Спринт требует: «Лыжню!»

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ
Вот уже третий год подряд 2 километра городских улиц немецкого Дюссельдорфа, засыпанных 4000 кубических метров специально изготовленного искусственного снега, становятся ареной первого (спринтерского) этапа розыгрыша Кубка мира по лыжным гонкам. Самой счастливой эта трасса, безусловно, стала для шведа Петера Ларссона, который выиграл все гонки, прошедшие здесь. Дважды на высший пьедестал почета поднялась норвежка Мэрит Бьорген. В тройке призеров неизменно и Габриэла Паруцци из Италии.
А вот российские спринтеры, увы, такой стабильностью в Дюссельдорфе пока не отличаются. Самым удачным для них стало начало прошлого сезона, когда Алена Сидько и Евгения Хахина заняли, соответственно, второе и третье места, а Василий Рочев у мужчин замкнул шестерку сильнейших.
Нынешняя гонка, закончившаяся на днях, с позиций сугубо спортивных ценностей сложилась для россиян неудачно (мы остались без наград). Но в то же время обе сборные не выглядели безнадежно. Мужская команда (в составе Рочева и Егошина) даже могла (впервые в истории этих гонок) подняться на третью ступеньку пьедестала почета, но фотофиниш «отдал» бронзу немецкой команде…
Очень хотелось, чтобы итоги этих гонок прокомментировал старший тренер сборной России по спринту Геннадий Раменский. Но Геннадий Михайлович сделать этого по одному ему понятным причинам не смог. Поэтому пришлось обратиться к вице-президенту Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) государственному тренеру Александру Кравцову.
– Александр Михайлович, как в ФЛГР оценили результаты дюссельдорфской гонки?
– Мы сделали из них, думаю, правильные выводы. Например, 24-е место Миши Девятьярова может показаться провалом, но лишь тем, кто не знает, что в предыдущей гонке он был 66-м. Учитывая, что Мише всего 19 лет, разве такой прогресс не радует? С другой стороны, 24-летний Вася Рочев в третий раз (если говорить о соревнованиях в Дюссельдорфе) доказал, что является сейчас самым быстрым гонщиком в России. Кроме того, он прекрасно себя чувствует в классических гонках на 15 км. Значит, парня, на мой взгляд, надо ориентировать именно на эти дисциплины. Зачем ему распыляться, ведь в легкой атлетике или в плавании давно есть разделение на спринтеров и стайеров…
– Геннадий Раменский – старший тренер сборной России по спринту. Эта должность, как известно, уже утверждена в штатном расписании ФЛГР. Значит, есть и сборная России по спринту?
– Не буду лукавить: национальная команда по спринту пока только формируется. Мы, как издавна ведется в России, долго запрягаем, но, дай Бог, быстро поскачем. Но вопрос о выделении спринтерской команды в отдельную структурную единицу созрел давно. Ее просто не может не быть, поскольку 30 процентов от призового фонда предстоящих чемпионата мира и Олимпийских игр составят медали в спринте. А как вам нравятся восемь спринтерских этапов в нынешнем розыгрыше Кубка мира?
– Получается, что сначала появился старший тренер сборной по спринту, а сама спринтерская команда появится несколько позже?
– Нет, сегодня не надо делать столь категоричных выводов, поскольку эта проблема касается практически всех стран, за исключением Норвегии и Швеции, которые шагают чуть впереди и пытаются разделить своих спортсменов на спринтеров и стайеров. Но в то же время знаменитая 40-летняя норвежка Хайде Педерсон тоже участвует в спринте и сейчас в Дюссельдорфе закончила гонку 16-й. А возьмите 35-летнюю итальянку Габриэлу Паруцци, которую (после недавно перенесенной операции) уж никак нельзя было назвать спринтером, тем не менее она снова в призерах…
– Кстати, вы ничего не сказали об итогах выступления в Дюссельдорфе нашей женской команды.
– Я, честно говоря, не владею тонкостями методической подготовки к сезону женской части сборной России, но не сомневаюсь в том, что на любом международном старте, где заявлен российский спортсмен, не его имя кладется на алтарь, а честь страны. Поэтому мне было непонятно, почему в интервью «Советскому спорту» накануне первого этапа Кубка мира Юля Чепалова сказала, что предстоящие состязания являются для нее контрольными. Использовать международные соревнования как тренировочные в отдельных случаях, может быть, разумно, но только не в этом. Выступлением нашей женской сборной в Дюссельдорфе мы недовольны.
– Появление спринта в календаре официальных соревнований, на мой взгляд, окончательно запутало ситуацию. В частности, способны ли личные тренеры в сборной России, изначально ориентированные на классические дистанции, перестроиться на скоростную работу?
– Думаю, да. На своем уровне. Но вы совершенно правы – не может быть сейчас один педагог для спринтеров и стайеров. Легкая атлетика и плавание давно уже в этом всех убедили.
– Другими словами, в составе сборной России по лыжным гонкам вскоре появится отдельная сборная по спринту?
– На первых порах это будет звучать, наверное, так. А потом привыкнем. Мы же не говорим, например, что сборная России по легкой атлетике состоит из спринтеров и стайеров.
