Вячеслав Соловьев: Азам игры трудно научить из-под палки
ХОККЕЙ С МЯЧОМ
Среди многочисленных гостей и специалистов, приехавших на XXIII чемпионат мира в Архангельск, особое внимание привлекает знаменитый в прошлом хавбек легендарной сборной СССР Вячеслав Соловьев. Ветеран по-прежнему находится в отличной спортивной форме и охотно побеседовал с корреспондентом «Советского спорта» Евгением Худовековым.
— Что вы ждете от решающих матчей этого чемпионата?
– Да как всегда, ждем красивой, зрелищной игры от лидеров мирового бенди. Хочется, чтобы участники показали грамотный хоккей как в индивидуальном, так и комбинационном плане. Именно такая игра — быстрая, скоростная — и нравится болельщикам, привлекает их на стадион.
— Чем вы сейчас занимаетесь?
— Я тренирую юношей в московском «Динамо». К моему большому сожалению, уровень подготовки будущих хоккеистов в столице очень низкий. Мальчики не проходят той дворовой школы, которая была у нас. Именно дворовый хоккей закладывает азы русского хоккея, этому трудно научить из-под палки. Русский хоккей (именно русский, подчеркнул Соловьев) надо любить и понимать!
Сейчас, как правило, юные спортсмены приходят и занимаются, так сказать, «по уроку». То есть они раздеваются, слушают, что скажет им тренер, затем смотрят, как надо выполнять упражнения, еще вопросы задают. А время, отведенное на тренировку, тикает и тикает… А как тренировались мы?! Надев коньки, сразу кидались на лед и часа три без всякого отдыха наматывали километры. Играли и тренировались самостоятельно, без присмотра, до потери пульса. Сейчас, к сожалению, такой тяги к русскому хоккею у молодых ребят нет. Да и приличных катков в Москве нет. И даже у мастеров бенди, не говоря о детских командах.
— Некогда знаменитое и непобедимое московское «Динамо» сейчас влачит жалкое существование. У вас, наверное, вся душа изболелась?
— Да вы что, это же мой родной клуб! Конечно же вся душа изболелась. Какие мастера русского хоккея играли в динамовской команде! Что ни имя, то звезда русского хоккея. А что мы видим сейчас? Действительно, сердце кровью обливается. И кстати, не только за московский хоккей. Очень обидно, что в средней полосе мой любимый вид спорта не развивается. Ярославль, Курск, Тамбов, Иваново… Раньше в этих городах были прекрасные команды. А что мы наблюдаем сейчас? Только на Севере, Урале и в Сибири и занимаются русским хоккеем. Но он же очень доступный вид. Можно играть везде, где позволяет температура. Залил площадку, и готово!
— Что в первую очередь необходимо предпринять, чтобы восстановить былую славу московского «Динамо»?
— Определиться с финансированием. И конечно же необходим искусственный каток в Москве. Я одним из первых говорил, что без таких ледовых площадок не будет будущего у русского хоккея в нашей стране. Очень рад, что меня услышали во многих городах России. Когда я был председателем федерации, я и задачу такую поставил, чтобы на Дальнем Востоке, в Сибири, в Поволжье, на Урале начинали строительство искусственных полей. Очень приятно, что именно в Архангельске был сдан в эксплуатацию первый подобный проект. Ваш город стал первой ласточкой. Здорово, что эту инициативу по строительству искусственных катков подхватили другие регионы. Ведь такие сооружения являются не только спортивными объектами, это еще и часть культуры каждого города. В Швеции есть более 80 катков, и они не пустуют. Катаются все желающие, приходят семьями, с детьми, даже престарелые люди с удовольствием проводят свободное время на свежем воздухе.
— Вопрос к вам как к специалисту. Где играют лучше в хоккей с мячом — в Швеции или России?
— У нас совершенно разные школы. И у нас есть много положительного, и у шведов есть многое, чему можно поучиться. Я уверен, что тот обмен, который происходит в последнее время между нашими школами, идет на общую пользу развития мирового бенди. Они переняли у нас катание, мы у них — использование стандартных положений, игру на верхних «этажах».