Встреча для вас. Накажу зазнайку. На чемпионате мира Аркадий Вятчанин собирается опередить своего главного соперника Аарона Пирсола

С 17 по 31 июля в Монреале пройдет ХI чемпионат мира по водным видам спорта. Одним из лидеров российской команды считается серебряный призер мирового первенства 2003 года «спинист» Аркадий Вятчанин из Таганрога. Спортсмен полностью восстановился после оп
news

ПЛАВАНИЕ

С 17 по 31 июля в Монреале пройдет ХI чемпионат мира по водным видам спорта. Одним из лидеров российской команды считается серебряный призер мирового первенства 2003 года «спинист» Аркадий Вятчанин из Таганрога. Спортсмен полностью восстановился после операции, перенесенной в январе. Его цель – победа на 100-метровке.

Врачи давно предлагали 21-летнему Вятчанину провести операцию. Искривление носовой перегородки постоянно давало осложнение на заднюю стенку гортани, а оттуда – на гланды. По полгода парень не мог свободно дышать: закладывало нос. Сделали операцию – все прошло. Инфекция ушла и перестала душить организм.

В марте Аркаша, воспитанник своего отца Аркадия Вятчанина-старшего, приступил к тренировкам с утроенной силой. И несколько дней назад на чемпионате России установил национальный рекорд на 50 м (25,78).

К чемпионату мира Аркадий, по его словам, готов процентов на семьдесят. Для того чтобы достичь пика формы, он должен повысить объемы тренировок – ежедневно проплывать 11 километров вместо 4,5.

Это новый вариант подготовки?

– Нет, уже опробованный в 2003 году. А минувший сезон прошел под знаком перемен. Шли поиски чего-то лучшего. Но, как говорится, лучшее – враг хорошего. Оказалось, что все было напрасно… Видно, зря я принялся искать специалистов, которые подсказали бы отцу, как меня более эффективно тренировать.

Получилось еще хуже. Работа, которая предлагалась, абсолютно мне не нравилась. Большой объем был – порядка 8 км за тренировку, и на этом «фоне» задания на выносливость в придачу. Это было очень тяжело. Мой организм просто не выдерживал. И в конце концов, когда мы приехали на Олимпиаду, я сказал: «Ничего не выйдет!». Мне же никто не верил. Потом, когда я не попал в финалы на 100 и 200 м, говорили, что я неправильно готовился, отвлекался на пустую болтовню. А на самом деле я сидел на скамеечке под трибунами, настраивался на старт…

ТРЕНИРУЮСЬ, А НЕ ГУЛЯЮ

– С 24 июня у Вятчанина-старшего тренируется Станислава Комарова. Как вы к этому относитесь?

– Положительно. Уверен, что Комарова хорошо будет чувствовать себя у отца, потому что он очень грамотный тренер. Стася, в свою очередь, работает много и добросовестно. Не все так трудятся. Бывает, перед соревнованиями люди витаминов «накушаются», выступят, а на тренировках жалуются на усталость. Тренер отвечает: мол, ну и бог с вами, идите, гуляйте…

– А вы «гуляете»?

– У меня обычно наоборот бывает; отец спрашивает: «Устал?» – «Нет!». А потом получается так, как было на Олимпиаде: выходишь – и выжат как лимон, потому что отработал как надо, а не как смог.

Вот Юрий Прилуков (двукратный чемпион мира-2004 по короткой воде на дистанциях 400 и 1500 м вольным стилем. – Прим. ред.) за месяц до чемпионата мира 2003 года установил рекорд Европы на 800-метровке. А затем они с тренером (Валерием Шевелевым.Прим. ред.) приехали в Дубну на последний сбор и начали накапливать энергию для будущего старта. Тренер давал задания, Юра, естественно, выполнял – и в итоге не попал в финал на «полторашке». Я на его опыте не научился. Наделал своих ошибок, но, думаю, больше их не повторю.

ТРЕНЕР СЛИШКОМ ВОЛНУЕТСЯ

– Что вам нужно для того, чтобы максимально раскрыться в Монреале?

– Мне не хватает одного – душевного спокойствия моего тренера. Он слишком сильно волнуется. Меня это напрягает.

– Тренер это понимает?

– Естественно…

– Уйти хотя бы на время к другому наставнику не пробовали?

– Как тут уйдешь, когда отец постоянно рядом! Он меня не отпустит, да я этого и не хочу. Это не жизненно важно. Просто не помешает, если у нас дома, а я живу с родителями, обстановка будет спокойнее.

Понимаете, отец излишне опекает меня. Захожу в комнату после тренировки, чтобы спросить, когда у меня старт. А родитель говорит: «Ты хорошо поел? Витамины принял?». Каждый день одно и то же – утром, днем и вечером! Замучил меня одними и теми же вопросами. У нас скандалы на этой почве. Хорошо, хоть до рукоприкладства не доходит…

– А вы хотите, чтобы наставник какие вопросы задавал?

– Лучше бы вообще ни о чем не спрашивал. А так – сплошная паника! Я же сам знаю, что надо вовремя поесть.

ДЕНЬГИ ЛИШЬ ДОПОЛНЕНИЕ

– Коммерческие турниры рассматриваете как средство заработка или этапы подготовки к чемпионату мира?

– Как подготовку. Деньги – приятное дополнение, но не более того. Главное – обретенная в июньском коммерческом турне «Маре Нострум» уверенность в себе.

– Что для вас важнее: личный рекорд или победа как таковая?

– Тот результат, который я для себя определил на 100-метровке, позволит победить в Монреале. Цифру не скажу, но я всегда держу ее в уме и стремлюсь сделать максимум, чтобы такого результата достичь.

– Интересно, рекордсмен мира американец Аарон Пирсол в курсе ваших честолюбивых планов?

– Вот Аарона мне очень хочется проучить! Даже не потому, что он основной соперник. Прекрасно помню, как мы финишировали два года назад на чемпионате мира в Барселоне: Пирсол – первым, я – вторым. И он снисходительно постучал меня по голове: мол, знай свое место, парень! Мне так не понравилась эта фамильярность, что я решил обязательно наказать зазнайку.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Аркадий ВЯТЧАНИН

Родился 4 апреля 1984 года в Воркуте (Республика Коми).

Рост – 199 см, вес – 87 кг.

Выступает за Российскую армию. В сборной команде с 2000 года. Серебряный призер чемпионата мира 2003 г. на 100 м на спине и в комбинированной эстафете 4х200 м. Рекордсмен Европы и России.

Тренер: Аркадий Вятчанин, его отец. Живет в Таганроге (Ростовская область).

Хобби: музыка.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Аркадий ВЯТЧАНИН-старший, тренер Аркадия Вятчанина:

– Аркаша жалуется, что ему тяжело тренироваться у меня. Да, я вынужден постоянно контролировать его, потому что, в сущности, он еще ребенок. Без меня, как показывает практика, не справляется.

 Приведу один пример. У Аркадия первые признаки простуды появились в ноябре в Воркуте (у семьи Вятчаниных здесь квартира. – Прим. ред.). А 16-го он улетает на первый этап Кубка мира в ЮАР. Из Воркуты в Дурбан практически прямым рейсом, 24 часа в воздухе. И сразу реакция – повышенная температура. Но он выступал. Я ему звонил, убеждал не делать этого. А он: «Я должен!». Приехал после трех этапов, похудев на 9 килограммов, – кожа да кости остались. Кашляет, дышать не может: нос сильно заложен... Срочно потребовалась операция.

Теперь все болезни позади – и ничто не мешает подготовке к чемпионату мира. Устроит нас только золотая медаль. Правда, на 100-метровке сын пока не плавал быстрее своего рекорда Европы – 53,92 – двухлетней давности. Но его соперник номер один Аарон Пирсол плавает неровно. До Олимпиады имел рекорд мира 53,60, а выиграл с результатом 54,06. А через несколько дней, когда олимпийский ажиотаж схлынул, проплыл в комбинированной эстафете «сотню» за 53,45.

В апреле на чемпионате США Пирсол установил очередное мировое достижение – 53,17. Я давно заметил, что он сильнее плывет на своих национальных турнирах. Как известно, американцы не пренебрегают допингами во время внутренних соревнований. Не могу, конечно, это утверждать. Но это видно по состоянию Пирсола, по глазам.

Новости. Архив