Пессимист с правого фланга

ЛУЧШИЙ ИГРОК ОКТЯБРЯ
Политики любят говорить о футболе. Порой, ничего не понимая в сути игры, они с оптимизмом рассуждают о шансах футболистов, учитывая пристрастия, простите за выражение, электората.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, известный экономист и политик Михаил ЗАДОРНОВ перед болельщиками не красуется. Да и высказывается о судьбах нашего футбольного хозяйства четко, со знанием дела. В словах его мало приятных ноток. Он пессимистично смотрит на футбольное хозяйство России. А ведь пессимист, как известно, хорошо информированный оптимист. Очень хорошо информированный.
ЯПОНСКАЯ ГОРЕЧЬ
— Михаил Михайлович, скажите, эмоции обычного болельщика по поводу футбола как-то отличаются от эмоций болельщика-политика?
— Летом прошлого года думская футбольная команда присутствовала на матчах отборочной группы в Японии во время чемпионата мира. Замечу, что мы еще и сыграли официальный матч с командой японского парламента. «Обидели», кстати, коллег – выиграли с неприличным счетом 11:0. Даже политически корректный гол в свои ворота не смогли пропустить. И было видно, что в Японии, чья сборная обыграла нашу национальную команду, для поколения тех, кому 40—50 лет, футбол – экзотика. Так вот, в той поездке игра с парламентариями – единственное, что принесло хоть какие-то приятные впечатления. В целом же «футбольные эмоции» нашего визита оказались отрицательными.
— Чувствовалась обреченность?
— Мы видели состояние нашей сборной, состояние тренерского штаба. Знали, как сборная России готовилась к матчам и отдыхала. Было видно, что наша команда по своим физическим, тактическим, техническим кондициям не хуже японской или бельгийской сборных. Но в тех матчах, которые Россия проиграла и японцам, и бельгийцам, чувствовалось отсутствие воли у российских футболистов. Было грустно и обидно…
Возвращаясь из поездки, мы по горячим следам обсуждали причины такого бесславного поражения. И пришли к выводу, что сама футбольная организация России должна стать современной, соответствующей потребностям дня. А на сегодняшний день в своей структуре, в процедурах принятия решений она остается советской по сути.
Околофутбольные дискуссии тех дней в итоге свелись к одному: назначать иностранного тренера или искать нашего? А ведь это – подмена главного вопроса. Как реально работает федерация? Каким образом принимаются решения? Как осуществляется обратная связь с клубами и болельщиками? Какова программа ее работы на следующие 4—5 лет?
СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС
— На ваш взгляд, с того времени что-то изменилось?
— То, что мы наблюдали в течение года после чемпионата мира, — история со «Спартаком» и тренерской чехардой в клубе – Романцев, Чернышов, Федотов, а также очередное повторение истории со сборной, – привело лично меня к простому выводу: нужно системное решение проблем российского футбола. И, кстати, не только футбола, но и спортивного хозяйства в целом. Например, неясно, кто конкретно отвечает за допинговые скандалы. Есть проблемы внутри многих федераций по различным видам спорта. Необходим и закон — закон о спорте. Построение самой работы в отрасли под названием «Спорт высших достижений» нужно менять, и тогда будет нормальное развитие, в частности, футбола.
— А до тех пор…
— А покуда мы тешим себя надеждами на импульс, который дает новый тренер. Газзаев пришел, встряхнул работу, завел ребят – первый матч команда просто летала. А поскольку есть системные сбои, все опять пришло к кризису. Вот говорят: тренер не должен совмещать работу в клубе и сборной. И хотя я лично болельщик ЦСКА, я был за то, чтобы Газзаев выбрал: или клуб, или сборная. Что такое системное решение? Должен быть регламент, который должен строго соблюдаться. А в нашем футболе правил игры нет: решил Российский футбольный союз сегодня так, а завтра эдак – и это решение выполняется. Почему, непонятно.
Я думаю, что, увы, не будет добра в нашем футболе, пока мы не изменим сам Устав РФС, не уточним статус этой организации, его отношения с клубами. То есть пока мы не построим нормальную, современную конструкцию, включая финансовые, трансферные и другие вопросы.
Конечно, как болельщику мне хочется, чтобы сборная всегда побеждала. Я был на последнем матче с Грузией. Хочется, чтобы и у Уэльса выиграли. И надеюсь, что выиграем, рассчитываю на это. Но что будет потом? До того, как произойдут системные изменения в Российском футбольном союзе, я не жду от нашего футбола результатов, равных лучшим результатам советской сборной середины 80-х годов.
ДВОРОВАЯ ЛЮБОВЬ
— Вы сказали, что симпатизируете ЦСКА. А ведь было модно болеть за «Спартак»…
— Я болельщик ЦСКА со стажем. Еще с тех пор, когда ЦСКА играл на своем стадионе на Песчаной улице. И ходил я на Песчаную еще со школьной поры. Другое дело, что не всегда удавалось регулярно посещать матчи. Особенно в последние годы. Но несколько раз за сезон на стадионе я бываю. И уж, конечно, стараюсь не пропускать матчи сборной страны.
— А в кулуарах Думы говорят о футболе в перерывах заседаний?
— Конечно, депутаты – болельщики. И как и в любом коллективе, подтруниваем сегодня над болельщиками «Спартака».
— А кто, интересно, «спартаковец»?
— Александр Жуков, например.
— То есть вы рискуете «подкалывать» своего руководителя, председателя комитета?
— В Думе каждый сам себе «свободный форвард», и даже спикер Селезнев в футбольной терминологии не тренер, а капитан команды. А если серьезно, то на ниве футбольных пристрастий в Думе достаточно дружеские взаимоотношения.
— А знаменитая футбольная команда Думы, которая обыгрывает парламентариев всех стран, приглашает вас в состав?
— Приглашает. Скажу честно, редко удается играть из-за загруженности.
— И где ваше место на поле?
— Играю правого полузащитника. Но, повторюсь, несмотря на то, что «вызывают» меня часто, играть удается редко.
— Михаил Михайлович, а вы футболом профессионально занимались?
— Только на уровне дворовых команд. Я вырос на Камчатке, там нет такой популярности этой игры, как в Москве, в силу того, что семь месяцев в году на полуострове лежит снег. Лыжи – ими я занимался с детства. И достиг определенных результатов: был перворазрядником в лыжных гонках. А позже были еще и горные лыжи – ведь в Петропавловске-Камчатском «зажигались» многие наши звезды горнолыжного спорта. Так что прелесть спусков и азарт виражей я познал давно, значительно раньше, чем это стало модным.
Но футбол для меня — истинная любовь, которая родилась в детстве во дворе и с тех пор не проходит. И никогда не пройдет…
НАША СПРАВКА
Задорнов Михаил Михайлович – депутат Государственной Думы РФ.
Родился 4 мая 1963 г. в Москве.
С 1990 года – член Государственной комиссии по экономической реформе Совета Министров РСФСР. Один из авторов программы «500 дней». 12 декабря 1993 г. был избран депутатом Государственной Думы РФ первого созыва, в декабре 1995 года – депутат Госдумы второго созыва. Министр финансов РФ в 1997–1999 годах.
С 31 мая по 2 сентября 1999 года – специальный представитель Президента РФ по связям с международными финансовыми организациями в ранге первого заместителя председателя Правительства РФ.
19 декабря 1999 года был избран депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва.
Имеет первый разряд по беговым лыжам, играет в футбол, ходит на байдарках.
