Авансы и долги российской политики по имени спорт

На физкультуру и спорт в будущем году в России государство потратит почти на треть больше, чем в 2003-м. Абсолютная цифра бюджета – почти 6 миллиардов рублей. Много это или мало? Ясность в вопросы спортивного законодательства и бюджета внесет заместитель
news

ГОСТЬ РЕДАКЦИИ

На физкультуру и спорт в будущем году в России государство потратит почти на треть больше, чем в 2003-м. Абсолютная цифра бюджета – почти 6 миллиардов рублей. Много это или мало? Ясность в вопросы спортивного законодательства и бюджета внесет заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, известный экономист и политик Михаил ЗАДОРНОВ.

– На недавнем заседании Совета по физкультуре и спорту при Президенте России глава Госкомспорта Вячеслав Фетисов говорил о несовершенстве «Закона о спорте». Вы как законодатель согласны в этом вопросе с исполнительной властью?

– Более чем. Закон о спорте не соответствует, как говорится, сегодняшнему дню. Он готовился достаточно давно. Он очень декларативен. И жизнь, реальность, далека от этого закона: в нем непонятен статус федераций видов спорта, не прописаны финансовые вопросы, в силу чего возникают противоречия между Госкомспортом и Национальным олимпийским комитетом. Да такие, что искры летят. Причина как раз в законодательной неурегулированности, в том, что наша «конструкция» отличается от подобной в любой другой стране. Например, из-за этого возникают проблемы с финансированием детско-юношеских спортивных школ. И закон возникающие противоречия в системе никак не регулирует. Возникает вопрос: а зачем, собственно, он нужен?

Но при всех разговорах о законе, а вопрос этот поднимался и до Фетисова, задача самого Госкомспорта – сформулировать ту политику, которую он собирается проводить. И пока непонятно, какую политику в области спорта будет проводить государство, неясно, какой закон нужен. Опасность в том, что жизнь идет, а четко сформулированной позиции по-прежнему нет. А без закона о спорте, подчеркну, без закона о массовом спорте невозможно решить многие вопросы, касающиеся, в частности, молодежной политики.

Меня, честно говоря, больше волнует именно массовый спорт. Спорт высших достижений имеет определенную спонсорскую базу, рекламу, источники независимого от бюджета финансирования. А физкультура буквально провалилась. Хотя движение «снизу» уже началось: проводятся спартакиады и т.д. И закон – юридически оформленная норма жизни – должен быть не абы какой, а четкий, отражающий реальные нужды профессионалов.

– На ваш взгляд, государство должно сосредоточиться именно на массовом спорте?

– Во времена Советского Союза государство занималось всем спектром спорта. Попытка оставить за государством только спорт высших достижений привела в итоге к провалу во многих дисциплинах. И это стало особенно чувствоваться в последние пять лет, когда инерция советской спортивной машины угасла. И у нас залихорадило даже наши «фирменные», традиционные виды – женские лыжи, спортивную гимнастику. Вывод – недопустимо и губительно отрывать спорт высших достижений от массового. Какое-то время профессионалы, конечно, будут побеждать. Ответ на ваш вопрос очевиден для любого специалиста, да и просто для любителя спорта. Государство должно создать правила игры и для массового спорта и физкультуры, и для спорта высших достижений. Правила игры – это, среди прочего, четко обозначенные меры государственной поддержки.

– Государственный «пирог» – один. На всех, как говорилось в мультфильме, не хватит…

– Согласен, хотя «пирог» и растет. Затраты на физкультуру и спорт в бюджете на будущий год выросли на 35%. А если учитывать еще и вложения в капитальное строительство – а это почти миллиард рублей, если учитывать те средства, которые выделяются на физическую культуру Министерству образования, – еще миллиард, в «руках» Госкомспорта оказывается около 6 миллиардов рублей. Это вполне приличные деньги – 200 миллионов долларов. Ну, скажем, на подготовку к Олимпиаде из бюджета обычно тратится 80—100 миллионов в американской валюте, так что это существенный прирост по сравнению с текущим годом.

Но какой бы ни был прирост, ясно, что с учетом «запущенности» работы в этой сфере денег хватит лишь на поддержание ситуации, а не для качественного прорыва. Поэтому мы должны четко понимать: государство нынешнее, в отличие от советского, спорт в полном объеме финансировать не сможет, да и не будет. Государство может создавать условия в целом для отрасли и финансировать наиболее значимые учебные учреждения, спортивные базы, детско-юношеские спортивные школы, да и то «на паях». К набору условий я бы отнес рекламу, проведение лотерей и другие меры привлечения в спорт частных денег.

И ни для кого не секрет – деньги уже идут в спорт. Правда, идут эти деньги если не откровенно «в черную», то как минимум – «в серую». Задача государства для спорта высоких достижений – создать условия, чтобы деньги шли «в белую». Поскольку только тогда вложения частных лиц становятся инвестициями в спорт, от которых можно ожидать отдачи.

– Спорт в этом отношении напоминает бизнес? Можно ли сказать, что пока не будет «прозрачности», скажем, в футболе, сюда не придут иностранные инвестиции и т.д.?

– Абсолютно. Вообще в стране есть сферы более прозрачные, и их можно назвать: телекоммуникации, мобильная связь, пивная индустрия, «нефтянка». Они активно заимствуют деньги, быстрее развиваются. А, например, алкогольная промышленность, в отличие от той же пивной, закрыта. Операции часто совершаются «втемную», за наличные, и по динамике можно проследить, насколько темпы роста пивной отрасли опережают темпы производства легальной водочной продукции. И спорт, к сожалению, пока одна из наименее прозрачных областей. И в силу этого наименее инвестиционно привлекательная.

– При этом олигархи уже покупают «Челси»… То есть желание вкладывать деньги в спорт есть…

– Олигархи уже владеют футбольными, хоккейными, баскетбольными клубами у нас в России. Но если это не связано с развитой структурой, приобретаемый актив не растет в цене. Я уверен, что Абрамович, заявляя, что купил «Челси» для удовольствия, все равно рассматривает футбол как часть бизнеса, где есть котировки, цены… Как бизнес, который имеет ликвидность.

– Проведение государственной спортивной лотереи, на ваш взгляд, способно решить часть проблем государства, связанных с финансированием спорта?

– Над законом о лотереях мы начали работать еще в Госдуме прошлого созыва, продолжили, когда я трудился в Министерстве финансов. В чем сегодняшняя проблема: в «серости» этой сферы бизнеса. Закона о лотереях нет, действует Указ президента, а Минфин каждый год выдает разрешения. По идее, организаторы лотерей 5% должны отдавать на благотворительность, налоги платить. На деле: налоги – ноль, благотворительность – 1—2%. Покупая сегодня лотерейный билетик, каждый отдает свои деньги дядечке, который эту лотерею придумал. Таких лотерей огромное количество, никакой отдачи государству, слабый контроль и – масса обмана. Наша задача – создать правила игры через закон. Ясные правила нужны и самим организаторам лотерей – они смогут привлечь на этот рынок гораздо больше денег. Закон, который прошел третье чтение в Думе, гласит, что лотерею может проводить юридическое лицо, 50% должен составлять призовой фонд, минимум 10% от выручки должно направляться на благотворительность.

Существуют всероссийские и региональные лотереи. И Всероссийская государственная лотерея в режиме реального времени, согласно проекту, – это монополия государства. Вспоминая опыт двух наиболее популярных лотерей прошлого – «Спортлото» и «Спринт», на совещании Совета по спорту при Президенте было закреплено достигнутое ранее с Минфином соглашение, о том, что 70% поступающей в бюджет выручки от лотереи будет направляться на дополнительное финансирование спорта. Я считаю, что при запуске закона на развитие инфраструктуры спорта можно собрать денег больше, чем сейчас выделяется бюджетом.

– При составлении спортивной части бюджета на будущий год учитывалось, что год олимпийский?

– В олимпийский год спортивный бюджет всегда имеет пик. И будущий год не исключение. Так, например, впервые выделены деньги на экипировку олимпийской команды – 300 миллионов рублей, выделяются деньги на подготовку сборных команд, и еще порядка 60 миллионов выделяется на подготовку к Параолимпийским играм.

Вообще если в целом расходы госбюджета растут пропорционально инфляции – примерно на 10% в год, то «спортивный» бюджет значительно выше, как мы уже говорили, в будущем году он «вырастет» практически на треть. Из этого можно делать выводы, насколько государство сегодня обратило внимание на физическую культуру и спорт…

Новости. Архив