Откровенный разговор. Тренер Алексей Красиков: Комарова меня забыла. Наставник, вырастивший серебряную медалистку Афин, не держит зла на покинувшую его ученицу

Серебряная медалистка Олимпиады в Афинах на 200 м на спине Станислава Комарова переживает не лучшие времена. После того, как осенью она ушла от своего наставника Алексея Красикова, появились проблемы с техникой плавания. Теперь 18-летней спортсменке сроч
news

ПЛАВАНИЕ

Серебряная медалистка Олимпиады в Афинах на 200 м на спине Станислава Комарова переживает не лучшие времена. После того, как осенью она ушла от своего наставника Алексея Красикова, появились проблемы с техникой плавания. Теперь 18-летней спортсменке срочно требуется специалист, который смог бы вывести ее на прежнюю орбиту.

«ОПЕРАЦИЮ НЕ СДЕЛАЛИ, БОЯЛИСЬ – НЕ ВЫДЕРЖУ…»

Комарова ушла от 75-летнего Красикова, можно сказать, вынужденно – наставник заболел. При этом она отказалась и от его методики. А ведь Красиков привел ее, единственную из российской плавательной сборной, к олимпийской награде на Играх-2004. Новый же наставник Андрей Котов, по мнению спортсменки, давал ей такие маленькие нагрузки, что у нее «рассыпалась» техника. Поэтому после ноябрьских сборов на Кипре Стася покинула и Котова…

После январских этапов Кубка мира в Стокгольме, Берлине и Москве Комарова провела двухнедельный сбор в Швейцарии у Геннадия Турецкого, тренера четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Попова и, кстати, ученика Красикова. Сейчас она на Открытом чемпионате Японии. По приезде в Москву ей предстоит решить, под чьим руководством тренироваться дальше. По словам Станиславы, она хотела бы вернуться к Красикову. Но он по-прежнему серьезно болен…

— Передвигаюсь по квартире на костылях, а на улицу даже и не выхожу. Четыре раза подряд брал бюллетени, никак не могу выкарабкаться из своих болячек, – рассказал Алексей Федорович мне по телефону.

— Как начиналась болезнь?

— Уже в Афинах я почувствовал боль в ногах, говорит Алексей Федорович, – поэтому проводил тренировки сидя в кресле. А по возвращении домой слег. Врачи обнаружили подагрический артрит, остеохондроз, желчно-каменную болезнь и еще букет заболеваний помельче. Предложили сделать операцию на ногах, но потом передумали: побоялись, что не выдержу.

— Что говорят сейчас медики?

— Надежда на выздоровление есть, но это, конечно, длительный процесс. Тем не менее я не собираюсь отходить от плавания. Могу, например, составлять тренировочные планы.

Естественно, о работе в бассейне пока не может быть и речи. Но Станислава могла бы брать у меня консультации. Более того, тренироваться по плану, составленному мной. Я ведь знаю свою воспитанницу, как облупленную... Между прочим, это я попросил Турецкого пригласить Комарову в Швейцарию, отправил ему свою программу тренировок. Сказал: «Посмотри, как Стася выполнит задание». Так она ни с одним пунктом не справилась! Геннадий был страшно разочарован.

«ПЕРЕХВАЛИЛИ ДЕВЧОНКУ»

— Турецкий, с которым вы постоянно общаетесь, говорит, что о вас все забыли...

— Нет, мне дважды звонил главный тренер национальной сборной Александр Клоков. Он знает, что мне требуется помощь опытных ревматологов, путевка в специализированный санаторий. Надеюсь, что поможет.

Еще я общаюсь со своими бывшими учениками. Например, с Еленой Рудковской, олимпийской чемпионкой 1992 года в составе команды СНГ на 100-метровке брассом. Лена из Белоруссии, сейчас живет в Нидерландах.

Кто меня забыл, так это Комарова! После Олимпиады ни разу не позвонила... И на мои звонки не отвечает. Наверное, специально трубку не берет, когда высвечивается мой номер. Может быть, ей стыдно – чувствует вину, ведь с учителями так не поступают…

 Хотя вряд ли – она же великая! Ее звездная болезнь захватила, не только я, многие это заметили.

Понимаете, перехвалили девчонку! Она, по сути, ничего не сделала, а все вокруг кричали: «Стася! Стася!». А ведь она проиграла Олимпиаду: серебро – утешительный приз. Вот мне Рудковская так и написала в письме: «Поздравляю вас с серебряной медалью». Но я-то знаю, что серебро получают за проигрыш… Комарова в Афинах сорвала старт: подтянула ноги к подбородку, они съехали с тумбы. В результате первый поворот она прошла только восьмой, оставшуюся часть дистанции ей пришлось догонять соперниц. Так что с этой медалью ей еще повезло. Но ведь сама виновата – всю Олимпиаду крутилась со своим сердечным другом Дмитрием Коморниковым (экс-рекордсмен мира на 200 м брассом. – Прим. ред.). Ни на шаг его от себя не отпускала. Все равно ничего не получилось: Дима взял и бросил ее…

— Вроде бы Комарова не прочь обратиться к вам за помощью...

— Как говорится, милости просим. Я же ее не выгонял. И не держу зла – она молодая, глупая, ветер в голове. Кроме того, это ведь я ее создал как спортсменку, довел до титулов трехкратной чемпионки Европы, призера чемпионатов мира, Олимпийских игр. Ей надо было раньше ко мне прийти, а не ждать, пока наступит «кризис жанра».

Вот мне рассказывали, как она от Котова уходила – с боем, криками: «Вы ничего не понимаете!». Ну разве так можно себя вести?

Шесть лет, а я тренировал ее с конца 1998 года, мы работали по уникальной методике, придуманной мной специально для Стаси. Например, разучивали упражнения на коленях или гимнастической скамейке, а не в воде, как другие. Я вынужден был отходить от догм, потому что у Комаровой нестандартные параметры для плавания. Даже вес (59 кг. – Прим. ред.) не соответствует росту (1м 82 см. – Прим. ред.), отсюда и силенок маловато. А перед Олимпиадой в Афинах она вообще перестала есть, говорила: «Не хочу быть толстой!». Худенькой стала, как меч правосудия. Бедренные кости выступили на 2 см, а раньше были обтекаемые, и плавать ей было легче…

Но все это позади. Надо смотреть дальше. Уверен, что на 200-метровке Комаровой реально выйти на результат 2 минуты (на соревнованиях спортсменка пока не выплывала на этой дистанции из 2.09. – Прим. ред.). Для этого надо удлинить гребок, повысить темп, чтобы появилась скорость, поднялась техника и т. д. Пора включаться в работу! Лично я вижу в Москве только одного тренера, который сегодня мог бы продуктивно работать с Комаровой. Это Игорь Эдуардович Веревкин, ее первый наставник. Он человек мягкий, но точно будет консультироваться со мной, а остальные – едва ли. Ну и Турецкий, само собой! Однако он готов принять Стасю на два-три кратковременных сбора в году. И что это даст? Правда, я думаю, что он ей немножко мозги вправил, раз она захотела ко мне вернуться.

Понимаете, ведь обидно: пока она мечется, соперники не дремлют. Вот сейчас на соревнованиях в Японии снимут заплывы Комаровой на видео и начнут обыгрывать ее же оружием.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Геннадий АЛЕШИН, президент Всероссийской федерации плавания, первый вице-президент ОКР:

– В ближайшее время Комарова должна приступить к тренировкам под руководством Игоря Веревкина, который, в свою очередь, во всем будет советоваться с «дедом» – так в сборной называют Алексея Федоровича Красикова. Станислава некоторое время «ломалась», не появлялась в команде. Что ж, не каждый может выдержать такой груз – славу, популярность, особенно когда тебе 18, и внешность фотомодели. Но сейчас я специально отправил на Открытый чемпионат Японии главного тренера сборной России Александра Клокова, чтобы он, наконец, поговорил со спортсменкой по душам – из самолета ведь не убежишь. Думаю, она сделает правильные выводы. Что касается Красикова, то он остается тренером сборной, будет по-прежнему получать зарплату и стипендию за подготовку Комаровой.

Новости. Архив