Двойная петля. Трасса нынешнего «Тура» огибает Францию дважды, а его интрига закручена еще круче

Сегодня в Монако стартует самая знаменитая из велогонок «Тур де Франс». Старт трехнедельной супермногодневки неспроста пройдет по улицам, на которых регулярно проводятся этапы «Формулы-1», нынешний 3445-километровый «Тур» обещает быть самым скоростным и,
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ВЕЛОШОССЕ
ТУР ДЕ ФРАНС

Сегодня в Монако стартует самая знаменитая из велогонок «Тур де Франс». Старт трехнедельной супермногодневки неспроста пройдет по улицам, на которых регулярно проводятся этапы «Формулы-1», нынешний 3445-километровый «Тур» обещает быть самым скоростным и, пожалуй, самым непредсказуемым за последние 20 лет. И россияне в 96-м «Туре» будут далеко не на вторых ролях.

Принято считать, что организаторы «Тур де Франс» могут позволить себе не проявлять особой изобретательности, готовя очередную гонку. На них работает сложившаяся репутация «Большой петли» как величайшей из многодневок. Запусти они гонку хоть целиком по долине Луары и равнинам Нормандии — и тогда бы ажиотаж СМИ (и приток капиталовложений) был гарантирован.

Но, к чести месье Прюдомма и его команды, нужно сказать, что они нарисовали интересный маршрут. Вместо куцего пролога — раскатистая «разделка» по «формулистическим» местам Монако, экскурсия в Каталонию и Андорру, альпийские баталии на третьей неделе, восхождение на Мон-Венту в предпоследний день... У велосипедного гурмана потекли слюнки. Высокая кухня — французское изобретение, знаете ли.

Меж тем для большинства наших болельщиков грядущий «Тур» должен дать ответ на три главных вопроса: сумеет ли увенчать фантастический сезон подиумом на Елисейских Полях Денис Меньшов; способен ли будет соответствовать своим амбициям Лэнс Армстронг; подтвердит ли в серьезнейшей компании свой статус лучшего супермногодневщика в мире Альберто Контадор.

Остальные персонажи — «вечно второй» Кадел Эванс, «наследный победитель «Тура-2006» Оскар Перейро, гиперталантливый люксембургский дуэт братьев Шлеков, даже защищающий прошлогоднее чемпионское звание Карлос Састре — все-таки для массы наших велофанатов отодвигаются на вторые роли. Может быть, незаслуженно — гонка покажет.

ЛЕЙТЕНАНТЫ ГЕНЕРАЛА МЕНЬШОВА

Мне нравится состав команды Меньшова. Нравится и то, что он был сформирован давно. Обратите внимание: команды, имеющие действительно серьезные амбиции в общем зачете, огласили заявочный список заранее. Отбор на «Тур» начинался у них еще на установочных сборах в декабре, а не в последнюю неделю перед презентацией участников, как в случае Lampre или Quick Step. У Дениса в распоряжении великолепные молодые голландские универсалы. Достойно едут в горах (Гесинк и вовсе «горняк» божьей милостью, что лишний раз подтвердил во время «Критериум Дофине Либере», который я имел удовольствие комментировать).

На равнине тоже не спасуют, индивидуальный ход на высочайшем уровне. Знаю, некоторые наши велофанаты предпочли бы, чтобы место испанца Оскара Фрейре в «Рабобанке» занял еще один хороший «лейтенант» для Дениса. Но трехкратный чемпион мира должен быть в гонке, спринтеры нынче на «Туре» в дефиците. Если Денис будет «на хорошей ноге», то, как подсказывает практика, одним грегари больше, одним меньше – погоды это не сделает.

Всегда очень хорошо относился к испанским чемпионам «Тура». Хотя болельщики частенько не разделяют моих чувств: дескать, харизмы иберийцам не хватает, бесцветные какие-то, слишком спокойные. Но это настоящие Гонцы с большой буквы. Серьезные, самозабвенные и беспредельно волевые спортсмены, правильные в «гражданской» жизни люди, горячо любимые и уважаемые земляками. Их победы мешают превратить велоспорт в отрасль шоу-бизнеса попсового толка — а что, это так плохо?

Карлос Састре поедет с номером 1 на спине. В последние годы счастливой «единичка» становилась только для двоих. Только двое были способны повторить прошлогодний успех — Мигель Индурайн и Лэнс Армстронг. Первый из них уже давно наслаждается спокойной жизнью в кругу семьи. Семейная жизнь второго — тема отдельного разговора на страницах изданий совсем иного профиля; но обещание, данное им самому себе больше трех лет назад (лежать на пляже, наблюдать за плещущимися в волнах детишками и попивать пиво), Лэнс не сдержал.

Техасский ковбой снова готов взять быка за рога. Много было всяких разговоров — по большей части о том, что возвращение – это не более чем продолжение коммерческой деятельности удачливого бизнесмена. Но вот что сказал мне недавно Вячеслав Екимов, главный соавтор многих успехов семикратного триумфатора «Тура»: «Надо знать его характер, чтобы понять — он вернулся бороться за победу. Ему нужен спортивный успех как воздух; даже во время этого перерыва он не переставал искать возможности соревноваться и побеждать».

РАД БЫ В «ПЕТЛЮ»…

А вот как Армстронг и Контадор будут делить ресурсы «Астаны» — интрига для всех, вне зависимости от национальной принадлежности. Два медведя, высушенных тысячами километров наката до комплекции шатунов, могут даже в такой «берлоге» не ужиться. И будет тогда очень досадно, потому что подбор исполнителей у казахстанской команды исключительный.

Как всегда, отменно укомплектована «Саксо Банк» (бывшая «Си-Эс-Си»); «Лотто» выглядит более многообещающей, чем в прошлые сезоны. О том, что их капитаны — в числе фаворитов, уже говорилось.

О тех, кого на старте ждали, но так и не дождались. Таковых по большому счету всего двое. Алехандро Вальверде и Том Бонен. Обоим помешали шумные скандалы.

Испанца подвели итоги независимого расследования комиссии при итальянском НОКе, согласно которому его виновность по допинговому делу «Операсьон Пуэрто» сомнению не подлежит. Итальянцы не пускают Вальверде гоняться на своей территории, и несколько десятков километров маршрута нынешнего «Тура» оказались для Алехандро роковыми. Хотя и Общество «Тур де Франс» не горело желанием видеть такую противоречивую фигуру среди участников. Крамольную мысль выскажу: нынешний Вальверде уже не раз показал себя гонщиком, не способным на большой успех в три июльские недели. На сегодня он — однодневщик и мастер недельных туров. Так что гонка немного потеряет.

Иное дело — Бонен. Спринтерских этапов, как всегда на «Петле», много, громких имен среди мастеров этой специализации не хватает. Марк Кэвендиш грозит растерзать всех коллег на первой неделе. Зря, что ли, сошел после двух побед на «Джиро» — силы экономил, уехал готовиться к французскому вояжу. Алессандро Петакки гоняется за команду второго дивизиона, которая не получила приглашения, Робби МакЮэн лечит тяжелую травму ноги. Да, успели восстановиться к старту в Монте-Карло Беннати и Фрейре — вопрос в том, до какой степени.

НАШИ НА «ТУРЕ»

AG2R La Mondiale

(Франция)

Владимир Ефимкин

BBOX Bouygues Telecom (Франция)

Юрий Трофимов

Rabobank (Голландия)

Денис Меньшов

Катюша (Россия)

Владимир Карпец

Сергей Иванов

Александр Бачаров

Михаил Игнатьев

Николай Трусов

Новости. Велоспорт