День в истории сборной. Польский провал команды Качалина

Каким был этот день 20 октября для сборной СССР по футболу?
news

Чтобы разобраться в этом, необходимо срочно перенестись аж 1957 год в польский город Хожув.

Тогда советская сборная отправилась в гости к полякам в рамках отборочного матча на шестой чемпионат мира. На кону стоял выход в финальную часть мундиаля. Потому и ажиотаж вокруг игры был невероятным.

Политика и футбол

Годом ранее в Познани была жестоко подавлена демонстрация рабочих, выдвигавших экономические требования. Погибла почти сотня человек, около пятисот получили ранения. Позднее, в октябре 1956 года, к антисоветским выступлениям присоединились и другие города. Польская объединенная рабочая партия раскололась, а Никита Хрущев уже «грозил пальчиком». Ответная игра должна была состояться в Варшаве, но в срочном порядке была перенесена в Хожув. Чего боялись? Повторения октябрьских выступлений, конечно. Матч в аккурат попадал на годовщину событий. Хожув – был на тот момент эдаким польским Донбассом. Поэтому и надеялись, что лояльные к советской власти шахтеры и работяги будут вести себя достойно. В ЦК КПСС подумали, да и согласились на перенос игры. Правда, многие в Польше все же считали, что советских футболистов бы встретили гораздо лучше именно в Варшаве. Они оказались правы. Игроков сборной СССР освистывали почем зря, каждое грубое действие польских футболистов встречалось аплодисментами и одобрительным гулом. Поляки оказались совсем не такими простыми, как могло показаться на первый взгляд.


Познанский июнь, 1956 года

До игры в станах команд

Еще большим хитрецом оказался тренер сборной Польши Хенрик Райман. Он бесконечно жаловался на отсутствие квалифицированных исполнителей в своей команде. «Если раньше я имел около двух десятков кандидатов, то после игры в Болгарии вижу только двух достойных претендентов», - сокрушался наставник поляков. Пресса всячески помогала тренеру раздувать катастрофу вокруг национальной сборной. Газеты пестрили заголовками о грядущем проигрыше, плачевном состоянии команды, отсутствием мотивации у игроков и класса. Эксперименты с составом, по мнению журналистов, провалились. Потому сборная потеряла драгоценное время, а теперь уж и того больше, сдастся практически без боя.


Валентин Иванов перед началом отборочного матча к чемпионату мира со сборной Польши. Фото Э. Варминьски

Советская сборная отвечала соперникам полной информационной блокадой. Кто призван в стан сборной? Где проходят сборы? Что думают о матче игроки и тренеры? Все это было покрыто завесой тайны. Советские газеты молчали как рыбы по заданию партийной верхушки. Известно было лишь немногое: «Спартак» в сентябре ездил в Италию, «Торпедо» - во Францию. Игроки измучались из-за постоянных переездов и изнурительного графика игр. К счастью для болельщиков из СССР, вратарь Лев Яшин сумел восстановиться к польской встрече, но вне заявки остались Войной и Крижевский. Стрельцов, Симонян и Иванов играли с травмами, а Нетто едва успел залечить свое повреждение.

Польская сборная же понадеялась на 30-летнего Герарда Цешлика и не прогадала. Футболист уже закончил карьеру в национальной сборной, но в одночасье не только вновь снял бутсы с гвоздя, но и надел капитанскую повязку. Именно Цешлик сыграет роль первой скрипки в матче против сборной СССР.


Цешлик в окружении Парамонова и Иванова

Почему-то все были уверены в победе советской сборной. Даже Никита Симонян предсказывал счет 1:0 или 2:1 в пользу сборной СССР. Можно сказать, что эта «предматчевая лихорадка» сыграла злую шутку с футболистами из Союза. После побед в Италии, Франции и Турции на Польшу не смотрелось как на сильного соперника. Да, все знали, что поляки сыграют дома сильнее, при поддержке родных трибун, но все равно в глубине души хранилась уверенность в сугубо положительном исходе для советской команды.

Трибуны не вместили всех

Новенький стадион в Хожуве вмещал порядка 93 тысяч болельщиков. Но Польша настолько жила футболом в те дни, что фанаты съезжались в город со всей страны. Ни о каких «лояльных горняках» речи, конечно, и не шло. Публика была разношерстная, с разными политическими настроениями. Около полумиллиона поляков отправлялись в Хожув в надежде получить заветный билетик на решающий матч своей любимой команды. Вот только в кассах билет приобрести было невозможно. В лучших традициях «распределиловки» приглашения на стадион распространялись по предприятиям и различным учреждениям. Туристические фирмы нашли свою выгоду. Билеты на специальный поезд из Варшавы в Хожув являлись проходом на стадион. Люди ринулись в Варшаву из других городов, чтобы втридорога купить себе место на решающем матче.


Команды перед началом поединка

До и после перерыва

Поляки с первых минут ринулись атаковать ворота Льва Яшина, поддерживаемые сотней тысяч голосов, слившихся воедино. Сборная СССР отбивалась и по возможности отправлялась в ответные рейды. Но как хорош был в тот день Яшин, также великолепен был и польский голкипер Шимковяк. Ему удавались такие сейвы, о которых другие могли только мечтать. Валентин Иванов после матча делился впечатлением от игры вратаря сборной Польши: «Когда на 2-й минуте я вышел с ним один на один и метров с 14 наверняка ударил в «окошечко», не понял, как он сумел в непостижимом броске отбить мяч». Все же Яшину повезло меньше. Перед самым перерывом на 43 минуте советский вратарь был вынужден доставать мяч из сетки собственных ворот. Хитроумный Чешлик проскочил мимо зазевавшегося Парамонова, вышел один в один с Яшиным и переиграл его. Вратарь сборной СССР прыгнул, но опоздал.


Как ни старался Лев Яшин, но все же не смог уберечь ворота от двух голов

Это настолько логичным завершением первого тайма, насколько и тяжелейшим ударом по психологии советских футболистов. Игроки не понимали, как же так выходит, что команда откровенно разваливалась на глазах. Гавриил Качалин рассказывал о состоянии игроков сборной СССР между таймами: «Что с ними случилось, не знаю. Мне кажется, их психологическое состояние перед игрой было неважным. Я обратил на это внимание и попробовал их растормошить: «Ребята, вы предпочитаете выиграть сегодня или проводить третий матч?» Они опустили головы, никто не ответил. Но мне казалось, что каждый из них понял, чего я добиваюсь. Я верил, что после перерыва пойдут вперед и отработают долги. Но неожиданно для них и для меня Яшин пропустил второй гол. Это окончательно их добило».

Вперед советские футболисты не пошли, а окончательно рассыпались. Как они позволили Брыхчи пробежать почти полполя и навесить в штрафную? Почему никто не выпрыгнул в надежде побороться за мяч? Лишь Чешлик оказался вновь расторопнее всех в штрафной сборной СССР и направил мяч в сетку ударом головой. Лев Яшин и его линия обороны капитулировали.

Все же советским игрокам под конец матча удалось спасти лицо, но не игру. Единственный гол сборной команды СССР забил Валентин Иванов. Удар нападающего был из разряда «мертвых». Поляков затем даже прижали к воротам, но пропустили настолько опасную ответную атаку, что только штанга спасла ворота команды Качалина от крупного счета. Матч был проигран, поляки под рев трибун отмечали триумфальную победу.

Воспоминания и выводы

Александр Вит и Владимир Владимиров в своей книге «Золотой кубок футбола» так описывали причины поражения от сборной Польше в Хожуве: «И все же хожувской неприятности могло и не быть, если бы боевая настройка команды была иной. Вспоминается олимпийский турнир в Мельбурне. Игроки команды превосходно понимали, что встреча с футболистами Индонезии будет нелегкой, что играть надо с полным напряжением. И все-таки, выходя на поле, ни один из них не мог забыть, что этого же противника в свое время обыграл бакинский "Нефтяник". Появилась вредная самоуспокоенность. Последствия ее известны: игра тогда кончилась вничью и ее пришлось переиграть.

Мы увидели на поле (в Хожуве – прим. авт.) самоотверженную игру поляков, их страстное желание победить, необыкновенную старательность, высокую работоспособность, неутомимость. Каждый из игроков сборной Польши сделал больше того, на что был обычно способен, а команда в целом сыграла намного сильнее своего обычного уровня.

А что было противопоставлено такой игре? Технически грамотные, хладнокровные, уверенные действия нашей сборной, но без творческой фантазии, без подъема, без достаточной воли к победе. Ни хорошей спортивной злости, ни самоотверженности, ни достаточного чувства ответственности за общее дело, когда промах одного исправляет другой. Мы проиграли, и число очков у нас оказалось таким же, как у команды Польши. Пришлось играть дополнительный матч. Хожув - горький, но в высшей степени полезный урок».

Польша и СССР в итоге поделили между собой первую строчку в группе, набрав по шесть очков. Поскольку из отборочного «трио» выходил только победитель, был назначен дополнительный матч между этими командами. 24 ноября 1957 года в Лейпциге сборная СССР одолела Польшу со счетом 2:0, благодаря голам Стрельцова и Федосова. В результате чего, хоть и с большим трудом, но все же отправилась в групповой этап чемпионата мира 1958 года.

Новости. Футбол