Полеты с немецким штурманом. Впервые российскую национальную команду возглавил тренер-иностранец

Сегодня лучший российский прыгун на лыжах с трамплина Дмитрий Васильев занимает 25-е место в общем зачете Кубка мира.
news

ПРЫЖКИ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА И ЛЫЖНОЕ ДВОЕБОРЬЕ

ДО ОЛИМПИАДЫ В ТУРИНЕ — 380 ДНЕЙ

 Сегодня лучший российский прыгун на лыжах с трамплина Дмитрий Васильев занимает 25-е место в общем зачете Кубка мира. А лидер нашей сборной по лыжному двоеборью Сергей Масленников – на 22-й позиции. На фоне неожиданных успехов в двух других «чуждых» нам зимних видах – санях и бобслее – достижения более чем скромные. Тем не менее президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Владимир Славский верит в успех на Олимпиаде, который связывает прежде всего с новым шеф-тренером из Германии.

В 1968 году на Олимпиаде в Гренобле Владимир Белоусов из Ленинградской области выиграл золотую медаль на 90-метровом трамплине. Это была первая и, увы, единственная до сих пор олимпийская победа наших прыгунов с трамплина. Более того, если в 70-х годах мы еще на что-то надеялись, то дальше, глядя на потуги отечественных «летающих лыжников» на международных стартах, все время вспоминалось справедливое замечание пролетарского буревестника о том, что рожденный ползать летать не может.

С тех пор активное внимание к этой дисциплине наша пресса проявила лишь трижды. В 1999 году – после страшного падения Валерия Кобелева в словенской Планице, завершившегося для лидера российской сборной сотрясением мозга и компрессионным переломом позвоночника в двух местах. В начале 2001-го, когда в анализе нового лидера команды Дмитрия Васильева были обнаружены следы запрещенного препарата фуросемида (последовала двухлетняя дисквалификация). И в 2002 году – после того как новоявленный президент ОКР Леонид Тягачев изгнал из олимпийского Солт-Лейк-Сити прыгунов и двоеборцев за откровенно слабое выступление.

ВЗЛЕТ ТРЕБУЕТ ДЕНЕГ

А президент профильной федерации Владимир Славский между тем настаивает, что программа, по которой вот уже третий год готовятся к Играм-2006 наши прыгуны и двоеборцы, рассчитана… на олимпийские медали.

– Владимир Федорович, не полет ли это вашей неудержимой фантазии?

– А вы вспомните, сколько было снисходительных улыбок, когда перед Играми-98 в Нагано в интервью «Советскому спорту» я впервые предсказал нашим двоеборцам медаль. Кто тогда в это верил? А между тем петербуржец Валерий Столяров сотворил самую, пожалуй, главную сенсацию Олимпиады-98, став бронзовым призером. Не испугался бы собственной дерзости – мог бы и серебро выиграть…

Что же это за новая четырехлетняя программа, под которую, кстати говоря, заложено 4,5 миллиарда рублей? В первую очередь это реконструкция пяти комплексов трамплинов (в Нижнем Тагиле, Нижнем Новгороде, Уфе, Междуреченске, Лениногорске) и строительство трех новых, отвечающих самым современным требованиям, – в Москве, Ханты-Мансийске и Ленинградской области. Главным образом за счет средств из местных бюджетов. Сколько их понадобится, судите сами: на строительство только одного трамплина и реконструкцию стадиона в Инсбруке ушло 14,5 миллиона евро. Но игра стоит свеч, поскольку пока в России нет ни одного трамплина, на котором можно было бы полноценно готовиться национальным командам и проводить соревнования ранга этапа Кубка мира.

Еще одна определяющая часть программы – качественно новое финансирование наших сборных команд.

ТРЕНЕР СБОРНОЙ РОССИИ ЖИВЕТ В ГЕРМАНИИ

– Приглашение бывшего главного тренера сборной Германии по прыжкам на лыжах с трамплина 43-летнего Вольфганга Штайерта возглавить национальную команду России — тоже запланированный шаг?

– Эта идея долго выруливала на взлетную полосу. Мы даже какое-то время держали ее в секрете. Что оказалось решающим? Во-первых, несмотря на относительную молодость, это очень известный в мире специалист. Среди его воспитанников много чемпионов мира и Олимпийских игр. Во-вторых, нам важно было при этом сохранить весь наш тренерский состав. Александр Арефьев по-прежнему является старшим тренером сборной, а Штайерт получил должность шеф-тренера. В-третьих, прежде чем подписать контракт, мы обсудили эту идею на тренерском совете с участием всех членов президиума и она была принята единогласно. Это очень важно, потому что в противном случае я мог услышать от любого из наших тренеров: «А чем я хуже?»

Кроме того, не последнюю роль сыграло общее желание привлечь к нашему виду спорта дополнительное внимание, ведь Штайерт стал первым зарубежным тренером, который возглавил российскую национальную команду…

– Продолжая при этом жить в Германии?

– А зачем приглашать его в Россию? К чему нам дополнительные затраты, если сборные России по прыжкам и лыжному двоеборью 85 процентов времени проводят за рубежом?

Но пригласить зарубежного тренера – это еще полдела. Сами понимаете, специалист такого ранга в команде требует и соответствующих условий для работы. Они должны отвечать международным стандартам. Это касается условий проживания на сборах и во время соревнований, качества питания, инвентаря и так далее. Этими вопросами я сейчас занимаюсь. Один лишь пример. Средства, которые мы сейчас затратили только на приобретение транспорта для команды (включая, естественно, и транспортные расходы), в два (!) раза превышают те, которые были выделены на годовое содержание всей сборной.

ЮНИОРЫ В ЗАМКНУТОМ КРУГУ

– Немецкий специалист оправдывает надежды?

– Он пока проработал всего лишь месяц, но результаты уже видны. На этапе Кубка мира в Виллингене наша команда прыгунов заняла четвертое место, опередив сильные сборные Японии и Норвегии. Все четыре российских прыгуна оказались среди тридцати лучших. На этапе Кубка мира в Оберстдорфе вернувшийся после дисквалификации Дмитрий Васильев финишировал десятым. Если наши ребята будут стабильно показывать такие прыжки, на Олимпиаде в Турине мы вполне можем рассчитывать на медали.

– Это что-то из области фантастики: человек работает всего месяц, а результаты резко пошли вверх?

– Конечно, они в первую очередь плод работы наших тренеров. Но в то же время нельзя не учитывать моральную сторону дела. С приходом Штайерта резко изменился психологический климат в обеих командах. Появилось особое настроение.

– Но какими бы выдающимися ни были тренеры, работающие в национальных сборных, «проблему скамейки» им все равно самим не решить. Без конкуренции, как известно, нет постоянного роста...

– Вот тут вы попали в самое больное место. Скажу честно, при всех успехах в работе с главными командами мы вот уже третий год проваливаем подготовку юниорских сборных. Из-за отсутствия денег. Резервные команды сегодня требуют столько же затрат, что и национальные. Им нужны те же трамплины, та же экипировка и зарубежные сборы. Я уж не говорю о комплексно-научных группах, необходимых для полновесных тренировок. Нам пока на это денег не дают, а сама федерация разрешить такую проблему не в силах.

СТОИМОСТЬ ЭКИПИРОВКИ ПРЫГУНА НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА

Шлем и очки

$100.

Лыжи

$350.

Комбинезон

$300.

Лыжные крепления

$250.

Ботинки

$250.

Перчатки

$50.

Следует учитывать, что для члена национальной сборной требуется как минимум четыре пары лыж («боевые» и тренировочные), дополнительные очки и шлем для летних и зимних соревнований. Плюс лыжная мазь, которая стоит от $50 до $100 долларов за банку (на одну тренировку).

Новости. Архив