Гимнов на заказ не пишем

ПРЕМИЯ ГРОСС
Александру Пахмутову никому представлять не надо. Все помнят, как, не попадая в такт нотам, пела Татьяна Доронина «Нежность» в «Трех тополях…», «Надежду» в исполнении Анны Герман и как под прощальную песню московской Олимпиады «До свидания, Москва» в 80-м году рыдал весь стадион, хотя многие из присутствующих не понимали ни слова по-русски. Среди исполнителей ее песен — зубры отечественной эстрады: Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Александр Градский, «Песняры», «Самоцветы». Американцы называют ее русским Джорджем Гершвиным, англичане – бриллиантом. Она – маленькая, хрупкая женщина, жена поэта Николая Добронравова, справившего недавно 75-летие, известный русский композитор и лауреат нашей премии ГРОСС в номинации «За вклад в развитие темы спорта в искусстве», которая будет вручена ей сегодня.
БУДУЩЕЕ – В СПОРТЕ
— Александра Николаевна, писали, что вы вместе с мужем, поэтом Николаем Добронравовым, обещали написать гимн к чемпионату мира по хоккею 2007 года, если право на его проведение получит Россия?
— Не гимн, конечно, гимн – это государственное произведение. Мы любим спорт, будем счастливы быть полезными и обязательно что-нибудь напишем, но обещать гимн – это просто нескромно, гимн обещать нельзя. Гимнов мы не пишем. Вот когда наши песни становятся своего рода гимном, как было с песней к московской Олимпиаде, это другое дело.
— Хоккей — ваш единственный любимый вид спорта?
— Нет, почему, я люблю и футбол, особенно сейчас. Люблю все виды, связанные с музыкой, например, гимнастику. Очень сожалею, что сейчас несправедливо оказалась в тени спортивная гимнастика. Все знают только «художниц». Люблю фигурное катание, особенно танцы на льду. Это шоу, спорт, искусство – все вместе, поэтому их любят все. Но я люблю танцы на льду еще и как музыкант. В свое время на одном из последних, если не на самом последнем выступлении на Олимпиаде у Родниной и Зайцева в их композиции была моя музыка – увертюра «Любовь моя, спорт».
— То есть вы как музыкант сотрудничаете с тренерами?
— К сожалению, нет. У меня гораздо больше музыки, которую я могла бы предложить, но особой заинтересованности в этом я пока не вижу. Правда, не так давно Елена Анатольевна Чайковская поставила для своей ученицы Юлии Солдатовой на мой «Русский вальс» танец.
— Вам доводилось общаться и дружить со многими великими спортсменами, в том числе с легендарным Николаем Озеровым.
— Я его очень любила. Озеров так любил спорт и так о нем рассказывал, что его почитатели ни минуты не жалели, что он оставил театр. В том, как он вел репортажи, присутствовал его актерский талант, а не только профессиональная осведомленность.
— Я знаю, что вы любите балет и у вас даже есть парочка балетных туфель....
— (Смеется.) У меня дома действительно хранятся пуанты! Я даже написала музыку к одноактному балету «Озаренность». Он шел в Москве и в Одесском театре. Мы очень дружили с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным. Сейчас они в другой стране, поэтому видимся от случая к случаю.
— А сами когда-нибудь занимались каким-нибудь спортом?
— К сожалению, нет. При всей моей любви к спорту я совершенно неспортивный человек. Раньше, помню, ходили кататься на лыжах на Поклонную гору, тогда там, конечно, не было никаких построек. Да и потом, у нас такая работа, что на занятия спортом времени особо нет. У меня было о музыке романтическое представление — костры, песни… Вот когда сама начала писать эти песни, узнала, что это такое. Например, у нас в консерватории был жесткий режим, с 7 до 9 утра можно было позаниматься на рояле, так талончик надо было брать заранее, а то все классы оказывались занятыми. До зарядки ли мне было?
«МИША» В СЕКРЕТЕ
— В 1972 году вы с мужем были на триумфальной для нашей команды Олимпиаде в Мюнхене. Тогда же вы написали знаменитую «Герои спорта».
— Эта песня была написана перед мюнхенской Олимпиадой по предложению комитета спорта. Причем помимо нее я написала этакие фанфары, которые предваряли все передачи с той Олимпиады. А «Героев» я предложила спеть Муслиму Магомаеву.
— Я слышала, что он сначала отказался...
— Муслим сказал, что это не совсем его песня, может быть, ее лучше бы спел Эдуард Хиль. Тем не менее я его упросила и, шутя, пообещала написать для него песню о любви. Так появилась еще одна песня – «Мелодия».
— Вам принадлежит еще одна знаменитая песня Олимпиады – «До свидания, Москва». Ее недавно заново спели Лариса Долина с Львом Лещенко.
— В начале 80-го года, зимой, к нам пришли Иосиф Туманов, главный режиссер церемоний открытия и закрытия московской Олимпиады, и главный дирижер Олимпиады – Одиссей Дмитриади. Они нам предложили написать песню «До свидания, Москва. Здравствуй, Лос-Анджелес». Просто следующие игры должны были проходить в Лос-Анджелесе. Не могу сказать, что это было очень интересно, все же это была несколько дежурная работа. А в это время наши войска вошли в Афганистан и американцы объявили бойкот нашей Олимпиаде. Снова пришли Туманов и Дмитриади и попросили уже написать просто прощальную песню Олимпиады. Эта идея нам понравилась гораздо больше.
— А что там за условия вас попросили соблюсти при этом?
— Нас попросили никому не говорить, что Мишка улетит, и не показывать песню до премьеры. Но в тот момент я работала не только над этой песней, я тогда писала музыку к фильму «О спорт, ты — мир». Есть такая незыблемая традиция: страна, принимающая Олимпиаду, создает фильм об Олимпийских играх, который потом хранится в фильмотеке МОК. Это была большая работа, за которую мы с мужем, он писал дикторский текст, были удостоены Государственной премии. Фильм снимал Юрий Озеров. В нем и прозвучала песня «До свидания, Москва». Я жалею, что сейчас этот фильм не показывают. Совсем молодые люди могли бы представить, как была прекрасна Москва, как тогда болели на стадионах.
ПРИМЕР ЯРЦЕВА
— Вы считаете, что нынешние болельщики не столь азартны, спорт на второй план отодвинули проблемы, люди заняты на работе и им просто не до этого?
— Сейчас многое изменилось, в том числе в спорте, в том числе под властью денег. Я не берусь обсуждать наличие больших средств у какого-то конкретного футбольного клуба. Но то, что сейчас покупают за сумасшедшие деньги легионеров, у меня в голове не укладывается. Раньше спорт и честь клуба были превыше всяких денег. Сейчас он стал другим, и, видимо, песни о спорте должны быть другими.
— То есть вы резко против того, что в наши футбольные клубы привлекают иностранных легионеров и тренеров?
— Я человек консервативный и не берусь судить тех, кто привлекает иностранных тренеров в клубы, чтобы те выводили наши команды из кризиса. Могу лишь привести такой пример. Наша сборная по футболу находилась в сложной ситуации, пришел Ярцев и в течение невероятного цейтнота смог сотворить фактически чудо — мы будем играть на ЧЕ-2004! Вы думаете, те, в кого вкладывают такие деньги, талантливее Ярцева?! Не думаю. Этого же мнения придерживаюсь и в отношении иностранных легионеров. Приглашать за немыслимые деньги футболистов с труднопроизносимыми именами — это тупиковый путь.
— Почему же тупиковый? Вы посмотрите, как отрабатывают вложенные в них миллионы Ярошик и Олич!
— Я считаю, что они и иже с ними занимают места наших молодых футболистов, они отнимают деньги у наших спортивных школ, где могут вырасти будущие Яшины и Стрельцовы. У нас есть талантливые ребята, тот же Марат Измайлов, за судьбой которого мы с мужем следим с момента его прихода в «молодежку». А кто его заметит, если он будет сидеть на скамейке запасных, а голы будут забивать легионеры?! Пример Ярцева в этом смысле – сокрушительный. Вот куда надо вкладывать – в школы, в новых тренеров и молодых ребят.
— Фетисов сейчас во многом и пытается это сделать: возродить стадионы, спортивные школы и секции.
— Да, я его помню еще на льду, великолепный был хоккеист. И я очень рада, что наш спорт возглавляет не абстрактный чиновник, а человек, знакомый с самой черновой работой изнутри. Думаю, он сделает много для нашего спорта. Он современный человек и сможет использовать во благо новые течения в экономике, сможет играть по новым правилам.
— А как вы оцениваете «новый» приход Тихонова?
— Я упустила этот момент, больше как-то за футбольными новостями слежу. Но думаю, что и хоккей со временем вернет себе былую популярность времен Харламова, Мальцева, Михайлова, Якушева, Петрова.... Могу сказать, что это очень талантливый тренер, и обеими руками за его возвращение!
— За какую футбольную команду болеете?
— Это нельзя говорить, остальные любить не будут! Я вообще люблю спорт и наших спортсменов. Во многом благодаря тому, что мы ездили на Олимпиады, жили на спортивных базах, у нас была возможность увидеть спорт изнутри. Это сродни жизни артиста за кулисами, это полные драматизма судьбы, когда все силы, годы тренировок жертвуются на то, чтобы сделать один-единственный триумфальный рывок.
— Будете смотреть ЧЕ-2004?
— Конечно, как настоящие болельщики, будем обязательно. Хотя муж разбирается в этом лучше, он вам может сказать, кто в 1946 году стоял в воротах, когда наше «Динамо» разгромило «Челси». Но в любом случае, если уж смотреть футбол, то только высокого качества.
МОЙ ВЕЛИКИЙ ДРУГ ОЗЕРОВ
— Николай Николаевич, вы были большим другом Николая Озерова. Вы назвали его самым талантливым человеком XX века…
— Я бы уточнил: нам судьба подарила счастье дружить с братьями Озеровыми — Юрием, который был режиссером многих фильмов, и Николаем. В ряде фильмов мы с Александрой Николаевной работали, это и «Битва за Москву», и спортивные фильмы «Баллада о спорте» и о московской Олимпиаде. А с Николаем Озеровым мы знакомы еще со времен учебы в школе-студии МХАТа, где я учился. Николай Озеров был тогда уже знаменитым артистом, чемпионом страны по теннису.
— Озеров, кроме тенниса, играл еще и в футбол.
— Когда он стал ведущим спортивным теле- и радиокомментатором, он, помимо того, что здорово разбирался в спорте, еще и играл в разные виды. В некоторые, в тот же футбол, очень неплохо. В его карьере было даже несколько любительских футбольных матчей. Однажды он забил гол самому Яшину! Коля был многогранным человеком, но в его жизни были лишь две большие любви: МХАТ, которому он служил верой и правдой, и спортивное общество «Спартак».
— Именно Озеров в свое время стоял во главе борьбы за возрождение общества «Спартак», которому был верен всей душой и всей жизнью?
— Верно. Недавно мы даже подписали письмо, чтобы в Аллее спортивной славы был установлен памятник Озерову.
— Думаете, Озеров потому был таким блистательным комментатором, что в работе использовал свое актерское искусство?
— Николай был един в двух лицах, поэтому он был непревзойденным спортивным комментатором. Он мне рассказал как-то такой случай, характеризующий его человеческие качества. Уже в глубокой старости наш великий русский певец Иван Козловский вдруг позвонил Озерову и говорит: «Коля, я так соскучился, я так хочу поиграть в теннис». И Озеров все бросил и поехал с ним играть! Его харизма, его актерский талант, его профессионализм так заводили в хорошем смысле многих великих мхатовских артистов, что те приходили поболеть на стадион.
— Новых Озеровых пока не появилось...
— Таланты рождаются не каждый день, и в спорте, и в искусстве. Это все товар штучный. Но я знаю, многие наши артисты любят спорт. Например, Лев Лещенко. Как он любит спорт! Он бывает на спортивных аренах, не случайно он пел гимн на стадионе в Черкизово. Мы с ним болеем за одну команду — «Динамо». Вот вам, пожалуйста, пример человека искусства в спорте. Недавно он блистательно записал наши старые песни: «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей». Когда мы с ним встречаемся, то больше даже говорим о спорте, чем о делах поэтических и музыкальных!
ПОКОЛЕНИЕ NEXT
— Как относитесь к нынешним футбольным болельщикам?
— К сожалению, уровень культуры зрелищных мероприятий сильно упал. Ну о чем говорить, если люди приходят в академические театры с сотовыми телефонами и во время арии Ленского трещат мобильники?! Что тогда спрашивать с малолетних фанатов, которые воспитаны на американской поп-культуре, боевиках, где убивают, стреляют, режут?! Спасибо, сейчас появился спортивный канал, а до этого наше телевидение только и передавало «чернуху».
— Как думаете, почему в прошлом году во время трансляции матча с чемпионата мира по футболу в Москве болельщики учинили погром?
— Почему в прошлом году подожгли машины?! Потому что наше телевидение с тупой настойчивостью кретина показывало, как за границей жгут и громят машины. Когда в советские времена шли прямые трансляции хоккейных чемпионатов и чемпионатов по фигурному катанию, официальная статистика гласила, что в эти ночи не было зарегистрировано ни одного преступления. Все, начиная с академиков и заканчивая даже уголовниками, все сидели у телевизоров и смотрели хоккей!
НАША СПРАВКА
Александра ПАХМУТОВА
Родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка, ныне это часть Волгограда. С 50-х годов пишет песни, в ее коллекции их уже более четырехсот, на стихи отечественных поэтов. Народная артистка СССР (1984), Герой Социалистического Труда (1990). В соавторстве с мужем, поэтом Николаем Добронравовым, написала легендарные прощальную песню московской Олимпиады 80-го года «До свидания, Москва», «Трус не играет в хоккей», «Нежность», «Надежда» и многие другие. Живет и работает с мужем в Москве.
Николай ДОБРОНРАВОВ
Родился 22 ноября 1928 года в Ленинграде. Поэт-песенник, член Союза писателей России, автор нескольких пьес для детских и кукольных театров. В соавторстве с женой, композитором Александрой Пахмутовой, написал ставшие шлягерами песни «Геологи», «Мелодия», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «Команда молодости нашей».
