Говорит Синявский…

Голос диктора Левитана – символ войны. Трагичный и волнительный. Голос спортивного комментатора Вадима Синявского – символ футбола. Жизнеутверждающий и легкий. Как сама игра. В дотелевизионную эпоху был народным героем. Потому что в условиях тотальной це
news

НЕЗНАКОМАЯ ЗВЕЗДА

ЛЕГЕНДАРНЫЙ КОММЕНТАТОР ВЕЛ РЕПОРТАЖИ НЕ ТОЛЬКО СО СТАДИОНА, НО И ИЗ ФРОНТОВОГО ОКОПА

Голос диктора Левитана – символ войны. Трагичный и волнительный. Голос спортивного комментатора Вадима Синявского – символ футбола. Жизнеутверждающий и легкий. Как сама игра. В дотелевизионную эпоху был народным героем. Потому что в условиях тотальной цензуры Синявский был единственным журналистом, который мог и должен был говорить правду.

В грозные годы журналист Вадим Синявский, чей голос уже был известен всей стране, поменял футбольный профиль на военный. В марте 1942 года он прибыл в осажденный немцами Севастополь. Синявский в каждом материале ставил для себя сверхзадачу. Вот и в блокированном со стороны суши и простреливаемом гитлеровцами городе русской славы Синявский не стал отсиживаться в глубоких штольнях политуправления армии. Он полез в самую горячую точку обороны – на Малахов курган.

«Говорит Севастополь!» — журналист успел сказать в эфир лишь первую фразу. В следующее мгновение Синявского накрыло взрывом разорвавшейся поблизости мины.

— Футболиста убило! – с тревогой разнеслось по траншеям. Наши артиллеристы подавили минометную батарею фрицев, а тяжело раненного Синявского вынесли с поля боя.

В госпитале на Большой земле он провалялся три месяца. Репортаж с Малахова кургана стоил ему глаза. Но с госпитальной койки он рвался в Севастополь – завершить материал, досказать слушателям о том, как сражается Севастополь. Он, Синявский, не мог позволить себе не доиграть матч до конца. На войне – как на футболе.

Потом был репортаж из бункера в Сталинграде, где капитулировал фельдмаршал Паулюс, передача из горящего танка на Курской дуге.

А в футбол его вернули в 1944-м. Выдернули из штурмовой колоны, бойцы которой шли на Каунас. Через день, едва отмывшись от фронтовой грязи, Синявский уже вел репортаж с финала возобновленного даже во время войны футбольного Кубка СССР:

— Говорит Москва. Наши микрофоны установлены на Центральном стадионе «Динамо»…

Синявский вошел в историю футбола и как создатель легенды. В 1945-м в Лондоне, во время матча московского «Динамо» с «Арсеналом», из-за густого тумана даже вратарь Хомич не видел своих защитников. Представьте, что мог видеть уцелевшим глазом Синявский с кромки поля. Но репортаж не прерывался ни на мгновение: журналист не комментировал – он буквально домысливал то, что в эти минуты происходило на поле. Действовал как создатель, как бы сейчас сказали, плеймейкер, легенды нашего футбола.

Кстати, «Динамо» тогда у «Арсенала» выиграло, а с «Челси» сыграло вничью. И это не легенда – факт.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

СИНЯВСКИЙ Вадим Святославович

28.07(10.8).1906, Смоленск — 03.07.1972, Москва. Радио- и телекомментатор. Начал вести футбольные репортажи с 1929 г. Участник Великой Отечественной войны, был военным корреспондентом «Последних известий» Всесоюзного радио. Кавалер орденов Красной Звезды и Красного Знамени, награжден орденом «Знак Почета» (1957 г.).

Вел первый в СССР телерепортаж с матча 29 июня 1949 г.

Новости. Архив