Снежный ком на трассе

Вчера в Москве состоялось заседание президиума и тренерского совета Федерации лыжных гонок России, на котором были подведены итоги сезона-2002/2003.
news

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ

 Вчера в Москве состоялось заседание президиума и тренерского совета Федерации лыжных гонок России, на котором были подведены итоги сезона-2002/2003.

При всем уважении к удивительной науке логике, надо все-таки заметить, что ее законы далеко не всегда срабатывают в жизни. Взять, к примеру, ситуацию, которая ныне сложилась в Федерации лыжных гонок России (ФЛГР). С одной стороны, ей сегодня могут позавидовать 95 процентов отечественных спортивных федераций, мечтающих о таком постоянном и могущественном партнере, которым располагает ФЛГР. Речь идет о компании «Роснефть», чье нынешнее участие в жизни федерации весьма убедительно иллюстрируют такие цифры: только с мая по ноябрь прошлого года компания затратила на подготовку национальных лыжных команд (включая юниорские) 108 миллионов рублей. Сумма сама по себе впечатляет, но она становится еще значимее, если учесть, что Госкомитет РФ по физической культуре и спорту в эти же сроки сумел выделить на аналогичные цели лишь 220 тысяч долларов и 15 миллионов рублей при том, что для полноценной подготовки лыжникам требовалось около двух миллионов долларов…

Другими словами, благодаря «Роснефти», едва ли ни впервые в истории ФЛГР в подготовку наших лыжных команд к сезону-2002/2003 было заложено почти 100-процентное финансирование. Лучшие российские лыжники и лыжницы вместе со своими наставниками ни в чем отказа не имели, выполнив все пункты подготовительного плана, включая многочисленные зарубежные сборы. Согласитесь, в России такие условия многим представителям других спортивных дисциплин могут присниться только в счастливом сне.

Но, как это ни парадоксально, вопреки уже упомянутой логике, в рейтинге самых скандальных отечественных федераций минувшего года ФЛГР прочно обосновалась на лидирующих позициях. И это – вторая сторона сложившейся ситуации в ФЛГР (и соответственно в отечественном лыжном хозяйстве), о которой было сказано в начале этих заметок.

АМБИЦИИ В КОСТЕР СКАНДАЛА

Так в чем же дело? Почему в федерации, где все, казалось бы, на мази, лыжи катят пока не так, как бы хотелось? Уж ни с жиру ли, как говорят в народе, бесятся те, кому ФЛГР обязана столь неприглядной нынешней славой? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. На наш взгляд, тут имеет место некая цепная реакция, начавшаяся с личного во многом конфликта между президентом Федерации лыжных гонок России Анатолием Акентьевым и бывшим старшим тренером мужской сборной Александром Грушиным. Их взаимная неприязнь вылилась в конце концов в то, что в списках, поданных Акентьевым в начале года в аттестационную комиссию Госкомспорта России, фамилии Грушина не оказалось. Но поскольку никаких решений на этот счет тренерского совета и президиума федерации не было, Госкомспорт, не согласившись с доводами руководителя ФЛГР, Грушина аттестовал.

Казалось, все: вспыхнувший было костер конфликта погас, но взыграли профессиональные амбиции несправедливо обиженного Грушина, поддержанного тогдашним пресс-атташе, членом президиума федерации Андреем Кондрашовым, тренером сборной Анатолием Чепаловым и еще пятнадцатью их коллегами, недовольными «солдафонскими», на их взгляд, методами управления федерацией Акентьевым.    

«Подтасовка фактов, шельмование стали типичными способами решения различных вопросов в организации, возглавляемой г-ном Акентьевым, ложь и беззаконие превратились в стиль работы Федерации лыжных гонок России…» – это выдержка из письма, направленного ими в адрес председателя Госкомспорта РФ и президента Олимпийского комитета России. Эти же слова были и в исковом заявлении, поданном в Хамовнический муниципальный суд Москвы.

«ВСЕ СТРАНЬШЕ И СТРАНЬШЕ»

На фоне подготовки к чемпионату мира-2003 и видимого материального достатка национальных команд конфликт разрастался, как снежный ком. Ситуацию усугубили допинговые скандалы вокруг Натальи Барановой-Масалкиной, Ларисы Лазутиной и Ольги Даниловой, повлекшие за собой сотни соответствующих публикаций в российских и зарубежных СМИ. А после прошедшего в Рыбинске отборочного чемпионата России масла в огонь подлило решение руководства ФЛГР отчислить из сборной 6-кратную олимпийскую чемпионку, Героя России Любовь Егорову за отказ участвовать в отборочных стартах…

О каждом из этих фактов можно и сейчас написать не одну статью, но дело не в этом, поскольку дальше – как у Алисы в Стране чудес – ситуация становилась «все страньше и страньше». Оппозиция, недовольная политикой, проводимой руководством федерации, вдруг начала, образно говоря, активно пилить сук, на котором сидела, отправив в лагерь своих противников и президента спортклуба «Роснефть» (через эту организацию, еще раз напомним, идут главные инвестиции в ФЛГР), главного тренера сборной Александра Кравцова. Последний, убедившись в безуспешности своих попыток сохранить в его ситуации «швейцарский нейтралитет», принял сторону Акентьева. Не в плане единомыслия, как он сам говорит, а исключительно ради интересов лыжных гонок. И странно, согласитесь, если было бы иначе, хотя бы потому, что представлять возглавляемую им национальную сборную за рубежом может только национальная федерация, и в частности ее законно избранный президент.

Тем не менее именно этим своим решением президент спортклуба «Роснефть» подписал себе приговор в глазах оппонентов Акентьева, забывших, кажется, о том, что он к тому же возглавляет сборную России, ту самую команду, о благополучии которой, казалось бы, все пекутся. Вспомните чемпионат мира-2003, прошедший в итальянском местечке Валь-ди-Фиемме, где усилиями соотечественников едва ли не каждый день на главного тренера нашей сборной выливалось столько грязи, что впору было устраивать «грязевые ванны» для всей команды. 

ТАКАЯ ВОТ КОМПАНИЯ

В этой ситуации очень хотелось бы сохранить то, что не удалось наделенному обязанностями руководителя Кравцову, – нейтралитет, но, честное слово, трудно понять: что же все-таки хотят те, кто продолжает подбрасывать дровишки в костер скандала? Оппозиция, как известно, тогда что-то собой представляет, когда, кроме критики и заботы о собственных интересах и амбициях, предлагает нечто конструктивное. Но в данном случае любой ее аргумент, как ни крути, легко опровергается. Не нравится, что главный партнер ФЛГР вмешивается в дела национальных сборных? А как, извините, иначе, если он оплачивает около 90 процентов всех их расходов? Недовольны тем, что руководителем национальных команд стал представитель «Роснефти»? Но опять же согласитесь и с тем, что он не сам себя назначал на эту должность.

Более того, когда это произошло, Кравцов не скрывал, что приступает к этой работе не без страха за конечный результат. Его можно было понять хотя бы потому, что после Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити некогда непобедимой женской сборной России по лыжным гонкам практически не существовало. Из-за скандалов сошли с дистанции Баранова, Лазутина и Данилова. Ушла в декретный отпуск Чепалова, перебралась под белорусские знамена Нагейкина. Тем не менее вместо помощи Кравцов получил то, что получил: даже среди звездных тренеров, призванных создавать, по сути, новую национальную команду, были и такие, которые демонстративно ему не подчинялись. Интересно, как бы сами они, полные амбиций, себя повели на посту главного тренера в такой ситуации?

Его обвиняли в отсутствии профессионализма (на что, дескать, способен в тренерской работе кадровый офицер?), в нем видели (и продолжают, кстати, видеть) больше бизнесмена, нежели тренера. Но опять же при этом забывалось, что Кравцов в свое время окончил с красным дипломом Хабаровский институт физкультуры, после чего в течение двадцати лет прошел путь от тренера детской спортивной школы до ее директора (с той лишь разницей, что школа к этому моменту получила статус школы олимпийского резерва). Что же касается второго аргумента, будем помнить о том, что мы сегодня живем в обществе, где основу любого процесса (в данном случае создание национальных сборных) составляет его финансовое содержание, без которого даже самый гениальный проект обречен на гибель. Поэтому если человек, который пришел от имени основного партнера федерации управлять огромным лыжным хозяйством (а главный тренер – это прежде всего управленец, а потом уже тренер), не умеет считать деньги, завтра в кармане ФЛГР появится огромная дыра. Сколько уже было таких случаев!..

И потом не будем забывать, что так называемые инвесторы и рекламодатели вкладывают деньги исключительно в успешные дела и удачливые организации. В этом плане оскандалившаяся Федерация лыжных гонок России не самый, согласитесь, для них лакомый кусочек. Поэтому заложниками в этой ситуации выглядят обе вышеупомянутые стороны: одна слишком много вложила, чтобы резко все бросить и уйти, другая вряд ли найдет сегодня подобного помощника. И все-таки давайте представим себе, что завтра «Роснефть» оставит ФЛГР: что тогда? Вопрос в первую очередь тем, кто недоволен сегодняшним присутствием компании в федерации.

В нынешнем году, к слову, появилось немало желающих заменить на посту президента федерации Анатолия Акентьева. Дело, конечно, хорошее и, можно сказать, своевременное, но опять же надо постоянно помнить, что громкое и уважаемое имя в спорте – это далеко не все. Просто необходимо умение в любой ситуации отыскать деньги и постоянно бороться с оппозиционерами, без которых, как выясняется, вообще немыслима такая должность, как президент (не важно, чего).    

Новости. Архив