Алексей Мишин: Липницкая открыла новую эпоху

Мне очень хотелось поговорить о Юле с Алексеем Мишиным. Договорились встретиться после тренировки Плющенко. Женя прыгнул каскад 4–3–3, но затем несколько раз упал. За его тренировкой наблюдали Мишель Кван и Эван Лайсачек. Лайсачек злорадно строчил в твиттере: «Осторожнее, Женя! Я очень волнуюсь за тебя. И не припомню, чтобы ты столько падал».
Кван подошла к Жене, Плющенко поднял футболку, показал ей свой шрам на спине, который до сих пор не зарос. Мишель закрыла лицо руками и отвернулась... Мишину было непросто сосредоточиться на нашем разговоре, но он собрался с мыслями.
– Алексей Николаевич, какое, на ваш взгляд, место занимает Юля в ряду других знаменитых девочек-вундеркиндов: Елена Водорезова, Тара Липински?
– И Водорезова, и Липински были выдающимися фигуристками. Но они танцевали ту музыку, делали на льду те движения, которые им сочинил композитор и ставил хореограф. А Юля танцует саму себя. Если мы посмотрим ее катание, мы не найдем ни одного придуманного движения. У меня был хореограф знаменитый Николай Тугунов. Он говорил: «Хорошие хореографы изобретают движения». У Липницкой нет ничего изобретенного. И кажется, что у нее и хореографии нет. А на самом деле хореография существует внутри нее. Вот в этом разница.
– Женя ей сказал: «Мы все должны учиться у тебя». Чему нужно учиться у Липницкой?
– В этом смысле Юля напоминает Женю. Так же как и он, она открывает новую страницу в фигурном катании. Так же как несколько поколений фигуристов, российских и иностранных, учились на Жене Плющенко, теперь будут учиться и на Юле Липницкой.
Липницкая будет тем букварем, по которому они будут постигать и элементарное, и сложное.
– Что написано на этой новой странице?
– Катайте не ту музыку, которую предложил вам хореограф, а ту, которая звучит внутри вас.
– Ее катание называют детским. Согласитесь или будете возражать?
– Ее катание соответствует тому возрасту, в котором она находится. В ее образах присутствует точная и разумная гармония. Если ее заставить катать программу, предназначенную взрослой женщине, это будет нонсенс. Такой же нонсенс, как шестидесятилетняя ветеранка балетной сцены, танцующая «Жизель».
– При этом Липницкой поставлены очень сложные программы: «Не отрекаются, любя!», «Список Шиндлера».
– Вы знаете, в таких случаях работает только один критерий: что она чувствует в своих программах и как она это чувствует. После ее проката зал встал. Это может означать только одно: она чувствует все правильно.
– Юля, как теперь выясняется, способна сесть на необъезженную лошадь и умеет доить коров. Если бы она была чистым листом бумаги, она не производила бы такого сильного впечатления, не так ли?
– Незаурядные фигуристы никогда не бывают заурядными в быту, в обыденной жизни. Например, мой Евгений – отличный игрок в гольф и в футбол, меткий охотник и искусный рыболов. При этом он совершенно неординарно может вести на телевидении какое-нибудь серьезное шоу, у него огромный талант пародиста... А если вернуться к Юле, то видите ли... Тут же не только точность исполнения акселя или какого-то другого отдельно взятого прыжка. Человечество пережило эпоху Эдит Пиаф, эпоху Бельмондо и Мастроянни, Софи Лорен, в фигурном катании в течение десятилетия царем и символом эпохи был Евгений Плющенко. На сочинской Олимпиаде маленькая девочка Юля Липницкая стала такой же знаковой фигурой и для России, и для всего мира. Женя передал ей свое древко...
