Супердевальвация суперлиг

В середине 90-х годов в большинстве игровых видов спорта в России стали создаваться суперлиги.
news

ПРОБЛЕМА

В середине 90-х годов в большинстве игровых видов спорта в России стали создаваться суперлиги. Изначально предполагалось, что, получив столь громкое название, элитные дивизионы первенства страны объединят только избранные клубы, действительно сильнейшие на данный момент, и только при наличии современной инфраструктуры — достойной и вместительной арены, детско-спортивной школы, финансовой стабильности. Однако со временем понятие «суперлига» девальвировалось ниже разумного предела. Принятые в нынешнее межсезонье решения наших баскетбольных и волейбольных руководителей, а также то, что происходит в ряде других игровых видах спорта, дает еще больше оснований для такого мнения.

ПРОХОДНОЙ ДВОР

Мужская баскетбольная суперлига ведет свою историю с осени 1994 года, женская стартовала на два сезона позже. За несколько лет у мужчин элитная группа раздулась до 21 клуба, и только в чемпионате-2000/01 суперлигу по спортивному принципу поделили на два дивизиона — А и Б. Такое «ноу-хау» открыло для команд невиданные доселе возможности. Коллективам, по сути, второго эшелона можно рапортовать руководителям спорта на местах и спонсорам о своей причастности к самой суперлиге. Клубы классом еще ниже составляли уже не вторую, не первую, а самую что ни на есть высшую лигу.

На какое-то время в баскетбольной суперлиге А наступил период стабильности. В элите осталось десять команд, такой формат благополучно сохранялся на протяжении трех сезонов. Правда, некоторые клубы совершенно не соответствовали статусу суперлиги. Достаточно вспомнить разгромные поражения с неприличной разницей в 60—70 очков, которыми отличились магнитогорский «Металлург» и тульский «Арсенал».

Два года назад руководство суперлиги провозгласило, что дивизион А может расширяться и пополняться новыми клубами – выигравшими турнир второго эшелона, а также теми, кто готов внести повышенный вступительный взнос и перед специальной комиссией доказать наличие внушительной инфраструктуры. Впрямую это не озвучивалось, но было понятно, что суперлига переходит на чисто коммерческие рельсы и главным из перечисленных условий считается конечно же стартовый взнос.

В итоге в будущем сезоне баскетбольная суперлига А расширится до 14 команд. Причем первым в элиту был допущен тульский «Арсенал», который два года назад одержал лишь одну (!) победу в 36 матчах и тем самым устроил из турнира настоящую профанацию. Отметим, что туляки в суперлиге Б заняли лишь 5-е место. А вот кандидатура новосибирского «Локомотива», победителя состязаний второго эшелона, рассматривалась специальной комиссией. В результате железнодорожники допущены в класс сильнейших, так сказать, условно. До 15 августа новосибирцам предстоит выполнить ряд условий, одним из которых является расширение местного спорткомплекса «Первомайский» до 1500 мест.

Совсем удивительным представляется допуск на участие в турнире сильнейших подмосковного «Динамо» и «Химика» из Энгельса. Первая команда в прошлом сезоне выиграла соревнования в четвертом по рангу дивизионе (1-я лига), а вторая и вовсе пропустила минувший сезон. Кроме того, у обоих клубов нет собственной арены (бело-голубые будут проводить домашние матчи в столичном ДС «Динамо», а энгельсцы – в саратовском ДС «Звездный»), хотя ее наличие является одним из основных требований принятия в элитный дивизион. Очевидно, что сейчас суперлига озабочена только сиюминутными проблемами, а именно сбором финансовых средств. Лишний легионер в заявке — за деньги (4-й игрок — за 25 тысяч долларов, 5-й — за 50), иностранный тренер — за деньги (стоимость лицензии — 10 тысяч долларов).

Таким образом, в высшем российском баскетболе спортивные принципы полностью уступили место коммерческому подходу. Только вот игроков высокого уровня в России сейчас явно не хватает. Наставнику национальной сборной Сергею Елевичу с трудом удалось наскрести 14 человек для подготовки к первенству Европы в Швеции. Откуда же прибудет пополнение? К счастью, руководителям суперлиги А хватило такта не допустить до розыгрыша недавно созданный «Локомотив» из Ростова-на-Дону. Впрочем, этому коллективу предложено на коммерческой основе войти в число участников суперлиги Б…

КАРУСЕЛЬ АБСУРДА

Организаторов мужского волейбольного чемпионата в меркантильности не обвинишь, но самая стабильная в последние годы лига превращается в карусель. В прошлом сезоне, ссылаясь на плотный международный календарь, в ВФВ отказались от плей-офф. Бессмысленно сегодня доказывать необходимость кубкового финиша чемпионата. И это было подтверждено жизнью, когда «Локомотив-Белогорье» убил главную интригу за пару месяцев до последнего тура! В этом сезоне, пытаясь исправить ошибку, собирались провести плей-офф, как никогда ранее обширный — с четвертьфинальной стадии. Появился даже достойный проект календаря для 12 клубов. И тут, как гром среди ясного неба, последовало решение расширить суперлигу до 14 команд. По неофициальной, но вполне реальной версии было это сделано ради ярославского «Нефтяника», который сенсационно место в элите потерял. Основной мотив — в ярославскую команду входит большая группа игроков различных молодежных сборных. Кроме того, здесь существует стройная система подготовки резервов.

Об оправданности подобных решений можно спорить долго, но новый вариант календаря для 14 команд делает все предыдущие старания функционеров наладить волейбольное хозяйство бессмысленными. Команды разбиты на две семерки, внутри которых и будут соревноваться. Затем по четыре сильнейшие команды начнут борьбу в серии плей-офф. При этом возникает совершенно абсурдная ситуация, когда бронзовый призер может ни разу (!) не сыграть с чемпионом. Где еще такое возможно? Не говоря уже о том, что минимум в четырех городах не увидят живьем, к примеру, «Локомотив-Белогорье» или стремительно усиливающееся столичное «Динамо». О какой популяризации прекрасной игры здесь можно говорить?

ОБРАТНЫЙ ЭФФЕКТ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ

А вот представители Союза регбистов России накануне этого сезона всерьез озаботились развитием своего вида спорта в регионах, где регби представлено очень слабо. Однако сделано это было таким странным способом, что эффект, скорее всего, получился обратным.

В самом начале первенства не существовало вообще никаких лиг. Города, способные выставить хотя бы одну команду, более или менее знающую правила игры, были собраны в три зоны, в которые попали и признанные лидеры российского регби, и даже одна казахстанская команда, не имеющая названия, а потому именуемая просто где Казахстан, а где Алма-Ата. Впрочем, и во многих других городах долго не могли определиться, как же будут называться их команды.

Разумеется, что такой подход к популяризации регби в регионах ни к чему хорошему привести не мог. Разве могли болельщики ростовского «Эмпилса» обрадоваться приезду монинского «ВВА-Подмосковья», если гости разгромили их команду со счетом 70:0? А захотят ли посещать регбийные матчи в Таганроге после того, как команда из этого города уступила в Пензе с еще более позорным счетом 0:104?

Но и это еще полбеды. По ходу первенства практически не соблюдался составленный календарь. Не избежал изменений и регламент. Первоначально было решено, что суперлигу по итогам первого этапа составят по две лучшие команды из каждой зоны, но затем было принято решение допустить и третью команду из восточной зоны. Наверняка потом руководители СРР пожалели об этом: занявший третье место на «Востоке» железноводский «Атом» отказался от участия в суперлиге по финансовым соображениям. Его место заняла новокузнецкая «Смена», и состав высшего дивизиона российского регби был сформирован еще задолго до окончания всех матчей первого этапа. Причем зона «Запад II» в суперлиге почему-то оказалась представлена всего одной командой.

Как только элитная шестерка была определена, последовало еще одно неожиданное решение. Клубы суперлиги вдруг начали проводить между собой стыковые матчи, победитель которых получает не три полноценных очка, а бонусное одно. Что помешало руководству СРР начать новый и наконец-то нормальный чемпионат суперлиги, возможно, не сможет ответить никто.

МЕДВЕЖЬЯ СПЯЧКА

В гандболе вот уже несколько лет формат суперлиги носит устоявшийся характер – в чемпионате участвует дюжина команд. Однако серьезных шагов для того, чтобы усилить интригу первенства, руководители Союза гандболистов России не предприняли, ограничившись лишь половинчатым решением – проводить финальный этап не турами, как предварительный, а по системе спаренных матчей с разъездами. Но что же мешает провести плей-офф? Очень интересно проходит соперничество между двумя флагманами женского гандбола — тольяттинской «Ладой» и волгоградской «Аквой», достойное сопротивление «Чеховским Медведям» в отдельных матчах оказывает астраханское «Лукойл-Динамо», но чемпион, увы, определяется по круговой системе.

Плей-офф напрашивается сам собой. Пока же тот момент, когда команда становится чемпионом, оказавшись на недосягаемом от противника расстоянии по очкам, проходит совершенно незаметно. Из-за этого гандбол резко теряет в популярности и остается местечковым видом спорта на юге России.

Итоги прошедшего мужского чемпионата только подчеркивают снижение общего уровня команд. Фарм-клуб «Чеховских Медведей», ранее боровшийся за 7—12-е места, вскарабкался на третью ступень пьедестала почета. От выступлений в еврокубках резервисты «Медведей» отказались – клубу не нужны такие финансовые расходы.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ БРЕДА

Пожалуй, единственным исключением из всего этого бреда можно считать хоккейный чемпионат. Руководству ФХР удалось в нынешнее межсезонье сохранить первоначально принятый регламент, несмотря на сильную оппозицию, ратующую за расширение элитного дивизиона и поддерживаемую даже политическими силами. В итоге хоккейные клубы и болельщики получили абсолютно нормальный для любого вида спорта четырехкруговой календарь регулярного чемпионата и плей-офф, который, как показывают последние годы, является настоящим украшением первенства. Не зря все-таки говорят, что все гениальное просто.

ОТ ОТДЕЛА СПОРТИГР

Федерации игровых видов спорта стараются решать локальные задачи и помогают командам, где развитием любимой игры заняты всерьез, но все же надо искать для этого более цивильные формы. Ведь при этом забывается, что клубы существуют прежде всего ради болельщиков. А интрига любого турнира и заключается в выявлении сильнейших и слабейших. Есть ли смысл переживать за команду, которой все равно до медалей не дотянуться, а опуститься на свой законный уровень никто не позволит?

Новости. Архив