Журова и Дорофеев шокируют мир. Россияне берут в Голландии золото и серебро в спринтерском многоборье

СКОРОСТНОЙ БЕГ НА КОНЬКАХ. ЧМ-2006
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО СПРИНТУ
СОБЫТИЕ ДНЯ
Перед главным стартом сезона – Олимпиадой – российские конькобежцы триумфально выступили на чемпионате мира по спринту в Херенвене. Женское золото и мужское серебро в многоборье – тут и опытные знатоки сходу не припомнят, когда такой успех приходил к нам в последний раз.
ДЕНЬ НАКАНУНЕ СТАРТА, КОГДА ХЕРЕНВЕН ПРЕДСТАЕТ ОЧЕНЬ СПОРТИВНЫМ ГОРОДОМ
Чудной этот город Херенвен. Какой-то слишком уж спортивный. Прибывшего из русского далека путника, меня то бишь, то и дело норовят сбить ретивые велосипедисты, для которых на большинстве автодорог даже выделены специальные участки. Однако велолюбители, причем и стар и млад, беззастенчиво шныряют и по пешеходным тропам, недовольно сигналя зазевавшемуся россиянину фальцетом велосипедных колокольчиков. Ну прямо-таки европейский Китай, честное слово!
Для полноты картины сразу доложу, что сорванцов на великах стоит опасаться и в темное время суток. Они не дремлют. Такое впечатление, что город поздним вечером поделен между ними и любителями… бега.
Ох, и струхнул я, когда в сумерках за мной что есть силы погнался выскочивший из-за угла малоприятный персонаж в надвинутой на глаза шапке. С каким же громадным трудом заставил я себя не пуститься наутек! Хотя шаг, конечно, убыстрил максимально. А напугавший меня стремительный горожанин, поравнявшись, даже не обратил на мою персону ни малейшего внимания. Я лишь успел заметить у него в ушах наушники от плеера, а на груди – навороченный секундомер.
А еще кругом футбольные поля. Я по дороге от железнодорожной станции до гостиницы (минут сорок неспешным шагом) насчитал пять. Причем полноразмерных, с трибунами, а не тренировочных. Многовато для населенного пункта с 30 тысячами жителей, не правда ли? Хотя на самом-то деле таких полян в Херенвене наверняка куда больше. Ведь футбол здесь тоже возведен в ранг культа. И доказательство этому – главный стадион, на котором гостей из высшего голландского дивизиона принимает клуб «Херенвен», встречавшийся прошлой осенью в Кубке УЕФА с московскими армейцами.
Арена сильно напоминает наш «Локомотив» (прежде всего потому, что стадионов такого уровня в России больше нет), вмещает 26 тысяч зрителей. То есть почти все городское население. При этом налицо постоянные аншлаги. Даже в минувшую субботу все билеты на матч с роттердамской «Спартой» были раскуплены. И это несмотря на то, что игра начиналась в тот момент, когда на чемпионате мира по конькам еще не закончилось награждение победителей последнего забега.
А ведь если футбол для среднестатистического херенвенца – культ, то конькобежный спорт для каждого – религия.
МЕСТНЫЙ БОГ
Не случайно местный каток «Тиалф», что означает фризский бог, включен в путеводитель по Фрисландии (северная провинция Нидерландов, в которой находится Херенвен) в качестве главной достопримечательности. Кажется, нет голландца, который не знал бы, что такое «Тиалф». И наверняка нет херенвенца, у которого не было бы с катком глубоко личных связей.
По крайней мере, мне в попутчики попался именно такой. Когда я попросил первого встречного указать дорогу к «Тиалфу» (мой отель находился в ста метрах от храма спорта), он, безусловно, оказался человеком, отработавшим в администрации катка 27 лет. Более того, оказалось, что Лауф (так его звали) еще и живет возле «Тиалфа». А значит, нам по пути.
ГОЛЛАНДЦЫ ТЕПЕРЬ НЕ ТЕ
Ничто так не интересовало старого голландца, как мое мнение о фаворитах предстоящего спринтерского турнира. Каково же было его удивление, когда я заикнулся о том, что победителями вполне могут стать россияне, конкретно – Светлана Журова и Дмитрий Дорофеев (эту же точку зрения я высказал в субботнем номере газеты). Лауф с пеной у рта принялся возражать: дескать, скорость у Журовой после рождения ребенка совсем не та, чтобы по-серьезному конкурировать с записными лидерами. Мол, Дорофеев, хоть и проводит отличный для себя сезон и победил недавно на этапе Кубка мира в Инцеле, все равно уже никогда не научится сильно разгоняться и плотно входить в повороты так, как это делают рекордсмены мира. Эх, знал бы старик Лауф, насколько шокирован был я. Тем, что он не только знает фамилии наших спринтеров, но и рассуждает о них на уровне осведомленности спортивного журналиста.
Правда, в оцепенении я пребывал недолго. Обида за державу заставила меня срезать знатока малоприятным для него вопросом:
– Может, хотите сказать, что ВАШИ здесь золото возьмут?
Лауф поскучнел, отвел взгляд в сторону и пробормотал себе под нос:
– М-да-а, голландцы теперь не те. Нет сейчас у нас былой команды. Разобранные все какие-то…
Произнеся эти слова, мой провожатый углубился в свои мысли и ускорил шаг. Больше до самой гостиницы он не произнес ни звука. И все равно я благодарю его за то, что он скрасил мое одиночество под омерзительно моросящим дождем, еще одной приметой Нидерландов. Местные жители любят подшучивать над иностранцами: мы готовы оплатить вашу поездку по стране, если вы ни разу не попадете под дождь. Кто бы сомневался! Стоит лишь вспомнить давнюю поговорку их соседей: «Кто прижимистее самого скупого бельгийца? Самый щедрый голландец!»
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ, КОГДА ВЫЯСНЯЕТСЯ, ЧТО РОССИЯНЕ НЕ ЛЫКОМ ШИТЫ
Бог мой, да как же такое могло стрястись?! Мирный, провинциально размеренный Херенвен атакуют тучи оранжевых тараканов! Они, как и положено, прутся изо всех щелей: из автобусов, личных автомобилей и даже поездов местного значения (выяснилось, что по случаю чемпионата мира все электрички делают дополнительную остановку на платформе «Тиалфстадиум». В другие дни такой платформы для них не существует).
Таракашки – голландские болельщики, все, как один, в характерных рогатых шляпах. На кончиках этих рожек-усиков манерно позвякивают бубенчики. На подступах к стадиону этот звон, соединяясь с себе подобными, превращается в ровный гул. Подобные полчища я видел только в советском мультфильме «Маугли», когда увлеченно следил за передвижением стаи оранжевых собак.
Стоит ли говорить, что еще за час до начала соревнований «Тиалф» заполнен под завязку? Вмещал бы он не 13 тысяч, а все 40, свободных мест все равно бы не нашлось.
На пышности церемонии открытия голландцы явно сэкономили. То ли по причине вышеизложенного скупердяйства, то ли потому, что знают – зритель пришел не за этим. Так или иначе, юные фигуристки быстро сворачивают в полумраке свой безыскусный танец, девицы-некрасавицы молниеносно проносят государственные флаги стран-участниц, звучит гимн Нидерландов – и начинается двухдневное ледовое шоу.
ВОЛНЕНИЕ ДЕБЮТАНТКИ
В его рамках участникам обоих полов по два раза предстоит преодолеть дистанции протяженностью 500 и 1000 метров. За победу на каждой из них вручают малые золотые медали. Чемпионов же будет всего двое. Они определятся по сумме всех забегов. Лучшим считается спортсмен с наименьшей суммой очков. Сумма эквивалентна секундам на пятисотке (для этого на тысяче результат делят пополам).
Первый субботний аттракцион – 500 метров у женщин. Для наших он начинается с девятой парой, в которой по внешней дорожке бежит хабаровчанка Юлия Немая и – дивлюсь! – демонстрирует второй разгон среди всех стартовавших – 10.5! Но на вторую половину дистанции Юли явно не хватает. В итоге далеко не лучшее время, хотя соперница из Венгрии и обыграна в одну калитку. Спешу на тренерскую биржу (пространство в центре катка, благодаря Союзу конькобежцев России получил пропуск и туда) за комментариями тренера наших спринтеров Валерия Муратова. Интересуюсь у него, почему так вяло был использован неплохой разгон.
– Волновалась. Дебютантка она все-таки на таких крупных соревнованиях. Уже на первых шагах, кстати, сплоховала. Иначе и разгон мог быть лучше. Настоящие же проблемы начались в малом повороте (поворот, который спортсмен проходит, находясь на внутренней дорожке. – Прим. ред.). Она перестраховалась, боялась вылететь и потеряла скорость. А ведь те, кто хочет претендовать на медали, на этом повороте не терять, а наоборот, должны умудриться добавить! Так, к примеру, как это делают выходцы из шорт-трека.
ОРАНЖЕВЫЙ ХОР
Отрабатывает еще одна пара, состоящая из двух белорусских участниц, и приходит время для заливки льда – самого, похоже, любимого момента завсегдатаев «Тиалфа». Дело в том, что во время заливки оранжевое море на трибунах перевоплощается в громоподобный хор. Аккомпанирует ему передвижной духовой оркестр, играющий популярные среди голландских фанатов мелодии. Музыканты ходят от трибуны к трибуне, а нагрузившиеся пивом болельщики с радостью подхватывают предложенный мотив, добавляя к нему пение и пляску. В этот момент уже зрители начинают соревноваться, а все остальные во все глаза наблюдать за музыкальными состязаниями между разными трибунами.
Лед залит, песни приостановлены, впереди вторая группа участниц, более мощная по результатам. Среди них – Журова, угодившая в пару с Дженни Волф, лидером Кубка мира на этой дистанции. Вот уж где нашла коса на камень! Немка, не имеющая сейчас равных на сотне, совершила, как обычно, умопомрачительный разгон. Журова же вцепилась в нее железной хваткой и не отпускала до самого финиша. В результате Дженни привезла себя на второе итоговое место, а Светлану – на третье. Учитывая, что на тысяче немка не котируется, – прекрасный в стратегическом плане результат. Хотя сама Журова не совсем осталась довольна бегом.
ОТКРОВЕНИЯ ЖУРОВОЙ
– Стартовала я, к сожалению, с опозданием, – поделилась она сразу после вручения малой бронзовой медали. – Не сразу на выстрел среагировала. Наверное, сказалось то, что наш забег начался на пять минут раньше. Не ожидала я такого.
– Повезло с соперницей?
– Супер! Она сама по себе сильная очень, а тут так сложилось, что мы в Инцеле недавно вместе бежали. И я ее опередила. А сегодня Дженни реванш решила брать. Завязалась классная борьба – то, что нужно.
– На чемпионате вас все устраивает? Лед, обстановка…
– Еще бы. Меня всегда здесь все устраивает. Один из любимых катков, можно сказать. К тому же везет мне на «Тиалфе».
Светлана пошла готовиться к следующему забегу, а я приготовился наблюдать за мужской пятисоткой. Уже в третьей паре было за кем последить: Евгений Лаленков, стартуя по внешней дорожке, соперничал с небезызвестным канадцем Жаном-Рене Беланже. Проиграв на старте, наш конькобежец выравнял положение в середине пути и даже опередил оппонента на финише. Но его секунд (35.96), увы, хватило лишь на 23-е место в итоговом протоколе.
– Для себя Лаленков показал неплохой результат, – считает Муратов. – Из 35 секунд-то он редко выбегает, что, учитывая его многоборную подготовку, закономерно. Неудачно Женя вписался в первый поворот. Затянул с ним, явно подбирал ногу… И пришлось наверстывать. Но полностью нивелировать такую ошибку на 500 метрах практически невозможно.
У Алексея же Прошина, еще одного нашего участника, стартовавшего в 10-м забеге, было столько ошибок, что и времени на их исправление даже не нашлось. И разгон у него вышел не ахти, и в последнем повороте он вылетел так, что чуть не упал, полностью вывалившись на чужую дорожку. Любопытно, что при всем при этом он в итоге оказался ненамного ниже Лаленкова – на 26-м месте.
ВОСТОРГ КОРНИЛОВА
Наконец в 20-й паре вышла на лед наша главная мужская надежда – Дорофеев. В соперники ему достался обладатель рекорда Финляндии Пекка Коскела. Стартуя по внешней дорожке, Дмитрий показывает лучший на тот момент разгон дня – 9.68. Первые метров десять он, такое впечатление, бежит будто на цыпочках. При этом разухабистая работа рук тоже достойна всякой похвалы. В результате – великолепное время и… масса опасных соперников, стартующих следом. Но ни японцы, ни корейцы, ни американцы с личными рекордами лучше дорофеевского не могут сегодня тягаться с российским спринтером. И лишь Джереми Уотерспун, как всегда, способен на все. Когда канадец выходит на дорожку, сидящий рядом со мной запасной нашей команды Сергей Корнилов аж привстает.
– Лучшая, на мой взгляд, техника в мире, – восхищенно вглядывается вдаль Сергей. – Ну кто еще, скажите, так входит в поворот? Наслаждение!
– А ведь сколько уже лет на первых ролях! – поддакиваю я.
– Вот именно! – продолжает мой собеседник, но вдруг меняется в лице и хватается руками за голову.
И есть от чего. После первого же шага Уотерспун не удерживает равновесия и опирается руками о лед. Это падение чревато худшим временем дня, а значит, малым золотом для Дорофеева. К тому же можно с уверенностью говорить о том, что Джереми больше не конкурент в борьбе за первенство в многоборье.
– Только не смейте думать, что канадец подарил нам победу, – предостерегает Муратов. – Он и на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити упал, перенервничал. И здесь вот тоже нервишки зашалили. Очень хотел, видно, приличный результат показать. Но ведь это Дорофеев заставил его занервничать! А значит, переиграл его. Заслуженно!
ВЕЛОПРОБЕГ ДОРОФЕЕВА
Заслуженный победитель после награждения направился к велотренажеру, сидя за которым и собрался давать интервью.
– Куда ж вы после такого бега еще и на тренажер?! Совсем себя не бережете… Или силы остались?
– Как раз берегу. Надо немного мышцы разгрузить после интенсивной гонки. Велосипед для этого – замечательное средство. Впрочем, и силы остались. Все-таки 20 дней до этого не бегали. Чувствую, что есть резерв, могу добавить.
– В стратегическом олимпийском плане вы какие цели на этом турнире преследуете? Вряд ли все тут повыигрывать вознамерились…
– Бегаю, как бегается, – такие вот планы. Хорошие соревнования с полной выкладкой никому еще не мешали. Вот через неделю этап Кубка мира в Италии. Многие, поди, не приедут. Там и побережемся.
Тем временем происходит неожиданность. Журова на тысяче получает в соперницы Светлану Радкевич из Белоруссии. Вообще-то Светлана должна была стартовать одна: доставшаяся ей при жеребьевке немка Золлингер снялась с состязаний, сказавшись больной. Но после «пятисотки» снимается еще одна спортсменка – канадка Ким Вегер, которая стояла в паре с Радкевич. И вот двух Светлан решают объединить в одну пару. Что ж, любая соперница лучше, чем совсем никакой.
Впрочем, практика показала, что Радкевич для нашей Светы не совсем и соперница. Журова с ходу уходит так далеко, что большую часть дистанции борется сама с собой. И вполне успешно! Снова третье место, а главное, первенство по сумме двух дистанций!
– Ой, как я этого не люблю – одной бежать, – сетует на невезение довольная после очередного награждения Светлана. – Мне дай посоревноваться, побороться с кем-нибудь, а так… Пришлось вспоминать чемпионат России (Света намекает на то, что достойного противодействия на этом турнире у нее сейчас нет. – Прим. ред.).
Зато на мужской тысяче нашим лидерам с жеребьевкой повезло. Особенно Дорофееву. Несмотря на то, что стартовать ему пришлось уже во втором забеге, оппонент достался скоростной. Да еще и голландец, которого неистово гонят вперед трибуны, – Бьорн Нийенхуис. Это обстоятельство обеспечивает Дмитрию азартный бег, а он себе – новый личный рекорд (1.09.27).
Долго это время остается лучшим. А после 20-го забега на табло во главе таблицы результатов маячат уже две русские фамилии – на 56 сотых хуже Дорофеева пробежал Лаленков. Вот бы на этом и завершить соревнования. Но не тут-то было! Гремучая смесь из корейцев, голландцев, американцев и примкнувшего к ним Уотерспуна под конец наводит шороху и отодвигает Дорофеева на третью строчку. Да и ту приходится делить с корейцем Ку-Хук Ли. Тем не менее Дмитрий доволен, ведь по сумме многоборья он заканчивает день с лучшим результатом.
– Вы бежали одним из первых, но показали отличное время. Потом нервничали, следили за тем, как ваши секунды штурмуют другие пары?
– Только за последними тремя-четырьмя забегами. До этого как-то некогда было. Интервью вот тоже брали. Голландцы.
– Да уж, интерес у них к вам теперь явно повышенный. Меня вот зарубежные коллеги как единственного российского журналиста на турнире тоже вопросами о вас атаковали. Один из них хочу переадресовать: «С чего это вдруг Дорофеев, давно звезд с неба не хватавший, проводит такой удивительный сезон?»
– Лезвия новые поставил. Фирмы Maple. Более жесткие, более оптимальные для моего веса: они его хорошо держат. Теперь ощущаю себя на льду куда комфортнее. К тому же второй год тренируюсь у Сергея Клевчени. Он сумел правильно донести до меня многие нюансы бега на высоких скоростях, когда все решают доли секунды.
‑Продолжение рассказа о событиях чемпионата мира – на стр. 4.
