«Двойка» – на отлично! «Четверка» - на пятерку! Экипажи Александра Зубкова сделали хороший задел перед Олимпийскими играми

БОБСЛЕЙ
КУБОК МИРА
В субботу на последнем этапе Кубка мира в Альтенберге Александр Зубков второй раз в карьере выиграл в соревнованиях бобов-двоек. В воскресенье российский пилот завоевал золото и в четверках, а заодно прибавил к этому и первое место в Кубке мира.
Трасса, на которой проходил финальный этап Кубка мира, – не самая протяженная и не самая скоростная в мире. Тем не менее именно с ее строительством в 1986 году руководители тогда еще восточногерманского спорта связывали почти наполеоновские планы. Запрятанной в лесах на границе Германии и Чехии трассе нужно было стать кузницей немецких олимпийских медалей в санях и бобслее. Отсюда – столь труднопроходимые виражи и… такая отдаленность от сколько-нибудь серьезных населенных пунктов. Что говорить – само ее существование было государственной тайной.
Те времена ушли, но отношение немцев к этой трассе так и осталось неизменным – заповедное место. Здесь, как и в Кенигзее, должны побеждать только немцы, а все, что кроме, – то либо дурной глаз, либо происки врагов. Вот и к нынешнему старту звезда немецкого бобслея Андре Ланге готовился ни больше ни меньше как к генеральной репетиции олимпийской баталии. Практически всю тренировочную неделю он методично совершал спуски. Однако нагрянувший в Альтенберг за два дня до старта внесоревновательный допинг-контроль изменил намерения олимпийского чемпиона и пятикратного чемпиона мира.
Он резко занемог и, не дожидаясь прихода к нему комиссаров ВАДА, слег в госпиталь. Выводы, как говорится, делайте сами.
ЧТО ЗНАЧИТ РЕЗАТЬ ПО ЖИВОМУ?
У наших тренеров накануне Олимпиады своих проблем хватает. С большим трудом удается договариваться с хозяевами трасс, где наши бобслеисты проведут последний этап подготовки. Альтенберг и австрийский Иглс, по словам президента Российской федерации бобслея и скелетона Валерия Лейченко, пустив к себе россиян, сделали большое одолжение. Их можно понять – в канун Олимпийских игр национальные интересы не перебиваются никакими деньгами и уговорами. Как не вспомнить в тысячный раз об отсутствии в нашей стране собственной санно-бобслейной трассы?
Другой не менее актуальной проблемой команды стала обострившаяся травма ноги основного разгоняющего команды Александра Зубкова – воронежца Дмитрия Степушкина. Не пропустивший в прошлом сезоне ни одного старта двукратный призер чемпионатов мира в последние полгода буквально жил грядущими Играми.
Боль в ноге начала напоминать о себе еще в декабре, а на недавнем чемпионате Европы в швейцарском Сент-Морице сделала свое предательское дело – в четверке наши зацепились лишь за бронзовые медали, а в двойке и вовсе остались за пределами пьедестала. И пусть в сборной появился новый разгоняющий – Алексей Воевода – задачу принять непростое решение по поводу Степушкина это обстоятельство не снимало.
Что значит за две недели до Турина отправлять спортсмена домой на лечение, трудно объяснить в двух фразах.
Вечером после тренерского собрания, состоявшегося накануне заездов двоек (на собрание был приглашен и сам спортсмен, который согласился с решением команды), все в сборной ходили с таким видом, словно совершили очень нехороший поступок. Кошки скребли на душе и спортсменов, и тренеров, и каждый искал из этого состояния собственный выход.
Зубков шлифовал коньки собственного боба. Эту работу запросто мог бы сделать любой из разгоняющих или главный механик команды и личный тренер нашего первого пилота – Владимир Туляков. Но Зубков старался избавиться от навязчивых мыслей. Закончил работать с коньками, сходил на массаж и лег спать.
«ПАЗ-ДРАВ-ВЛИАЮ З РЕКОРДОМ!..»
Зубков и Воевода открывали заезды двоек. Любой спортсмен подтвердит вам, что стартовать первым номером – не самый лучший жребий. Однако в субботу это обстоятельство однозначно сыграло нам на руку. Яркое солнце нагревало полуторакилометровую трассу, но холодильные установки работали на полную мощность, и оттого поверхность льда была в идеальном состоянии. Взрывной стартовый разгон, стремительный спуск – и… аплодисменты: есть новый рекорд трассы!
Сами ребята и тренеры в эмоциях сдержанны, словно ожидая от соперников не менее сильных ответных ходов, но соперники ничего серьезного противопоставить российской заявке не могут. 0,25 секунды проигрывает немецкая двойка Хоепфнер/Листнер, а без пяти минут обладатели Кубка мира в двойках канадцы Людерс/Браун – почти секунду.
Рядом с Лейченко появляется улыбчивая корреспондентка телеканала «Евроспорт» и что-то активно выясняет у вождя российского бобслея. С любопытством прислушиваемся к диалогу.
– Паз-дра-влиаю з рекордом трассы… Как вам это у-да-лоз? – репетирует молодая немка.
– Браво! Молодец! – широкой улыбкой ответствует Лейченко и тут же, отводя глаза в сторону, нервно кивает нам. – Не сглазить бы. Во второй попытке многое будет иначе. Сейчас по хорошему льду проскочили, все блестяще… Но солнце-то смотрите как лупит. Ох, ребята…Молчите. Поговорим после второго заезда.
ОТОРВАЛИ РУЧКУ УПРАВЛЕНИЯ
Час в ожидании второго заезда Зубкова/Воеводы тянется долго. Публика на трассе резвится на теплом зимнем солнце, аплодирует финиширующим экипажам. Особенно повеселил всех коренастый пилот британской двойки Ли Джонсон. Занимавший после первого заезда 9-е место, он здорово проехал вторую попытку и в порыве чувств два раза подряд сделал обратное сальто. А после – когда три съехавшие следом команды не смогли превзойти его результат – отмечал каждый свой шаг наверх очередным сальто. Но клоунада закончилась. Пришел черед покидать стартовый городок пятерке лучших экипажей.
После того как Хоепфнер и Листнер показывают время 54,93 (всего на три десятых хуже нового рекорда трассы), становятся понятны опасения Лейченко.
И вот на старте наша двойка. Разгон и… Публика не верит глазам – преимущество россиян над немцами на первой отсечке составляет 0,45! Победа в кармане? Нет! Уже следующий замер показывает, что преимущество начинает стремительно падать. 0,28.
Что случилось? Неужели такой ас, как Зубков умудрился на верхнем участке трассы допустить настолько грубую ошибку? Скорость растет, а преимущество… по-прежнему теряется. Правда, уже не столь стремительно. 0,23, потом 0,21.
Публика ревет от предвкушения близкой победы соотечественников. Финиш! Все-таки мы первые! 0,17 преимущества. Воевода радостно лупит Зубкова по расколотому еще на тренировке шлему (на предложение тренеров надеть новый Саша ответил: «В этом докатаю сезон, а потом сдам в музей»).
Все наши находящиеся в финишном городке бросаются с поздравлениями к ребятам.
Первый вопрос победителя этапа Зубкова.
– Сколько у нас?
– 0,17! Вы первые.
– Уф-ф-ф…. Ну и слава богу! Нам этого хватит, – облегченно вздыхает Зубков и тут же сообщает: – Я ведь при посадке ручку управления оторвал. Ногой попал – и она уехала куда-то вглубь. Пока ловил – два виража проехали. Там много и потеряли.
Заглядываем в боб и пытаемся разглядеть в глубине его злосчастную ручку.
– Вон она – слева, – показывает наш герой. – Нижняя резинка оторвалась, видите? Поэтому даже когда поймал – управлять было сложно. Ручка не возвращалась в обычное положение, а болталась. Это все равно как самолету на одном крыле лететь. Но мы долетели!
И только тут наконец Саша и Алексей расслабляются и начинают играть на публику, купаясь, если можно применить это слово к скромным ребятам, в лучах славы. А отчего не купаться? Первый за многие годы российский рекорд трассы! Отличная победа, вторая в сезоне и вторая в истории российских двоек. Первое в истории второе место в общем зачете Кубка мира в этом классе бобов!
Гимн вот только на церемонии награждения звучал старый. Не привыкли немцы к нашим победам.
Победное шествие россиян продолжилось и в воскресенье – в соревнованиях четверок. После невразумительного выступления Зубкова в Санкт-Морице, где он был лишь пятым, в Альтенберге для завоевания Кубка мира нужна была только победа. При этом необходимо было, чтобы Людерс не финишировал на подиуме. И в первой же попытке Зубков практически снял все вопросы о победителе, установив еще один рекорд трека, а во второй лишь довершил разгром соперников! Людерс же на финише был лишь пятым, обеспечив тем самым россиянину победу в Кубке мира. Вторую подряд!
ПРИШЛИ SMS!
Уважаемые читатели!
Что бы вы хотели сказать Александру ЗУБКОВУ?
Шлите SMS на номер +7-916-377-03-47, и ваше обращение будет опубликовано в ближайшем номере «Советского спорта».
КУБОК МИРА (ФИНАЛЬНЫЙ ЭТАП)
Альтенберг (Германия)
МУЖЧИНЫ
Двойки. 1. Зубков/Воевода (Россия) – 1.49,65 (54,64 – рекорд трассы + 55.01). 2. Хоепфнер/Листнер (Германия) – отставание 0,17. 3. Людерс/Браун (Канада) – 0,75…12. Попов/Андрюнин (Россия) – 1,47.
Зачет Кубка мира в двойках. 1. Людерс – 510 очков. 2. Зубков – 489. 3. Хейз (США) – 460… 18. Попов – 183. 31. Абрамович (Россия) – 35.
Четверки. 1. Зубков/Голубев/Селиверстов/Воевода – 1.48,04 (53,91 – рекорд трассы + 54,13). 2. Хоепфнер/Куене/Листнер/Бурача – 0,15. 3. Попов/Макарчук/Егоров/Андрюнин – 0,50.
Зачет Кубка мира в четверках. 1. Зубков – 500. 2. Людерс – 485. 3. Аннен (Швейцария) – 475… 6. Попов – 378… 33. Абрамович – 16… 40 Горлачев – 1.
