На Эльбрус в инвалидной коляске

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЛАУРЕАТА ПРЕМИИ ГРОСС В НОМИНАЦИИ «ГЕРОЙ СПОРТА ИНВАЛИДОВ» СЕРГЕЯ ИСТОМИНА
news

ПРЕМИЯ ГРОСС

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЛАУРЕАТА ПРЕМИИ ГРОСС В НОМИНАЦИИ «ГЕРОЙ СПОРТА ИНВАЛИДОВ» СЕРГЕЯ ИСТОМИНА

 Сергей Истомин — человек-богатырь не только телом, но и духом. Он — чемпион России и Европы по пауэрлифтингу (силовое троеборье) в жиме лежа, многократный участник Параолимпийских игр, международного соревнования среди людей с ограниченными возможностями, которые проходят сразу же после игр Олимпийских. Но известен он не только как силач, поднимающий тяжеленную штангу, но и как человек, совершивший в 1997 году восхождение на Эльбрус в инвалидной коляске.

Ноги Сергей потерял из-за несчастного случая: упал с девятого этажа. Благо до земли недолетел, помешал козырек подъезда. Собственно, этот козырек и спас ему жизнь.

Серая девятиэтажка в нескольких остановках езды на автобусе от метро «Выхино». Старый лифт, в котором двери закрываются вручную. Поднимаешься на нужный этаж, открываешь деревянные створки кабинки лифта и дергаешь за ручку железную дверь шахты. Она не поддается. Что ощущаешь в такие минуты? Собственное бессилие. Хорошо, что можно спуститься на восьмой этаж, а затем подняться пешком. Препятствие, о котором молодая девушка и не задумается. Может, лишь испытает легкое замешательство и испуг, когда не сможет открыть дверь, а потом подумает о том, что лишний раз пройтись по лестнице полезно для фигуры. Спрашивать у Сергея Истомина, насколько неудобно спускаться на коляске вниз на восьмой этаж, чтобы попасть в лифт, я не стала. Постеснялась.

На стене в небольшой комнате рядом с черно-белыми семейными фотографиями висят вырезки из «Известий» и «Советского спорта». Смотрим небольшой фильм-клип, в котором под музыку немецкой группы Rammstein Сергей демонстрирует свою огромную силу рук. В каждой руке у него по нескольку здоровенных гирь, и он чуть покачивает этими железными гроздьями.

— Сергей, а не пробовали ими еще и жонглировать?

— Попробовать хотелось. Но в квартире не получится, негде. Специально оборудовать помещение? Нет ни возможности, ни смысла. На улице? Любопытные набегут.

— Смотрю, вы надуваете резиновую грелку, и она запросто лопается.

— Дело это не самое сложное. Но иногда бывает, что грелка попадается бракованная, такая, например, попалась мне на вручении премии ГРОСС. Дуешь, дуешь в грелку с дыркой, а критический предел никак не наступает.

ШТАНГИ И ТРУСИКИ

Надуть и лопнуть грелку, поднять четыре пуда одной рукой, согнуть железный прут, разломить бейсбольную биту, держать на своей груди огромный камень, по которому колотят молотом, отжаться на руках с гирями на шее — это, конечно, трюки, захватывающие внимание публики. Сергей Истомин зарабатывает на жизнь выступлениями в ночных клубах. Но за один выход предлагают не больше 100 долларов. «Я своим девочкам столько не плачу», — честно прикладывая руки к сердцу, заявляет очередной владелец увеселительного заведения. «Так у твоих девочек реквизит — одни трусики», — смеется в ответ Сергей.

— Мне же надо все эти гири, всю эту тяжесть притащить. Хочется, чтобы и платили достойно за хороший труд, поэтому надо искать клубы в центре, в пределах Садового кольца, — объясняет Сергей Истомин. — Тут подсчитали, что каждое государство тратит на подготовку спортсмена к соревнованиям от 4 до 5 тысяч долларов. Но у нас каждый сам крутится, как может. Мне помогают друзья. Штангу вот мне подарили, она ведь очень дорого стоит — от 800 до 1200 долларов.

Налево, у стены, оборудовано место для тренировок. Лежит штанга, несколько небольших гирь, остальные хранятся в гараже. На стене — уголок почета: висят заслуженные медали, заботливой рукой расставлены кубки. Смотришь на эти небольшого размера награды, и как-то странно становится. Обычно если кубок, то огромный, чтобы туда не одна бутылка шампанского вмещалась. А тут чуть ли не вазочки. За такую большую силу — такие маленькие кубки. Замечаю подкову.

— Гнете?

— Эта скорее на счастье, – улыбается. — А гну я подковы, выкованные кузнецами. Те, которые сделаны промышленным способом, как эта, гнутся тяжелее. Железо железу рознь.

ВЕДРА ГРЕЧКИ МАЛО

— Как держите организм в тонусе?

— Витаминами. Хотя нам, спортсменам, витаминов нужно в несколько раз больше, чем другим людям. Что толку, если ты съел две сосиски и ведро гречки? Трудно восстанавливаться. Вот позавчера было у меня выступление, перенапрягся, до сих пор в себя прихожу. Вчера вообще ничего делать не мог.

— Но несмотря на такие трудности, вам удается выигрывать международные и российские соревнования.

— Я уважаю соперника, соперник дает стимул в борьбе, однако могу заявить, что в России пока я остаюсь сильнейшим. Что касается международных чемпионатов, то я выигрывал первенство Европы, но вот на чемпионате мира никак не удается стать первым. Мой рекорд сейчас 220 кг, а мировой — 245. Пока недотягиваю, но мечтаю побить.

ЦЕНЮ КАЖДЫЙ ЛУЧ СОЛНЦА

— Российская команда состоит из 5 женщин и 7 мужчин, — продолжает Истомин. — Новых людей очень мало. Ведь чтобы попасть в спорт, нужно 7–8 лет активных тренировок. Мало у кого есть настолько сильная мотивация заниматься спортом после травмы. Я ведь не начинал с нуля, был уже чемпионом по пауэрлифтингу. И то на восстановление ушло много времени.

Впервые тренироваться Сергей стал в армии. Тогда, в конце 70-х — начале 80-х, пауэрлифтинга в чистом виде не было, он объединялся с бодибилдингом. Да и сначала вместо трех традиционных элементов было только два: «жим лежа» и «приседание». Тогда это называлось атлетической гимнастикой. Сергей участвовал в соревнованиях и СССР, а потом уже и СНГ. Попутно занимался альпинизмом, бегал, плавал. А потом случилось несчастье.

— Больно вспоминать о том, что произошло?

— Я упал с девятого этажа. Сотрясения мозга не было, я даже на ноги сначала встал. Много мучений перенес, ноги ведь резали постепенно. Полтора года в себя приходил. Думал, кому я такой нужен. Но тут уж или гребешь вперед, или нет. Я никого не осуждаю, быть слабым действительно тяжело. Но отчаяние — самый страшный грех.

— Можно сказать, что у Сергея Истомина было несколько жизней?

— Думаю, да. Я стал лучше, опытнее. Начал ценить каждый луч солнца. Я тоже раньше, глядя на инвалидов, думал, что никогда таким не буду. А может, на тебя сверху уже летит кирпич? Всякое может случиться. Но человеческий организм нарушает все законы природы. Не телом единым жив человек.

— На больничной койке, наверное, и не думалось, что когда-нибудь отправитесь покорять Эльбрус?

— В больнице ни о чем не думалось.

ПУТЬ К ВЕРШИНЕ

После больницы — отчаяние и ощущение собственной беспомощности, когда «чувствовал себя тряпкой», годы безысходности, когда горе топилось в вине, а потом возвращение, самоисцеление. Чудо, которое свершилось благодаря воле и духу.

Предложил присоединиться к экспедиции на Эльбрус друг, Владимир Крупенников. Сергею давно хотелось где-нибудь побывать, а тут такая возможность! Конечно, было страшно. «Только дурак не боится», — улыбается Сергей. Подготовка тогда была очень серьезная: врачебный контроль, тренировки. Но главное — было желание и энтузиазм. Этот трудный подъем запечатлела камера. Кругом снег, сильный ветер. Сергей медленно передвигается на специально оборудованной коляске на лыжах. Его страхуют альпинисты.

— У меня глаза карие, поэтому горная болезнь не страшна. А у кого светлые, тот снял очки — и голова кругом пошла, ничего не видно. Конечно, забираться высоко в горы — дело непростое. Самое главное в горах — терпение, поэтому всем альпинистам за сорок.

— Вам снятся горы?

— Снятся. Хотя я был на Эльбрусе один раз, но помню все. Однажды оператор, принимавший участие в экспедиции, попросил меня принести его камеру. Я ее и принес. Он только потом спохватился, что она высоко лежала. «Как ты ее достал?» — спрашивает. А я говорю: «Как достал — не твое дело». У меня жена так же, спрячет куда-нибудь наверх сигареты и удивляется потом, как я их достал. А я говорю: «Не твое дело как». Хотя, конечно, бросать курить нужно.

— Владимир Крупенников, который поднимался с вами на Эльбрус, кажется, стал чемпионом мира по армрестлингу?

— Причем среди здоровых спортсменов. Но сейчас Владимир ушел из спорта, говорит: мне тридцать лет, и я уже старый. Хотя я считаю, что рамки своей старости ты сам определяешь. Но вообще-то армрестлинг — страшный вид спорта. Очень травмоопасный, связки могут запросто порваться. Однажды поборолся, так почти два года потом лечился. Недаром говорят, что тот, кто занимается профессиональным спортом, себя скорее калечит, нежели лечит. В спортивную элиту пробиваются немногие, но такие люди нужны, они подают пример. Мохаммед Али, Роналдо например. Глядя на них, другие занимаются спортом хотя бы для своего здоровья. В конце концов, спорт всегда лучше, чем бутылка или наркотики.

КСТАТИ

Крупные соревнования у спортсменов-инвалидов проходят каждый год в последовательности: Европа – мир – Европа – Олимпиада. Главные фавориты пауэрлифтинга в легком весе – китайцы, корейцы, в тяжелом – новозеландцы.

НАША СПРАВКА

Премия «Галерея российской спортивной славы» (ГРОСС) учреждена газетой «Советский спорт» при поддержке правительства Москвы, Госкомспорта России, Национального олимпийского комитета и Администрации Президента РФ. Она призвана поощрять пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Первая церемония награждения лауреатов премии за 2002 год состоялась 23 января 2003 года.

Новости. Архив