Алексей Широв: Жизнь без компромиссов
ЛУЧШИЙ
Самые внимательные любители шахмат впервые наткнулись на имя Алексея Широва в обзорах знаменитой в середине 80-х «Белой ладьи». Мальчик, возглавлявший команду Риги, регулярно попадал на страницы шахматных изданий благодаря своим искрометным атакам и страсти к головоломным осложнениям. Было ясно, что в столице Латвии растет один из лидеров нового шахматного поколения. Талант мальчика заметили и в возродившейся в те годы школе Ботвинника-Каспарова, где он быстро выдвинулся в число самых перспективных учеников.
ОДАРЕННЫЙ, НО НЕЛЕПЫЙ…
Впервые мне довелось увидеть Широва в Москве на турнире по быстрым шахматам в 1992 году. К тому времени за спиной у Алексея уже были два выигранных первенства мира среди юношей, победы на крупных турнирах в Стокгольме (1990) и Биле (1991). Однако московский турнир сложился для Широва не слишком удачно. Мне, например, он запомнился лишь тем, что рукава костюма были ему явно коротки. Так на долгие годы в моей голове сформировался образ Широва как одаренного, но несколько нелепого человека, способного провести яркую партию, выиграть неплохой турнир, но обреченного на второстепенные роли при встрече с шахматной элитой.
Вплоть до 1998 года результаты лидера латвийских, а затем испанских шахмат четко вписывались в описанную выше модель. Переломным стал турнир в Линаресе.
НОВОЕ РОЖДЕНИЕ
Перед стартом у всех участников появился дополнительный стимул: было объявлено, что победитель (или занявший второе место за Каспаровым) станет претендентом на мировую шахматную корону и сыграет финальный матч претендентов с Владимиром Крамником под эгидой новой организации, получившей громкое название Всемирный шахматный совет (World Chess Council). Широв играл ярко и занял второе место… за Анандом (простуженный Каспаров довольствовался дележом третьего-четвертого места). К счастью для Широва, индийский гроссмейстер бороться за титул Каспарова отказался, и на пути Алексея осталось единственное, но серьезное препятствие – Владимир Крамник.
Впрочем, Крамник в отличие от Ананда никогда не был для «испанца» непреодолимой преградой. Скорее наоборот: прагматику Крамнику всегда было непросто сладить с неугомонным выдумщиком Шировым. Так, свою самую, пожалуй, знаменитую победу над другом-соперником Алексей одержал, оставшись по ходу партии без чистой ладьи. И на этот раз Широв оказался готов лучше: грамотно выстроив матчевую стратегию и воспользовавшись некоторой нервозностью Крамника, одержал одну из важнейших побед в своей карьере – 5,5:3,5. Предстоял матч за мировую шахматную корону с Каспаровым…
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ МАТЧ
Матч этот так и не состоялся. Зато в результате переговоров были надолго (а может, и навсегда) испорчены отношения с Каспаровым. Проблем было много: и катастрофический личный счет Широва против Каспарова, ставший серьезной помехой при поиске спонсоров, и вялые действия Всемирного шахматного совета во главе с Луисом Рентеро. Как назло рядом с Шировым тогда оказались дурные советчики, заразившие Алексея своим неприятием всего, что исходило от Каспарова. В результате было отвергнуто единственное реальное предложение по организации матча, пришедшее из Лос-Анджелеса. Вскоре сама идея матча Каспаров – Широв была успешно забыта, и в качестве потенциальных оппонентов Каспарова в матче за мировую корону замелькали привычные фамилии – Ананд и Крамник, Крамник и Ананд. Широв злился, ссорился с «новыми старыми» претендентами, даже подавал в суд на не выполнявших свои обязательства организаторов, но поезд уже ушел.
ДВОЕ УБИЙЦ: КАСПАРОВ И АНАНД
Выскажу крамольную мысль: вполне возможно, Алексею даже повезло, что его матч с «Великим и Ужасным» так и не состоялся. К чему лукавить, матч этот Широв проиграл бы, причем проиграл бы крупно (на сегодняшний день счет в поединках Широва с Каспаровым – где-то 0:15), и кто знает, как это отразилось бы на его дальнейшей карьере. А так Алексей решил с Каспаровым больше никаких дел не иметь и сосредоточился на борьбе за титул ФИДЕ, который разыгрывался по вполне подходящей для Широва нокаут-системе. С третьей попытки вершина почти покорилась. Для этого Алексею пришлось даже немного изменить себе. В чемпионате мира ФИДЕ-2000 он как будто забыл о сумасшедшем риске и американских горках на шахматной доске, сделав ставку на свое превосходство в быстрых шахматах. Не выиграв до полуфинала ни одного микроматча в классике, Широв все же одолел всех оппонентов и вышел в финал. И… снова остановился в шаге от вершины. Но на этот раз винить Алексею было уже некого: матч с Анандом состоялся, просто индиец оказался явно сильнее, отдав своему невезучему сопернику лишь пол-очка в четырех партиях. Вообще в последние годы Ананд становится для Широва настоящим «Каспаровым №2»: достаточно вспомнить, что в трех нокаут-турнирах ФИДЕ из четырех Алексей проигрывал именно индийскому гроссмейстеру. Так было не только в Тегеране-2000, но и в Гронингене-1997 и в Москве-2001.
Что касается турниров, не связанных с розыгрышем того или иного чемпионского титула, то тут Широв по-прежнему нестабилен. На память сразу приходит Сараево-2000, где только несчастный случай в партии с Мовсесяном не позволил Широву обойти Каспарова и занять заслуженное первое место. А вспомните старт испанского гроссмейстера в Вейк-Ан-Зее-2001, когда после восьмого тура он на очко опережал всех, включая Каспарова, Крамника и Ананда! Однако этот турнир, как зеркало, отразил и проблемы Широва: тяжелое поражение от Каспарова и последовавший за ним неудачный финиш отбросили его чуть ли не в середину турнирной таблицы. И это еще не самое страшное: в этом году в Линаресе Широв выступал так неудачно, что оказался аж на последнем месте, пропустив вперед себя даже молодого хозяина поля Вальехо. Зная Алексея, можно было предположить, что за подобным провалом последует взлет. И вот после серии результатов из разряда «ни то, ни се» Широв блеснул на матче Россия – Остальной мир, став главным забойщиком сборной мира и дав очередной повод написать о себе. Правда, крайне неудачно выступившему Каспарову Алексей все же проиграл: это стало его единственным поражением и единственной победой Каспарова.
СКАНДАЛЫ И… ЖЕНЩИНЫ
Широв уникален во всем. Пожалуй, нет другого элитного гроссмейстера, столько раз менявшего место жительства. И уж точно не вспомнить шахматиста, кроме Широва, чья личная жизнь являлась бы предметом обсуждения. Причем шумные переезды и изменения семейного статуса у Алексея идут обычно рука об руку.
Первый громкий конфликт, связанный с именем Широва, разразился в 1995 году. Мемориал Таля, чьим наследником Широв признавался безоговорочно, прошел в Риге без участия самого Широва; Латвию представлял явно не соответствовавший уровню соревнования Кеньгис. Помню гневное письмо отца Широва, опубликованное в рижских «Шахматах» – лучшем шахматном журнале тех лет; было ясно, что назревает разрыв между семьей Широва и руководством латвийских шахмат. Вскоре Алексей уехал из Латвии и обосновался в Испании вместе со своей первой женой – аргентинкой по имени Вероника.
Разрыв с Вероникой сопровождался скандалом. С тех пор утекло уже много воды, но, если мне не изменяет память, у сторон возникли друг к другу серьезные финансовые претензии. Вскоре произошли вышеописанные события, связанные с несостоявшимся матчем Каспаров – Широв. Алексей справедливо сетовал на то, что представители его новой родины не слишком помогали ему во всей этой истории. В Испании ему стало душно.
Весьма кстати пришлась новая любовь, и Широв перебрался в Польшу. Родился ребенок, но счастье оказалось недолгим. Правда, Алексей недолго оставался один. Его новой спутницей жизни стала талантливая литовская шахматистка, чемпион своей страны среди мужчин (!) Виктория Чмилите. Чтобы быть поближе к любимой, Широв предпринял очередной переезд, вернувшись на родину, в Латвию.
Новый брак наконец-то дал Широву то, чего ему всегда не хватало, — прочный тыл. В 2002 году у молодых супругов родился наследник. В Москву на Матч нового века Виктория приехала вместе с мужем, и выглядели они абсолютно счастливой парой. Ну и, конечно, в прошлом остались слишком короткие рукава костюмов и нелепые брюки. Возможно, теперь изменится и ставший притчей во языцех бесшабашный стиль Широва…
«ОГОНЬ НА ДОСКЕ»
Так называлась книга Широва, вышедшая на английском языке в 1995 году. Более точной характеристики игры Алексея с тех пор никто не придумал. Широв всегда стремится к инициативе, и, когда ему удается ее захватить, он становится действительно страшен. Часто он буквально разрывает своих противников, безжалостно уничтожая укрепления вокруг неприятельского короля. При этом жертвам шировских атак бессмысленно искать спасения в худших окончаниях – в эндшпиле Алексей обычно действует бесподобно, улавливая все нюансы позиции.
Но есть у медали и обратная сторона. С сильными мира сего откровенная тактика «все на абордаж!» не всегда срабатывает, да и уступающие в классе шахматисты порой получают против сжигающего мосты Широва дополнительный шанс. Поэтому Алексей – постоянный источник сенсаций… приятных для соперников и неприятных для себя самого.
Наградой Широву за то, что порой он недобирает «свои» очки, давно стала бескорыстная любовь поклонников шахмат. Говорят, в особенно падкой на внешние эффекты Америке Широв сейчас самый популярный шахматист. Да и во всем мире вряд ли найдется хоть один любитель шахмат, которому не импонировала бы игра Алексея Широва. Игра с открытым забралом, игра без компромиссов, игра высокого напряжения.
За примерами далеко ходить не надо. Посмотрите хотя бы партию заключительного раунда Матча нового века, в которой Алексей разгромил Петра Свидлера.
http://www.worldchessrating.ru/
Эта партия игралась в последнем туре, когда положение сборной России было просто критическим. Отважный Свидлер решается против разыгравшегося атакера Широва пуститься во все тяжкие английской атаки в сицилианской защите. Что из этого получилось, вы увидите, посмотрев эту партию. В другой ситуации Петр наверняка предпочел бы спокойное 1…e5.
Широв (Испания) — Свидлер (Россия)
Сицилианская защита
1.e4 c5 2.Kf3 d6 3.d4 cd4 4.Kd4 Kf6 5.Kc3 a6 6.Ce3 e6 7.f3 b5 8.g4 h6 9.Фd2 Kbd7 10.0-0-0 Cb7 11.h4 b4 12.Ka4 Фa5 13.b3 Лc8 14.Kpb1 Kc5 15.Kc5 dc5 16.Ke2 Cc6 17.Kg3 Kd7 18.f4 Ce7 19.Cd3 Kb6 20.Фf2 Ka8 21.g5 Kc7 22.Kh5 Kb5 23.Cb5 ab5 24.Kg7+ Kpf8. См. диаграмму. 25.Ke6+ fe6 26.f5 Kpe8 27.fe6, 1:0.