Олег Романцев: Не стану разделять участь слона

Часто вокруг Романцева на коротком временном отрезке переплетаются несколько событийных рек. Проплыв через финал Кубка Содружества и награждение "Спартака" золотыми медалями чемпионов России, Олег Иванович отправился с командой на сбор в Испанию, откуда прямиком полетит в Ирландию, где под его руководством сборная России проведет свой первый матч в нынешнем столь важном для страны году.
МЫ ВООБЩЕ КОМАНДА НЕОБЫЧНАЯ
— Какая мысль мелькнула, когда на вашей шее оказалась очередная золотая медаль?
— Дай Бог, не последняя.
— Положа руку на сердце, следите за своими рекордами?
— Конечно, нет. Ведь получаешь удовлетворение не от того, что ты в девятый или какой там раз оказался первым, а от самого факта победы. Приятно быть наверху.
— Чествование — это для вас прежде всего возможность насладиться своими успехами или новая точка отсчета?
— Я не люблю все эти пышные торжества, да и как ими насладишься, если предсезонка в разгаре?
— Каждое межсезонье вы говорите, что предстоящий год будет особенно трудным. На этот раз данная фраза особенно актуальна?
— Думаю, что да. Это же естественно: чем дальше, тем труднее.
— Всем клубным тренерам сейчас нелегко готовить свои дружины. Ведь никто раньше не сталкивался с тем, чтобы летняя пауза в чемпионате составляла 40 дней.
— Это несколько усложняет задачу, но я не вижу проблемы. Программа досконально разработана, а летом в зависимости от состояния игроков можно будет внести некоторые коррективы.
— Действительно, с 15 февраля и до начала первенства "Спартак" будет заниматься на своей базе в Тарасовке? Чем обусловлен столь необычный шаг?
— Да мы вообще команда необычная. Из года в год (за единственным исключением) работаем от зимы до зимы. Надеюсь, что продлим до декабря и нынешний сезон. Ребята проводили и будут проводить много времени в перелетах, в гостиницах, вдали от семей. Это очень сильно утомляет психологически. А так они будут три недели в Москве, зарядятся положительной энергией. При нашем подходе к делу и в Тарасовке можно провети полноценный сбор. В конце концов, для чего тогда мы делали поле с подогревом, реконструировали базу? К тому же мы запросили прогноз погоды на этот период, и он нас утешил. Впрочем, делая сноску на то, что нашему Гидромецентру не очень-то можно доверять, мы подготовили запасной вариант — поездку в ОАЭ. Вряд ли будет уместно при минус 25 испытывать себя на морозостойкость.
— Вы придерживаетесь какой-то концепции в комплектовании? Стараетесь соблюдать процентное соотношение ветеранов, среднего звена, молодежи и легионеров?
— Да, если человек и в пятьдесят будет удовлетворять всем требованиям, то я всегда найду ему место в составе. Ни возраст, ни отношения футболиста со мной не имеют значения. Главный критерий: уровень мастерства, сила игрока, его подход к делу. Немаловажную роль играет и потенциал исполнителя.
— "Классики" Бесчастных, Титов, Парфенов, Ковтун, Цихмейструк выглядят необычайно собранными для этой стадии, будто бы у вас с ними состоялся какой-то сокровенный разговор.
— Разговора не было. Просто они профессионалы. Они всегда должны быть собранными. Вдобавок ребята чувствуют ответственность за клуб, тем более теперь, когда у нас появилось много необстрелянных пацанов.
— Однако Бесчастных и Ковтун на правах лидеров нередко "пихают" молодежи. Как вы к этому относитесь и не опасаетесь, что мальчишки могут не выдержать такого давления?
— Я не вижу, чтобы старожилы в чем-то перегибали палку, и даже где-то прошу их заводить новичков. Думаю, что если молодые дарования чего-то хотят достичь, то они должны внимательно слушать советы опытных игроков, которые при этом руководствуются исключительно командными интересами, а не тешат свое самолюбие.
— К новой так называемой пока "зеленой" плеяде относитесь так же, как к ветеранам, или более по-отечески?
— Ни в коем случае нельзя кого-то выделять. Если они пришли, чтобы играть, то должны выдержать и непростые моменты, и жесткую конкуренцию со стороны старших товарищей. Никому никаких послаблений!
— Как глазки у пацанов?
— Вроде горят. Мне нравится целеустремленность ребят, у них неплохие задатки, чтобы чего-то добиться в футболе. Но о каких-либо выводах говорить пока рано.
ПО СОСТАВУ МНОГОЕ НЕЯСНО
— По игре, по составу уже можете что-то сказать?
— Еще многое неясно. Впереди очень серьезная работа, в процессе которой абсолютно каждому предстоит доказывать свою состоятельность. Посмотрим, как проявят себя новички. У меня нет каких-либо заранее забронированных позиций — место в составе получат только лучшие.
— Тем не менее с приглашением большой группы скоростных ребят акценты в футболе "Спартака" несколько сместились. Может, и игровая манера скоро претерпит изменения?
— Жизнь показала, что в Европе на низких скоростях делать нечего. Поэтому мы искали быстрых футболистов и с их привлечением рассчитываем увеличить общекомандную скорость. Мальчишки и впрямь здорово бегут. Теперь важно добиться того, чтобы увеличение скорости пагубным образом не сказалось на наших фирменных компонентах игры. А стиль "Спартака", без сомнения, останется прежним.
— Насколько сейчас завершен процесс комплектования красно-белых?
— Да ни насколько. Наша селекция — явление постоянное, не прекращающееся. Сегодня я могу думать, что такая-то позиция у меня закрыта, а завтра в поле зрения попадет игрок, который будет еще сильнее. Не станем же мы отказываться от его покупки! Так что приобретения еще будут.
— На данном этапе, по большому счету, вакантным остается место опорного хавбека (при условии, что Титов будет исполнять свои привычные функции плеймейкера). В связи с этим можно ли ожидать появления в ваших рядах экс-волгоградца Кривова?
— Мы очень заинтересованы в приглашении этого игрока, но заполучить Андрея непросто.
— Раз мы заговорили о персоналиях, то нельзя обойти стороной Безродного. По нашим сведениям, на Артема положили глаз торпедовцы.
— Что, они хотят его вылечить? Парень второй год не вылезает из врачебных кабинетов. Я все-таки рассчитываю, что Безродный станет на ноги, начнет полноценно тренироваться. Так что мне странно слышать о каком-то возможном трансфере.
РОССИЯ НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ ВЫСОКОГО МЕСТА
— Олег Иванович, и в завершение спартаковской темы достаточно пикантный вопрос: действительно после чемпионата мира вы на некоторое время как тренер "Спартака" можете взять паузу?
— Откуда такая информация?
— Некоторые источники сообщили со ссылкой на вас.
— Я нигде ничего подобного не то что не говорил, я даже пока не думал об этом. Вообще занятно получается: у нас все все знают, один я не в курсе. А сколько специалистов развелось: у каждого ведь свой состав сборной, все советуют, кого брать, кого не брать. Иногда перед матчами я прошу игроков написать свой вариант основы. Примечательно, что совпадений практически не бывает. Хотя, казалось бы, подобраны единомышленники. И вся эта шумиха — зачем ставите Онопко? Ковтуна? — для меня не имеет никакого значения. Отвечать-то мне, и потому полагаюсь на свое мнение.
Считаю, каждый должен иметь свое мнение, но не каждому стоит навязывать его общественности. Свобода слова, свобода печати меня немножечко раздражают. Я все понимаю, но действующие тренеры и футболисты к этому оказались не готовы. Вот я, например, ни разу не был согласен со всеми оценками, которые СМИ выставляют игрокам после матча. А футболисты очень чувствительно воспринимают то, как их оценивают. Есть, конечно, такие пофигисты, как Ледяхов. Тот настолько веселый, настолько доброжелательный, что его ничем не пробьешь. Он только посмеется. А есть люди серьезные, ранимые.
— Приближение чемпионата мира, видимо, уже достаточно остро на себе ощущаете?
— Я привык готовиться индивидуально и серьезно. Просматривать соперников, анализировать, определять их достоинства и недостатки, искать какие-то ходы применительно к своей команде: добавлять необходимое, убирать лишнее. Я весь в этом. А раз так, то ажиотаж переношу легко. Никаким накаливанием страстей меня с намеченного пути не собьешь. Думаю, во всех странах, чьи сборные летом поедут в Японию и Корею, происходит нечто подобное, впрочем, отличия есть. Если вести речь непосредственно о футбольной стороне, то полагаю, что Россия не заслуживает на чемпионате мира высокого места. Я читаю о том, как наши соперники подходят к самому престижному турниру. Вся Германия объединилась вокруг своей национальной дружины, все англичане вместе со своей сборной. А что творится в Японии! Выступление главной команды для них событие государственной важности. У нас же подобного нет и в помине. Хочу обратиться к болельщикам: добиться успехов мы сможем, только сплотившись. Давайте поддерживать друг друга!
— И напоследок: насколько важно с психологической точки зрения выиграть в товарищеском матче с Ирландией?
— Ни с одной точки зрения победа не будет принципиальной задачей. Зачем рисковать, перегружать ребят? В Ирландии мы будем решать совсем другие задачи. Главное, увидеться, почувствовать локоть друг друга и показать игру достойного уровня.
ДОСЛОВНО
Так что награждение — это новая точка отсчета, и не для меня одного, а для всего коллектива, для любого его члена, будь то капитан или мастер по обуви.
Если я дам послабление, то получится, как в той известной басне. Помните, слон нарисовал картину и позвал зверей посмотреть. Медведь подходит: "О, великолепная картина, но не хватает меда". Берет рисует бочку. Приходит лошадь: "Все хорошо, но овса здесь нет". И так далее. Когда каждый внес свою лепту и слон спросил: "Ну, теперь нравится?" — все ужаснулись. Я не стану разделять участь слона.
Слишком много желчи вокруг. Недавно я выступал на одной радиостанции, так первый вопрос, который мне там задали: уйду ли я в отставку, если наша сборная провалится в Японии? Вон, оказывается, что "доброжелателей" больше всего волнует! Им подавай сенсацию да возможность потанцевать на костях. Конечно, такие люди не заслуживают футбольного праздника. К счастью, подавляющее большинство искренне за нас переживают. И какие бы палки нам в колеса ни вставляли, мы будем играть для этих людей, умирать ради страны, ради друг друга.
