«Президент в Турине до меня не дозвонился»

Светлана Журова – о победе на Олимпиаде-2006 и опыте работы мэром Олимпийской деревни в Сочи.
news

Отпраздновав 10-летний юбилей своей победы на Олимпиаде в Турине, Светлана Журова побывала в гостях у Sovsport.ru, чтобы вспомнить о главном успехе в спортивной карьере, поделиться впечатлениями от прошедшего в Коломне чемпионате мира и рассказать, как жена президента Ирландии пыталась выдать ее замуж.

«ЗОЛОТЫЕ БОТИНКИ КУПИЛА САМА»

- Говорят: 14 февраля – день всех влюбленных. А для меня это – день влюбленных в конькобежный спорт, - смеется Журова, начиная беседу в стенах нашей редакции. – Конечно, и вспоминаю ту свою победу, и отмечаю. Это же целое событие в жизни – как свадьба или рождение ребенка. Я 25 лет шла к золоту Олимпиады – разве такое забудешь? Всегда стараюсь пересматривать запись золотого забега… Правда, в этот раз получилось не сразу – почти все ролики на Youtube заблокированы из-за нарушения авторских прав. С трудом нашла один только на сайте ОКР.

- А в личном видеоархиве запись не держите?
- Нет. Как-то я безалаберно подошла к этому вопросу, - смеется Светлана.

- На кадрах отлично видно, что финишировали вы на разбитом, дырявом ботинке. Напомните, что там произошло?
- Где-то метров через сорок после старта я споткнулась и случайно ударила себя коньком в пятку. А поскольку это был уже не первый такой удар, то мой несчастный, видавший виды ботинок не выдержал – и от него отлетел кусок карбона. Мне его потом принесли после финиша, так что обувь я залатала. Хорошо хоть, обошлось без крови – на чемпионате мира я точно так же разбила ботинок, но еще и серьезно порезала лезвием ногу.

- Что-то у вас совсем замученный ботинок был…
- Так у нас, у девочек, они по три-четыре года служат. Это ребята их быстро изнашивают. А мы стараемся беречь! Латаем, чиним, если надо – и бегаем дальше. У меня и сейчас есть та пара коньков. Более того, я до сих пор выхожу в них на лед – например, на мастер-классах.

- От вас не потребовали вернуть обувь в ОКР? 
- Так я ее на свои деньги купила! Лезвия мне бесплатно давал спонсор, а ботинки в сборной полагались только стандартные, магазинные. Хочешь сделать слепок, ручной работы – плати сам. Я тогда за пару отдала 900 долларов. И это еще не очень дорого – просто я дружила с мастером еще с тех пор, когда он начинал работать и был толком никому не известен. Так что он делал мне скидку.

- Помните, о чем говорили по телефону с Президентом?
- Так он до меня тогда не дозвонился! – признается Журова. – Знаю, что со мной пытались связаться, но я в тот момент сидела в очереди на допинг-контроль. Длинная, кстати, была очередь – в итоге чуть не опоздала на прямой эфир «Первого канала». В студию меня тогда вез Михаил Куснирович. Даже не знаю, сколько штрафов ему потом пришло, но ехали мы через весь Турин очень быстро и не очень соблюдая правила. Зато успели.

«ХОДЧЕНКОВУ НА РОЛЬ ВЫБРАЛА САМА»

- Когда снимали фильм «Чемпионы», с вами советовались, обсуждали сценарий?
- Да. Когда только зародилась идея картины, со мной связались ее создатели – я была первой, с кем они посоветовались. Видимо, оказалась самой доступной из всех спортсменов, - смеется Журова. – Я предложила им несколько героев – Николая Круглова, Антона Сихарулидзе. Со всеми с нами селали обстоятельные интервью, мы рассказали свои истории, и потом на их основе писался сценарий. Разумеется, в 20 минут экранного времени – столько отводилось для каждого персонажа – невозможно уложить все события. Где-то пришлось переставить факты, что-то ужать по времени. Но это ведь художественный фильм, а не документальный, так что ничего страшного я в этом не видела. По крайней мере, моя часть мне очень понравилась.

- Светлана Ходченкова в роли Светланы Журовой вас устроила?
- Так я сама ее на эту роль и утвердила! Меня спросили, какую актрису я бы хотела видеть, но у меня даже другого варианта не возникло – только Светлана. Потому что мы с ней были знакомы и раньше, и ей было проще вжиться в роль. Попадание в персонажа у Ходченковой получилось 100 процентное! Кстати, сцену, где она зажигает на танцполе, вставили в фильм специально. Хотели подчеркнуть, что у конькобежек может быть красивая фигура. Поверьте, все девочки поначалу боятся, что из-за тренировок их «разнесет» в неправильных местах. Так вот – ничего подобного не происходит.

- На коньках Ходченкова стоять умела?
- На беговых – нет. Но мы ее научили. Я посоветовала тренера, помогала им с ареной для тренировок. Так что все было нормально.

«В НАГАНО ЖДАЛИ ЛИФТ ПО 10 МИНУТ»

- Два года назад вы тоже были на Олимпийских играх, но в другом качестве – как мэр Олимпийской деревни в горном кластере в Сочи. Поделитесь этим опытом?
- Когда мне предложили поработать в заявочном комитете, я даже думать не стала – сразу взяла отпуск за свой счет на месяц и включилась в процесс. Волшебным образом мне досталась 10 глава программы: «Олимпийские деревни». А поскольку я побывала в четырех из них, у меня хватало опыта и знаний, чтобы постараться воплотить в проект все лучшие идеи. Мы еще тогда разработали специальный опросник на тему «Идеальная деревня», разослали его всем знакомым в мире спорта, потом тщательно анализировали.

- Из тех, где вы были в качестве спортсменки, попадались идеальные?
- В Солт-Лейк-Сити было здорово! Единственное – до арен приходилось добираться не меньше часа, что очень утомляло. А в Нагано, помню, все жили в одном огромном здании, где на 24 этажа был ровно один лифт! Приходилось его ждать минут по 10-15. В итоге как-то пожилой тренер нашей сборной по шорт-треку понял, что может опоздать на автобус (они ходили раз в полчаса или в час) и пропустить тренировку. В общем, он побежал по лестнице, и на выходе так торопился, что влетел в оконное стекло. Разбил его вдребезги! Так что вы думаете? На следующий день по всему зданию, на всех его дверях и окнах, висели листы А4 с надписью «Стекло». На русском. Японцы бедные, наверное, всю ночь их клеили.

- Но тем, как все устроили в Сочи, довольны?
- Да. Надо было видеть восторженные лица голландских конькобежцев, которые от своей деревни до арены ездили на велосипеде! А у нас, в горном кластере, на пропускной пункт лыжники с объектов приезжали прямо на лыжах. Конечно, не все прошло идеально – скажем, некоторые сборные прибыли в Сочи на пару дней раньше срока, когда мы не успели открыть столовую, и им пришлось питаться в столовой для волонтеров. Но это такая мелочь, которой особого внимания никто не придавал.

- То есть, недовольных не было?
- Бывают опытные руководители делегаций, которые работали не на одних Играх и умеют составлять свой райдер – что и как им нужно дополнительно установить. Бывают неопытные. И вот эти неопытные начинают возмущаться – а почему у англичан в доме стоит свой велостанок, а нам приходится целых 100 метров идти до тренажерного зала! – смеется Журова. – Приходилось объяснять, что никто им не мешал заранее попросить об этом станке, оплатить его – и получить в свое пользование. Были, конечно, и другие случаи…



«ЖЕНА ПРЕЗИДЕНТА ИРЛАНДИИ ПРЕДЛАГАЛА ВЫДАТЬ МЕНЯ ЗАМУЖ»

- Например?
- Одна канадская бобслеистка «страдала» от того, что ей приходилось мыться в мусорном баке. Натурально – выложила в сети фото, где она в купальной шапочке стоит в бачке, и подписала – мол, как тут все плохо, что даже душа не найти! Я была возмущена до крайности! Дело-то в чем – спортсмены часто используют такие баки для физиотерапии. Наливают в них холодной воды со льдом и «морозят» ноги. Обычная практика. Канадцы у нас сами этот бак и попросили – само собой, и с душем, и с ванной все у них было в порядке. Я лично с девочкой ругаться не стала - просто нашла в интернете фото, где какая-то женская сборная по регби сидит в таких же баках – и опубликовала. Все все стало понятно. А когда эта спортсменка спустя несколько дней выиграла золото, написала: «Видите, какие полезные русские мусорные бачки – помогают стать олимпийскими чемпионами», - смеется Светлана.

- Инциденты-то у вас за срок правления случались? Загулявшие спортсмены, шумные вечеринки?
- Вечеринок точно не было. Кто-то мог что-то сильно отпраздновать, но за пределами деревни. У нас же была задача встретить такого человека – и аккуратно проводить его до нужного домика. Чтобы никто ничего не видел и чтобы ему самому потом не было стыдно. Каких-то серьезных проблем не возникало. Кстати, помню, как в Солт-Лейк-Сити повсюду висели камеры, и по ним заметили, что одна австрийская биатлонистка курит! Так девочку поймали, оштрафовали, чуть ли не выгнали с Олимпиады! У нас бы такого делать точно не стали. Хотя я и не видела никого с сигаретой - даже из тренеров или врачей.

- Зато видели многих глав государств, которые заезжали в вам в гости.
- Конкретно в нашей деревне успели погостить 15 руководителей стран и три премьер-министра. В кокошнике и с хлебом-солью я их, конечно, не встречала, но чай с баранками пили. И общались со всеми очень тепло и душевно. Жена президента Ирландии даже попыталась выдать меня замуж.

- Как?
- Мы с ней разговорились о своем, о женском. Она спросила о муже, я сказала, что разведена… Она задумалась. Потом, когда мы их проводили, и они вроде как уже уехали, мне звонят из моего штаба: «Светлана Сергеевна, спуститесь вниз – тут к вам по личному вопросу». Я спускаюсь – стоит. «У меня, - говорит, - есть один друг. Он очень вам подходит!», - смеется Журова. – Правда, через полгода я попала под санкции, так что с потенциальным женихом у меня не срослось.

«ТЕХНИКУ ДОПИНГОМ НЕ НАРАБОТАЕШЬ»

- Вы же только вернулись из Коломны. Результаты российской сборной –неожиданный прорыв или закономерный итог?
- И то, и другое. Я еще перед Олимпиадой в Сочи говорила, что у нас очень талантливое поколение молодых ребят. Просто нам чуть-чуть не хватило времени для того, чтобы они окончательно созрели – говорю сейчас о Денисе Юскове и Ольге Фаткулиной. Паша Кулижников тогда еще был серой лошадкой – он отбывал дисквалификацию, и никто не знал, сможет ли он выйти на высокий уровень, не сломается ли психологически. Сейчас мы понимаем, что у нас есть сразу несколько звезд, которые могут стабильно бороться за высокие результаты. Говорю еще и о Руслане Мурашове. Причем заметьте – это уже не первый раз, когда у нас появляется сразу пара феноменальных спринтеров! Были ведь в свое время Железовский и Бахвалов, которые делили первое-второе места. Потом Голубев и Клевченя. Сейчас – Мурашов и Кулижников. Главное, чтобы Паша на следующей Олимпиаде смог показать все то, что он показывает сейчас. Ведь тот же Железовский выигрывал чемпионаты мира, ставил рекорды, но олимпийским чемпионом так и не стал…

- Иностранцев результаты наших ребят не удивляют?
- В Коломне я много общалась с теми, с кем бегала раньше. И все отмечают потрясающую технику Паши, Дениса, Руслана. А ведь технику никаким допингом не наработаешь! Заметьте – в коньках очень редки подобные скандалы. Если кого-то ловят, то на какой-то ерунде – на БАДах, марихуане… Но не на стероидах. Анаболики ничего в нашем спорте не дадут – тебя только разнесет не в тех местах, и накачаешься, не там, где надо. А филигранные, выверенные ощущения бега мгновенно уйдут. И результатов не будет.

- Сами секунды того же Кулижникова вас не поражают?
- Его рекорды были ожидаемы. Хотя от этого не менее удивительны. Это как…

- Как если бы «Спартак» выиграл Лигу чемпионов?
- Ну, думаю, от «Спартака» таких успехов придется ждать гораздо дольше, чем от Кулижникова, - смеется Журова.

- Как вы вообще относитесь к футболу?
- К футболу? Я была крайне удивлена, когда в воскресенье вместо трансляции забега Паши на «Матч-ТВ» включили футбольный матч. Мне сразу посыпались возмущенные сообщения от знакомых, от тренеров. Представьте – в спортивных школах собрали ребят, посадили перед телевизором, все приготовились смотреть забег Кулижникова, и тут прямо перед его стартом включают «Лестер» - «Арсенал». Что это вообще? Кто принял такое решение? Почему трансляцию в итоге провели в 4 часа утра, в записи? Что это, как не пример того, что данный вид спорта стране не нужен? Прямой сигнал – родители, не ведите своих детей на каток! Это просто немыслимо. Такое повторяться не должно. 

Новости. Конькобежный спорт