Дмитрий Конышев как живая история профессионального велоспорта России

news

Собираясь в Крылатское в гости к Дмитрию Конышеву, буквально на следующий день после его красивой победы на 10-м чемпионате России в групповой гонке, тему для разговора определял мучительно долго. Сделать это было в самом деле непросто.

Вопросов к человеку, с которого у нас, собственно, и началась эра профессионального велоспорта, было множество. Вместе с тем не оставляло желание поговорить на актуальные темы: допинговый скандал, приближающийся "Тур де Франс", в котором Дмитрий не примет участия, нынешнее состояние российского велоспорта и личные планы героя на чемпионат мира.

Началу разговора способствовала статистическая справка. Из 13 чемпионатов СССР и России среди профессионалов Конышев не принял участия лишь в двух. Первый раз (в 1991 году) сроки проведения чемпионата совпали с подготовкой его тогдашней команды к "Тур де Франс". Вышел целый скандал, нашего героя не допустили даже к участию в чемпионате мира. Второй раз (в 2000-м) приезду на родину помешала травма. Статистику выступлений в оставшихся 11 российских стартах мы предлагаем вашему вниманию: 1989 — 2-е место, 1990 — чемпион, 1992 — 2, 1993 — чемпион, 1994 — 7, 1995 — 4, 1996 — 3, 1997 — в десятке, 1998 — 3, 1999 — в десятке, 2001 — чемпион.

Вспомнились слова, сказанные после финиша воскресной гонки: "Эти состязания очень близки сердцу. Вспоминаю свои первые большие старты. Ажиотаж, азарт тех гонок". Дмитрий Конышев как живая история профессионального велоспорта России

ОДНА СУДЬБА С РОССИЙСКИМ ВЕЛОСПОРТОМ

— Дмитрий, сейчас, по прошествии уже 13 лет, каким вспоминаете первый профессиональный старт? Ведь вы успели до этого принять участие в чемпионатах Союза на, как это называли, любительском уровне, который, как показала жизнь, был очень даже серьезным. В чем была разница этих двух соревнований?

— Тот первый чемпионат трудно было назвать серьезным соревнованием. Приехало 15 человек, все из одной команды. Это как если бы "Спартак" сыграл между собой двумя составами и победителя назвали чемпионом России. Смысл его проведения был больше формальным. Раз появились профессионалы — значит, они должны разыгрывать свое первенство.

— Сравнивая чемпионаты России среди профи и чемпионат СССР, можно теперь, по прошествии многих лет, сказать, что нынешний чемпионат догнал по уровню те соревнования? Если да, то когда это произошло?

— Сравнивать, конечно, нелегко — все-таки прошло довольно много времени. Про себя могу сказать, что по тяжести гонка нынешнего чемпионата была у меня на первом месте за всю историю моего участия в национальных чемпионатах. Так что, на мой взгляд, на былой уровень по борьбе за победу, по количеству достойных соперников мы уже вышли.

— Уж коль скоро мы заговорили о подъеме уровня профессионального велоспорта в России, какие основные тенденции можно было бы выделить в этом развитии за последние 10 лет, то есть время ваших активных выступлений?

— Про себя я бы отметил два этапа в этом развитии. Когда наше поколение в начале 90-х дружно ушло в профессионалы, велоспорт в России начал затухать. Возможно, такое впечатление оттого, что уровень нашего велоспорта на тот период был очень высок, и единовременный отток породил вакуум. Сейчас положение понемногу выправляется. По крайней мере, каждый год появляются очень перспективные гонщики, с которыми интересно бороться.

— А свою профессиональную карьеру за это время как можете оценить?

— Моя карьера развивалась примерно по такому же сценарию, что и велоспорт в России. Когда пришел в профи, первые два года были очень хорошими. Потом с 93-го до 96-го года был спад. Выигрывал за сезон 1-2 гонки, но чувствовал себя будто лежащим в тине и никакого удовлетворения от собственной работы не получал. Зато теперь вижу, что выхожу на оптимальный уровень и могу показывать самые высокие результаты.

САМОМУ НАЙТИ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ

— Момент перехода в профессионалы, очевидно, сложен во всех серьезных видах спорта, и в этом велосипедист не многим отличается от футболиста или хоккеиста. Немало наших велосипедистов пробовали найти себя в профи, но удалось это единицам. В чем, на ваш взгляд, самый сложный момент перехода в это новое для спортсмена качество?

— Как и у всех, главная сложность — свобода. Спортсмен предоставлен самому себе. Что хочешь, то и делай. Никто тебя не контролирует, но при этом никто, кроме тебя, ответственности за результат не несет. Все надо решать самому. Хочешь, нагружай себя на тренировках сверх всякой меры, не хочешь — вообще не тренируйся. Хочешь, объедайся всем на свете, не хочешь — ничего не ешь. Многие начинают злоупотреблять этим, причем не обязательно в плохом понимании этого слова. Было же немало случаев, что человек перегибал палку совсем в другую сторону, тренировался много, мало ел. Эффект одинаковый — требуемых результатов не было. Выживали те, кто находил свою золотую середину.

Я приехал в Италию в 23 года. Голова горячая, все интересно. До этого я три года был в сборной, и каждый день мне говорили — сегодня едешь столько-то, ешь то-то, спать ложишься в такое-то время. Все решалось за меня. Я потом этим багажом жил еще два года, что и отражают высокие результаты в первые сезоны за границей. Потом надо было строить свою подготовку самому. Кто-то, конечно, давал советы, но оптимальный уровень тренировочных нагрузок, режима дня пришлось искать самому. Тогда же сделал наблюдение — в профессиональных командах не надо торопиться. Хочешь добиться результата, настройся на длительную работу. Чтобы проявить себя как профи, нужно минимум два года. Сейчас во всех серьезных командах контракты с молодыми гонщиками заключают минимум на два года. В это время от них ничего не требуют, а только смотрят за работой и результатами. Затем лишь решают, может гонщик усилить команду или нет. Может — продлевают контракт, не может — до свидания.

СВОЕ ЛИ МЕСТО ЗАНИМАЕТ РОССИЯ?

— В нынешнем рейтинге UCI Россия занимает 9-е место. Это место определяется суммой очков, занятых нашими гонщиками, вами в их числе, на "Про-турах" в течение всего сезона. То есть нынешний рейтинг для страны зарабатывает ограниченное количество гонщиков. А соответствует ли российский велоспорт этому месту по уровню организации дела, зрительскому интересу и так далее? Может, есть более достойные?

— Думаю, не соответствует, могли бы стоять выше. В мире едва ли есть столько команд сильнее нашей. Считайте сами: Италия, Франция, Испания, Германия, Бельгия, Швейцария… Кто еще? Ну, Голландия, США, хотя у них там проблем не меньше наших, мы еще посолиднее выглядим. Как видите, на одной руке пальцев хватило, а на второй загибать нечего.

— А как насчет популярности? Сравнима ли та аудитория, что пришла накануне в Крылатское, с тем, что собирают аналогичные гонки в Европе и Америке? Разве соответствуют 300-500 человек в 10-миллионном городе тому действу, что происходило на трассе?

— Здесь уже, конечно, работа организаторов. Устроить из велоспорта шоу нелегко. Люди стоят по полчаса, прежде чем перед ними в течение 30 секунд промелькнет караван. Все остальное время необходимо поддерживать у зрителей интерес. Ведь из тех, кто пришел посмотреть гонку, почти все какое-то отношение к велоспорту имеют, и то им было трудно выдержать все 6 часов. Значит, надо думать над тем, как подать велоспорт. Скажем, в Нижнем Новгороде гонку провели в центре города, и народ волей-неволей останавливался и смотрел. Так делают во многих европейских городах, да и в Москве, было дело, ездили вокруг Кремля, так народ по всей трассе стоял. В Крылатском ажиотаж создавать сложнее, но можно. Надо искать, пробовать.

БОРЬБА С ДОПИНГОМ ЗАШЛА В ТУПИК

Конышев уже 12 лет практически не живет в России. Осел в Италии, завел семью и даже думает, как показалось, на итальянском языке. По крайней мере, на просьбу написать что-нибудь на память, извинившись, ответил, что давно не писал ничего по-русски. Связь на родине поддерживает только с родственниками и с теми, с кем довелось вместе ездить в сборной Союза. При этом Дмитрий довольно общительный человек и друзьями не обделен. Среди коллег-велосипедистов пользуется уважением. Не случайно вместе с другими гонщиками, чье мнение уважают во всем мире, отправился на переговоры с оргкомитетом "Джиро д'Италия" во время приснопамятного скандала с допингом.

Эхо того случая еще долго будет звучать на всех соревнованиях. Конышев, как непосредственный участник тех событий, имеет, безусловно, собственное мнение.

— То, что произошло в Сан-Ремо, имеет и положительную, и отрицательную стороны. Для велосипедистов это стало очередным доказательством того, что никакой организации, которая защищала бы наши интересы, сейчас нет. С другой стороны, если они ищут и что-то находят, они правы. Если бы не нашли, правы были бы мы. Допинг-контроль сейчас абсолютно несовершенен. Он устарел и отстает от современной медицинской науки почти на десятилетие. Половину того, что записано сейчас в списке запрещенных препаратов, никакой контроль не определяет. Зачем тогда вообще писать? Начинают искать способы, привлекают полицию. Вроде бы находят, но здесь опять тупик. Вот сейчас пишут, что на "Джиро" нашли "запрещенные субстанции" у 50-60 гонщиков. При этом не пишут, что у большинства из них имелись медицинские справки, легализующие прием этих средств.

Например, у меня заболел ахилл и надо сделать инъекцию кортизона. Сделать ее просто так доктор не может — нет разрешения, зато если он заранее оформил разрешение, это уже не допинг и все хорошо. Парадокс! В Италии на неделю остановили все велогонки, чтобы прояснить, что можно, а что нельзя, и убрать из черного списка легально продающиеся медикаменты, которые там оказались. До смешного доходит: капли от насморка стали допингом. В таблетке кофеина 25 миллиграммов самого кофеина, и она признается допингом. Но тот, кому надо, может налить себе большую кружку кофе и принять в результате 100 миллиграммов кофеина, и никто не докажет, что он принимал допинг.

— По вашему мнению, допинг-контроль пристрастен? Нет ли тенденции к тому, чтобы результаты чьих-то проб обнародовать, а чьих-то замолчать?

— Наверное, есть. Это зависит от того, что нашли. Могут письмом ограничиться или предупреждением. С другой стороны, если что-то найдут у велогонщика с именем, то случай моментально раздуют до небес. Здесь политика. Кто активно занимается допингом в велоспорте? Какие-нибудь богом забытые итальянские магистраты. Про них никто не знает до тех пор, пока там не открывается громкое допинговое дело. И тут уж все знают, газеты пишут, телевидение показывает, и скромный прокурор или следователь в один день становится телезвездой. С футболистами такого себе позволить они не могут. В "кальчо" поймали свыше 15 человек и практически все замяли, ограничившись 3-4 показательными процессами. Раз футбол трогать нельзя, что там следующее по популярности? Велоспорт? Вот теперь мы и страдаем.

СЕРЕБРО ЧЕМПИОНАТА МИРА - ГЛАВНЫЙ УСПЕХ, ЗОЛОТО - МЕЧТА

— Уйдем, наконец, от допинга. За столько лет выступлений на высшем уровне запомнилось, надо полагать, еще что-то. Что считаете своей наибольшей удачей и о чем до сих пор мечтаете?

—  Самым ярким событием считаю второе место на чемпионате мира в 1989 году в Шамбери. Не ожидал этого от самого себя и поэтому был очень рад. С другой стороны, если бы тогда стал первым, может, не было бы у меня сейчас мечты все же стать чемпионом мира.

— У вас сейчас достаточно большой перерыв. Вы не поедете на "Тур де Франс". Вы намеренно так построили свой календарь, чтобы подготовиться к чемпионату мира?

— Да. Это условие я отдельно оговаривал в контракте. Честно сказать, "Тур" мне не нравится. Не нравится сама гонка, не нравится Франция. Не люблю французских зрителей, телевизионщиков, журналистов. Да и для французской публики есть только свои, и никого больше. Поэтому программу составляли с условием, что гоняюсь до "Тура", потом трехнедельный перерыв, и потом вновь включаюсь в гонки. Может, начну с "Тура Португалии", где хочу присмотреться к дорогам, на которых в октябре пройдет чемпионат мира.

"ТУР" ВЫИГРАЕТ АРМСТРОНГ, ЕСЛИ НЕ ПРОВАЛИТСЯ В ГОРАХ

— От темы предстоящей супермногодневки во Франции трудно уйти. Вы, как ее знаток, как охарактеризовали бы "Тур"? Что надо гонщику, чтобы победить в общем зачете?

— Сценарий борьбы на таких гонках примерно одинаков — завоевал на разделке майку лидера и держишься за нее. Тут отличий у "Тура", "Джиро" или "Вуэльты" мало. Они есть на уровне зрительского внимания. Аудитория "Джиро" вся находится на юге Европы, а за "Туром" следит свыше 250 миллионов во всех концах земного шара. Кроме того, французская гонка гораздо более интернациональна. А по тактике я серьезных различий не вижу. К тому же сейчас появились универсалы. Раньше, например, сильные горные гонщики вроде Индурайна почти не умели хорошо ездить разделку. В горах они с трудом зарабатывали преимущество, которое потом преследователи отыгрывали в триале. А сейчас есть Армстронг, Симони, Ульрих. Они и в горах лидеры, и на разделке второму месту по две минуты привозят.

— То есть во Франции опять победит Армстронг?

— Да, скорее всего. Единственный его недостаток — он непременно проваливается на одном-двух этапах. Если в этом году он попадет в "яму" в горах, то всякое может произойти, а если нет, то на равнине он много не отдаст и выиграет без проблем.


Мы еще о многом говорили с пионером российского профессионального велоспорта. Конышев говорил о коротком отпуске, в течение которого надо следить за формой ("Мы едим больше всех. Желудок привыкает, и если не уследить, потом трудно сгонять вес. А после окончания карьеры многие за год набирают по 20-30 килограммов. Вон на Саитова посмотрите"), о тренировочных нагрузках ("В год проезжаю по 35 000 километров. Экватор несколько длиннее, но в юности я и его за год огибал"), о возрасте ведущих гонщиков мира ("Сейчас настоящая зрелость наступает в 31-33 года, а во времена сборной СССР 25 лет были уже пенсионным временем") и даже о нашей газете (в Италии Дмитрию "Советский спорт" хотя и редко, но попадал в руки). Уходил я уже поздно вечером, унося с собой автограф чемпиона и уверенность в том, что пока такие, как Конышев, Тонков, Екимов, едут впереди российского велокаравана, он не уступит соперникам своих позиций.


Дмитрий Конышев

Родился 18 февраля 1966 года в г. Горьком. Велоспортом начал заниматься в 1979 году под руководством отца, заслуженного тренера России Бориса Степановича Конышева. Двукратный призер чемпионатов мира. Один из первых отечественных велосипедистов-профессионалов. Выступал за команды "Альфа-Люм", СССР (89,90), TVM, Голландия (91, 92), "Jolly Club", Италия (93, 94), "Aki-Gipiemme", Италия (95, 96), "Рослотто", Россия (97), "Mercatone Uno", Италия (98, 99), "Fassa Bortolo", Италия (с 2000 года по настоящее время). За время профессиональной карьеры выиграл более 30 гонок на этапах "Про-тур". Трехкратный чемпион СССР/России и пятикратный призер этих чемпионатов. Живет в Италии. Женат, растет трехлетний мальчик.

Новости. Архив