И не друг, и не враг, а так... «ССФ» о дружбе Игоря Денисова и Андрея Аршавина

«ЗЕНИТ». История дружбы питерских звезд. Как знакомились, ругались, делали карьеру Андрей Аршавин и Александр Кержаков, Игорь Денисов, Владимир Быстров и Александр Анюков. текст Борис Ходоровский, специально для «ССФ»
Популярный в литературе и особенно в кинематографе сюжет: молодые ребята, объединенные одной целью, клянутся в вечной дружбе и стремлении совместно добиться успеха. Они взрослеют, совершают ошибки, проходят дорогами побед и поражений, а добившись успехов, оказываются чужими людьми.
Лучше всего на экране воплотил этот сюжет великий итальянский кинорежиссер Этторе Скола в фильме «Мы так любили друг друга». Он показал историю трех десятилетий жизни Италии сквозь призму взаимоотношений трех друзей, один из которых стал преуспевающим бизнесменом, второй – простым санитаром, а третий – знатоком итальянского кино. История последнего десятилетия «Зенита», которую можно проследить через взаимоотношения выросших в питерском клубе звезд российского футбола, вполне укладывается в знаковый сюжет.
2000 год
В «Зените» дебютирует Андрей Аршавин
2001
Дебютирует Александр Кержаков
Золотая связка
Первыми в состав питерской команды, возглавляемой тренером советской школы Юрием Морозовым, попали Андрей Аршавин и Александр Кержаков. Им повезло, что в ту пору «Зенит» оставался клубом с советскими традициями – бедным и гордым. Сине-бело-голубым не под силу было соперничать с московскими грандами, а уж тем более покупать европейских звезд за 100 млн евро.
Зато каждая победа над «Спартаком» воспринималась в Питере как городской праздник. И когда в своем 13‑м матче Кержаков открыл счет голам в высшем дивизионе, забив самому принципиальному сопернику, он вместе с Аршавиным отметил это событие по-мальчишески искренне. Молодые футболисты кувыркались у кромки поля, не скрывая эмоций и не думая о причитающихся премиальных.
Очень быстро для молодых питерских дарований придумали красивое определение – «золотая связка». Хотя до первого золота, завоеванного «Зенитом», было очень далеко. Многим казалось, что Андрей и Александр – друзья неразлейвода. На самом деле было не так.
Еще с детских команд Аршавин и Кержаков были непримиримыми соперниками. Питерским болельщикам не стоит объяснять, что означало дерби между футбольными школами «Зенит» и «Смена» (последняя сейчас стала академией футбольного клуба «Зенит», что приводит к путанице). Для остальных поясним: это городское «эль-класико» на уровне детских и юношеских команд. Страсти на матчах чемпионата города кипели такие, что многим клубам первого дивизиона не снилось.
Аршавин – сменовец, Кержаков – зенитовец, да еще и легионер по меркам городского детско-юношеского футбола. Парень из Кингисеппа, до которого от Северной столицы около ста километров, помыкался по интернатам. На футбольном поле между ними поначалу было полное взаимопонимание, а вот за его пределами Александр и Андрей соприкасались нечасто.
Из интервью Кержакова «Советскому спорту» зимой 2008 года:
– В основной команде «Зенита» раньше проявлять себя начал Андрей. Когда я туда пришел из дубля, он уже выходил на замену в играх. Поначалу в «Зените» мы всюду ходили парой и играли в связке.
Но мы не друзья, а приятели: в «Зените» жили на сборах и выездах в одном номере, но круг друзей у нас разный. Мы даже семьями ни разу вместе не собирались. И когда я был в Испании, мы не звонили друг другу.
2002
Дебютируют Владимир Быстров и Игорь Денисов
Из интервью Денисова «Радио «Зенит» весной 2012 года:
– Говорят, когда Василий Костровский (тренер «Смены». – Прим. ред.) привел вас и Быстрова на смотрины к Юрию Андреевичу Морозову (тогда главный тренер «Зенита». – Прим. ред.) в «молодежку», тот сказал, что этого ветром сносит, а этот бежит не так…
– Юрий Андреевич вообще сказал про меня, что «этот толстож…й играть в футбол никогда не будет».
Из интервью Быстрова «Спорт-Экспрессу» осенью 2007 года:
– В знаменитой школе «Смены» был какой-то парень, который считался всех талантливее?
– Гарик, наверное. Денисов. Он и капитаном был, и лидером. Когда меня папа из Луги в эту школу привез, «Смену»-84 называли едва ли не лучшей командой страны. Человек шесть играли за сборную России по своему возрасту. Я очень слабо смотрелся на их фоне. В первом сезоне не вылезал из запаса. То на пять минут выпустят, то на пятнадцать...
Дебют полузащитника по прозвищу Быстрый, которое не только фамилии, но и игровой манере соответствовало, пришелся на финал Кубка России. Мало кто из тренеров рискнул бы бросить в пекло матча, в котором питерцам противостоял уже тогда мощный ЦСКА, неоперившегося юнца. Морозов рискнул и по большому счету прогадал. Опытный Андрей Соломатин делал что хотел на фланге Быстрова.
Шанс стать одним из лидеров «Зенита» Быстрову представился уже при Властимиле Петржеле. Когда над чешским тренером навис дамоклов меч увольнения, он сделал ставку на «питерских мальчичков», которых выпестовал в молодежной команде Вячеслав Мельников. Одним из них был Быстров, сразу же ставший любимцем болельщиков и неформальным лидером молодежной ватаги «Зенита». Искренний, острый на язычок, умеющий дружить – так характеризовали Владимира партнеры.
Из интервью Быстрова «ProCпорту» осенью 2007 года:
– Приходилось ли с кем-то из друзей махаться? Махаться – нет, мы на тренировках в одной и той же команде играли. А вот орать друг на друга и обижаться – не раз.
2004
29 ноября 2004 года в 6.40 утра полузащитник «Зенита» Владимир Быстров стал отцом. С женой Аленой он познакомился в кафе, куда однажды зашел вместе с одноклубниками Игорем Денисовым и Сергеем Ивановым.
2005
В «Зенит» из «Крыльев Советов» приходит Александр Анюков.
Из «Зенита» в «Спартак» уходит Быстров
18 мая Игорь Денисов отмечал 21‑й день рождения в питерском кафе «Лукоморье», которое принадлежало Александру Кержакову. Наряд милиции, прибывший на зов возмущенных шумом жителей улицы Рентгена, был вынужден вызвать подмогу. Денисов обнажал торс и вызывал милиционеров на рукопашную. «Убирай пистолет, снимай форму, пошли драться один на один!» – требовал футболист от старшего лейтенанта Павла Васильева.
По материалам «Комсомольской правды» в Петербурге»:
– Получив отказ, Денисов стал названивать незнакомцу с требованием приехать и разобраться с непрошеными гостями по-мужски. «Плачу любые деньги», – орал в мобильник зенитовец. Быстров тоже был на нервах. «Козлы!..» – психовал он, стоя на крыльце кафе. Позже оба полузащитника скрылись в подсобке на кухне. По словам Васильева, через некоторое время он обнаружил там футболистов... прижавшихся друг к другу за коробками с продуктами.
Одним из немногих, кто вел себя в эту ночь достойно, оказался Андрей Аршавин, который также пришел поздравить Денисова.
Павел Васильев: «Аршавин был трезв и неоднократно пытался успокоить своих товарищей по команде».
В начале четвертого утра на место происшествия приехало милицейское начальство. Начальник уголовного розыска Демещенко распорядился убыть из «Лукоморья» дежурному и инспектору, а задержание прекратить.
Предатель или жертва?
Переход Быстрова в «Спартак» в середине сезона-2005 стал громом среди ясного питерского неба. Автор этих заметок дозвонился до Быстрова, когда тот садился в московский поезд. «У меня выбора другого нет, – утверждал Владимир. – При Петр-желе мне только скамейку полировать остается».
Футболисты знали то, чего не знали болельщики. Они были прекрасно осведомлены о том, что трансфер в «Спартак» подготовили Петржела вместе с тогдашним генеральным директором клуба Ильей Черкасовым и агентом футболиста Павлом Андреевым. Все участники той сделки внакладе не остались. В ту пору даже Быстров так считал.
С зенитовцами он поддерживал дружеские отношения. На свадьбе, которую Быстров решил провести в Санкт-Петербурге, во Дворце бракосочетания, встретились зенитовцы и спартаковцы.
«Спартак» на свадебной церемонии представляли Войцех Ковалевски, Алексей Зуев, Денис Бояринцев и Никита Баженов. «Зенит» делегировал на Английскую набережную, где расположен самый престижный в городе Дворец бракосочетания, лучшие силы. Поздравить Быстровых пришли только игроки сборной России Александр Анюков, Андрей Аршавин и Игорь Денисов со своими половинками.
Наиболее сложные обязанности были у Денисова. Ему доверили стать свидетелем со стороны жениха. Игорь с честью справился с непростой ролью и выглядел едва ли не счастливее друга.
2006
Кержаков уезжает в «Севилью»
Дела агентские
Вслед за Быстровым «Зенит» покинул Кержаков. Некоторое время его делами занимался Константин Сарсания, который затем стал спортивным директором «Зенита». Вместе с Адвокатом он нашел для питерского клуба, как им казалось, более достойного кандидата на должность главного бомбардира – турка Фатиха Текке.
Перед Кержаковым замаячила та же дилемма, что в свое время перед Быстровым: оставаться на скамейке или уходить. Ситуация усугублялась еще и тем, что, когда за питерского голеадора предлагали приличные деньги, «Зенит» его не отпускал. Промариновали на скамейке и только потом продали в «Севилью».
Кержаков в то время метался, пытался обратиться за помощью в ведении его дел к агенту Павлу Андрееву и своим поведением несколько оттолкнул тех, кто оставался в «Зените». В далекой от Северной столицы Андалусии Александр дистанцировался от бывших одноклубников.
«Я даже телефона его не знаю, – говорил в интервью Анюков. – Не буду же подходить к Кержакову и просить дать номер испанского мобильника. Когда игрок покидает команду, обычно он оставляет свои координаты тому, с кем хочет общаться».
Анюков быстро влился в «Зенит» во многом благодаря поддержке друзей и… агента Павла Андреева. С Аршавиным и Денисовым экс-волжанин, перешедший в «Зенит» из разваливавшихся на глазах летом 2005‑го «Крыльев», подружился еще в сборной. Дельные советы агента помогли Александру стать своим человеком в Питере, где чужаков принимают не сразу и не всегда. Анюкова же встретили баннером «Саша, ты дома!».
Из интервью Кержакова «Спорт-Экспрессу» осенью 2008 года:
– Аршавин как-то год не разговаривал с Малафеевым. А у вас с кем-то были такие конфликты?
– Да, и очень об этом жалею. С Игорем Денисовым поцапались в игре с «Марселем» (март, 2006. – Прим. ред.), долго не общались. Все на эмоциях. Потом не разговаривать вошло в привычку. Уже и зла-то не держишь, а привык к холодности. Через два-три дня в тебе просыпается «я», сам мириться ни за что не подойдешь. И ссора затянулась.
– Сейчас тоже не общаетесь?
– Слава богу, начали. В Питере его увидел, подошел. Сделали вид, что размолвки не было.
2007
Зенитовские мушкетеры и спартаковский д’Артаньян
Весной 2007 года главный тренер «Зенита» Дик Адвокат перевел в молодежный состав троих лидеров не только клуба, но и национальной команды – Анюкова, Аршавина и Денисова. Событие это совпало с визитом в Питер на матч премьер-лиги «Спартака» и днем рождения красно-белого Быстрова.
По Питеру поползли разнообразные слухи. Нет, о том, что на посиделках старых друзей был предопределен исход матча на «Петровском», никто не говорил. Зато о якобы имевшем место нарушении спортивного режима, которое не осталось не замеченным бдительным Диком, говорили сплошь и рядом.
Никакого нарушения режима в привычном понимании этого термина не было и в помине. Что было, знают только ребята. Ситуацию довольно быстро разрулил агент Павел Андреев, клиентами которого к тому времени были все четверо. В дубле Аршавин и К° не задержались, а единственным серьезным последствием стала смена капитана. Повязка с гербом Санкт-Петербурга перешла от Аршавина к Анатолию Тимощуку.
Из интервью Быстрова «Спорт-Экспрессу» осенью 2007 года:
– Денисов – ваш лучший друг?
– Один из лучших. Все лучшие друзья остались в Питере – Аршавин, Денисов и Анюков.
– Анюков многим кажется нелюдимым.
– Заблуждение. Отличный парень. Открытый, добрый, честный. Тот, на кого всегда могу положиться, кто за спиной плохого не скажет.
– А с Кержаковым созваниваетесь?
– Нет. Первый сезон в «Зените» общались, но потом Кержаков изменился, более закрытым стал. На этом наше общение закончилось.
– Каждый год вы проводите отпуск не на заморских курортах, а в родной Луге. Нынешний исключением не станет?
– В этот раз решили рвануть на Мальдивы с Аршавиным, Денисовым и Анюковым, жен взять.
2009
В январе Аршавин уходит из «Зенита» в «Арсенал».
В течение полугода в команде только двое из друзей, Денисов и Анюков.
В августе Быстров возвращается в «Зенит»
Аршавин решил перебраться в «Арсенал». Этот трансфер не входил в планы Андреева, получившего приличные проценты с подписного бонуса своего клиента, когда тот заключал контракт с питерским клубом. Руководство «Зенита» поставило перед Аршавиным условие: при трансфере бонус вернуть. Андреев советовал остаться, но у Аршавина не было желания слушать чьи-либо советы. Он разорвал отношения с Андреевым, причем расставание было далеко не мирным. В ответ агент дал указание остающимся в «Зените» клиентам как можно меньше общаться с отступником.
Забегая вперед, указание осталось в силе и перед Евро-2012, когда Аршавин настоял на аренде в «Зенит», чтобы набрать игровую форму. Дело доходило до открытых конфликтов на тренировках.
Да и большого желания общаться с Андреем у недавних друзей не возникало.
Из интервью Аршавина «Спорт-Экспрессу» осенью 2009 года:
– В конце прошлого года на вопрос: «Правда, что дружба с Быстровым сошла на нет?», вы ответили: «Категорично утверждать нельзя. Но наши отношения нынче другие, с этим спорить трудно. Быстрову, Анюкову и Денисову не понравилось, что я сменил агента». Сейчас что-то изменилось?
– Отношения стали лучше. Со всеми уже нормально общаюсь.
– Обсуждали эту тему?
– Нет, все наладилось само собой.
– Вы столько лет дружили. Как же из-за смены агента между вами кошка могла пробежать?
– Лучше у самих ребят спросить. Я, признаюсь, такого не ожидал.
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЫСТРОГО
Обратный трансфер Быстрова расколол фанатский вираж. Причем те, кто считал экс-спартаковца предателем, недостойным сине-бело-голубых цветов, были в большинстве. Дело дошло до того, что на церемонии вручения команде бронзовых медалей Быстрова освистали и вся команда в знак солидарности с партнером покинула сцену.
Не помогали призывы Лучано Спаллетти, назвавшего Быстрова своим другом и объявившего, что любую недружественную акцию в его адрес весь тренерский штаб будет рассматривать как оскорбление.
И тогда на защиту Быстрого встал Денисов. Он изменил своему принципу не давать интервью по ходу сезона и настоял на публикации в питерской газете. Естественно, рассказал о собственных планах и любимых собаках, но львиную долю столь редкого для себя интервью посвятил правильным словам о Быстрове.
За время, пока Быстров, Кержаков и Аршавин в глубине души мечтали о возвращении в Питер, Денисов превратился в лидера команды. Он мог бы стать символом «Зенита», займись его раскруткой пиар-служба клуба.
Любопытно, что, когда в 2005 году, потратив несколько месяцев и задействовав широкий круг знакомых, автору этих заметок удалось взять интервью у Денисова, в качестве его пресс-атташе выступил Аршавин. «У меня от друга секретов нет», – говорил тогда Игорь, предлагая прислать текст на визирование Андрею. Сегодня такое сложно представить.
Из интервью Быстрова «Спорту День за Днем» осенью 2009 года:
– Правда ли, что инициатором вашего возвращения в «Зенит» были вы сами?
– Я хотел домой. В Питер. Это было мое желание. Мне очень помогли друзья Саша Анюков, Игорь Денисов. Я поделился с ними, а они нашли возможность рассказать о моих настроениях руководству.
– Капитан «Зенита» Александр Анюков – ваш близкий друг, как и один из самых авторитетных футболистов команды Игорь Денисов. Что значит для вас мужская дружба? Большую ли роль играют друзья в вашей жизни?
– Эти ребята действительно мои друзья. Настоящих друзей не так много. Дружбу очень ценю. Друзья – главное в моей жизни наряду с семьей.
2010
В январе в «Зенит» возвращается Кержаков
Константин Сарсания – экс-спортивный директор «Зенита» – из книги «Вся правда о «Зените»:
– Он мог вернуться и раньше, до «Динамо», но когда зашел разговор об этом, «Зенит» не захотел брать Кержа обратно. Не буду называть имен – но когда прошел слух, что Кержаков вернется в команду, некоторые футболисты позвонили мне и Фурсенко и сказали, что это будет неправильно.
2012
Весной «Зенит» арендует на полгода у «Арсенала» Аршавина. Единственный раз в команде все пятеро – Денисов, Анюков, Кержаков, Быстров, Аршавин
Бунт Денисова
Демарш капитана сборной России, завершившийся его ссылкой в молодежный состав, на первый взгляд, выглядел банальной попыткой вытрясти контракт на уровне Халка. Денисов изложил свою позицию лишь однажды в интервью «СЭ». Попытку достучаться до руководства он назвал борьбой за правильное устройство команды.
Конечно, полностью отбрасывать финансовую составляющую бунта не следует. Но по словам Денисова, он встал на защиту друзей. Да только друзья предпочли не поддерживать бунтовщика открыто. Даже перевод Кержакова в молодежный состав на какие-то пару дней с этим не был связан. Между собой, конечно, ребята что-то обсуждали, но до постановки вопроса ребром дело не дошло.
2013
Из «Зенита» в «Анжи» уходит Денисов.
В «Зенит» из «Арсенала» возвращается Аршавин
Гордиев узел конфликта был разрублен только этим летом. Руководство клуба предпочло сохранить Спаллетти, который по ходу прошлого сезона практически потерял нити управления командой, и пожертвовать последним, если не считать Малафеева, старожилом питерского футбола. Кстати, голкипер «Зенита» всегда держался особняком и не примыкал к компании молодых и дерзких ребят, с которыми ассоциировался «Зенит» эпохи Петржелы и Адвоката.
Все разговоры о возможном уходе Анюкова на корню были пресечены Андреевым. Ставший питерцем волжанин остается в команде Спаллетти, как и Быстрый, Керж, Арши. Ушел только Денисов, и с ним, пожалуй, ушла целая эпоха взаимоотношений между футболистами.
Грустный эпилог
Фильм Сколы «Мы так любили друг друга» заканчивается символичной сценой: двое друзей наблюдают из-за забора виллы за преуспевшим, но не ставшим от этого счастливым другом-бизнесменом. И, сочувствуя ему, вспоминают о временах, когда они были молоды и счастливы.
Того «Зенита», в котором феерили молодые и дерзкие питерские ребята, нет и больше не будет. Есть проект «Газпрома» – клуб европейского уровня, флагман объединенного украинско-российского чемпионата. Футболисты приобрели солидные капиталы, но что-то важное растеряли.
Говорят, что бывшие друзья Анюков и Денисов сейчас вообще не общаются. Возможно, именно поэтому в марте 2012 года Анюков отказался от капитанской повязки, и с тех пор она, неприкаянная, скачет от одного футболиста к другому.
В начале 1990‑х автор этих заметок разговорился с великим хоккейным тренером Виктором Тихоновым. Это сейчас уже остыли страсти времен перестройки и гласности, связанные с отъездом в НХЛ звезд российского хоккея. Тогда, в 1990‑х, для Тихонова эта тема была болезненной.
До сих пор помню интонацию, с которой Виктор Васильевич бросил фразу: «В ЦСКА они дружили, а сейчас не дружат. Да, они будут побеждать, потому что играют лучше всех, но так дружить уже никогда не будут».





