облек в словесную форму еще Леонид Куравлев в великом фильме про Ивана Васильевича: «Если ты будешь вмешиваться в опыты академика...». Повторюсь: руководство мне доверяет. Включая руководство «Газпром-Медиа» в лице Дмитрия Чернышенко, которому передаю горячий привет и говорю спасибо. То же самое адресую телеканалу «Россия», в штате которого я по-прежнему состою, работая советником гендиректора Антона Златопольского. Даже представить не могу уже много лет, чтобы кто-то позвонил перед эфиром и сказал: «Дима, надо вот то-то и так-то». Я сам когда-то просил таких советов. И слышал: «Сделай все хорошо, у тебя получится, а мы поддержим».

- Вам не жаль группы коллег, покинувших штат «Матч-ТВ»?
- Александр Елагин - один из моих любимых комментаторов и прекрасный театральный артист. Когда-то он приглашал меня на канал «ТВ-центр» в 1997 году. Но он ведь и не уволен, эфиры будут продолжаться. Конечно, те люди, о которых вы спрашиваете, - комментаторы неплохие...

- Сознательно не упоминаете фамилию Уткин?
- Как раз собирался. С учетом того бэкграунда, который имел место перед началом нынешнего сезона, мы, наверное, были вправе ожидать подобного. Искренне желаю коллегам удачи. Надеюсь, эти звезды продолжат сиять на медиа-небосклоне.

Новости. Биатлон