Анатолий Лисицын: России по силам взять первое место

Несмотря на чрезвычайно напряженный график своей работы, губернатор нашел время, чтобы встретиться с первым заместителем главного редактора «Советского спорта» Константином ПАТРИНЫМ и ответить на вопросы редакции.
СПОНСОРЫ НА ДОРОГЕ НЕ ВАЛЯЮТСЯ
— Анатолий Иванович, мир накануне Олимпиады. Сделайте, пожалуйста, прогноз — как, по-вашему, выступят в Сиднее российские спортсмены? Кому из наших атлетов вы лично симпатизируете? Собираетесь ли побывать на Играх или будете следить за олимпийскими баталиями по телевидению?
Что же касается моих личных симпатий, то они прежде всего отданы землякам – прыгуну с шестом Максиму Тарасову и метателю молота Алексею Загорному. Весьма импонируют мне также прыгунья в длину Татьяна Котова, феноменальный пловец-спринтер Александр Попов. Очень верю в российские волейбольные, баскетбольные сборные. Много надежд у меня связано с нашими спортивными гимнастами. Полагаю, они в состоянии завоевать пять золотых медалей.
Сам я тоже вошел в российскую делегацию. Полечу в Австралию на финальную часть Игр, пробуду в Сиднее последнюю неделю Олимпиады. У меня давно не было полноценного отпуска. Ну а тут уж выкроил недельку для поездки в Сидней.
— Развитие физкультуры и спорта требует немалых средств. Как вам удается их находить? Ведь не секрет, что в бюджете многих областей России весьма непросто изыскать деньги даже на зарплату учителям, врачам…
— Есть два пути поддержки спорта в регионах. Можно здесь делать упор на бюджетные источники, что, на мой взгляд, неверно. Я же двумя руками за второе направление – использование спонсоров, меценатов, неравнодушных к спорту людей, имеющих хорошие финансовые возможности. Сегодня не так уж мало компаний, фирм, банков, которые готовы вкладывать деньги в спортивную сферу. Однако само собой это не произойдет. Местной администрации необходимо создать определенные условия для такого рода инвестиций.
Для меня с самого начала деятельности в должности губернатора было предельно ясно: спорту надо уделять должное внимание. Я четко поставил задачу – работа на этой ниве должна стать неотъемлемой частью социальной политики.
Мы на первых порах вкладывали довольно большие средства из областного бюджета в большой спорт. Убежден, что для полнокровной спортивной жизни в области прежде всего необходимо иметь классные профессиональные команды, которые служили бы ориентиром для земляков. Поэтому хоккейное «Торпедо» (теперь – «Локомотив»), футбольный «Шинник», мужская и женская волейбольные команды мастеров были окружены нашей заботой.
Поначалу ведущие команды Ярославщины на 70 – 80 процентов финансировались из областного бюджета. Но сейчас картина совсем иная. Теперь доля бюджетных средств в финансировании ярославских команд мастеров составляет около 20 – 30 процентов. А остальное – за счет спонсоров, меценатов, то есть внебюджетных источников. Деловые люди в нас поверили, увидели, что спортом мы занимаемся не для того, чтобы получить какие-то сиюминутные дивиденды. Нет, усилия на спортивной ниве – долговременная, целенаправленная политика областного руководства.
Мы думаем о завтрашнем дне ярославского спорта. Хрестоматийный пример – наша детская хоккейная школа. Не забываем о развитии детского и юношеского хоккея. Ежегодно 350 ребятишек собираем в нашу школу-интернат со всей России и из стран СНГ.
Отрадно, что на ярославской земле много энтузиастов спорта, и это, безусловно, создает благоприятную моральную атмосферу для спортивной жизни в нашей области. Проводим референдум по поводу того, стоит ли строить Дворец спорта. Вы представляете – 68 (!) процентов ярославцев говорят: «Надо строить!» И мы начали его строить, при этом я считал, что стройку надо вести не на бюджетные деньги, а на средства заинтересованных лиц.
Конечно, вовсе не хочу сказать, что инвесторы сразу выстроились к нам в очередь. Их привлечение к финансированию спортивной сферы – плод многочисленных встреч, переговоров. Вот как было с нашей хоккейной командой. Мы стремились создать суперклуб по крайней мере в российских масштабах. Я прекрасно понимал, что лишь своими силами нам не решить столь сложную задачу. Потому и искал структуру, способную вложить деньги в команду. Обращался в несколько крупных компанний. В конце концов вышел на Министерство путей сообщения. В результате четырехмесячных дебатов удалось заинтересовать руководство МПС. Министр путей сообщения Николай Аксененко пригласил меня на коллегию министерства, где я выступил с докладом. Предложил возродить команду «Локомотив», когда-то достойно представлявшую железнодорожников страны в высшем дивизионе отечественного хоккея. В итоге поменявший название клуб в стартовавшем недавно сезоне нормально профинансирован и, полагаю, имеет неплохие перспективы в чемпионате России. И Дворец спорта в Ярославле строится с участием «Железных дорог России».
«ДВОРЦОВАЯ» ЭПОПЕЯ
— Анатолий Иванович, хотелось бы поподробнее остановиться на строительстве ледового Дворца. Мы своими глазами видели эту грандиозную стройку. Почему все-таки, на ваш взгляд, она так затянулась? И виден ли, как говорится, свет в конце тоннеля?
— Сейчас строительство идет нормально и никаких причин его затягивать нет. Идея построить новую ледовую арену давно витала в воздухе. Было постановление правительства о том, что оно будет помогать с финансированием строительства ярославского Дворца. Однако за это время сменилось несколько кабинетов министров. И мне приходилось каждому новому премьеру объяснять, для чего нужен этот Дворец. Когда в премьерское кресло сел Кириенко, то вообще заявил: дескать, хоккейное мировое первенство проводить в России нецелесообразно, страна в тяжелом положении и нужно от этой идеи отказаться. Был даже подготовлен соответствующий проект постановления, но, к счастью, Сергея Владиленовича быстро сняли и он не успел подписать сей документ. Пришедший ему на смену Примаков принял мудрое решение: распорядился выделить на строительство Дворца кредит в 30 миллионов долларов, под гарантию государства.
А начали мы строить благодаря Лужкову. Мэр Москвы спорт прекрасно понимает и всячески поддерживает. Он предоставил кредит в 10 миллионов долларов. Заложили фундамент осенью девяносто седьмого.
Примакова сменил Степашин. Он поддержал нашу идею. Кстати, концепция проведения чемпионата мира по хоккею 2000 года поначалу предполагала реконструкцию двух ледовых арен в Санкт-Петербурге – «Юбилейного» и СКА – и строительство Дворца в Ярославле. А уж новая арена в городе на Неве могла возводиться лишь силами самих петербуржцев. Но события менялись с калейдоскопической быстротой. Как раз в дни, когда решался вопрос о финансировании подготовки к мировому первенству, Ельцин отправил Степашина в отставку. Обязанности премьера стал исполнять Путин, который пообещал заняться проблемой чемпионата мира.
Владимир Владимирович сам вмешался в механизм финансирования. И мы сегодня финансируемся за счет дополнительных источников, не связанных с бюджетом.
На 75 процентов Дворец будет не нашим. Но нас устраивает то, что он появится в Ярославле, что здесь станут выступать и тренироваться наши мастера и дети.
Летом 2001 года планируем ввести наш ледовый Дворец в строй. К этому приурочим международный хоккейный турнир под эгидой ИИХФ.
НЕ НАДО КОПИРОВАТЬ ЗАПАД
— Анатолий Иванович, нет ли у вас желания увеличить число ярославских команд в игровых видах спорта, представленных в элитных дивизионах чемпионатов России, чтобы, если можно так выразиться, обойти другие регионы в своеобразном негласном соперничестве?
— Такие мысли меня не посещали. Сегодня, когда мы в основном освободили себя от бремени финансирования команд мастеров, основные наши усилия направлены на подъем детского, юношеского спорта. Туда сейчас распределяем львиную долю предназначенных для спортивной сферы средств. Например, у «Шинника» до последнего времени не было своей спортшколы. Теперь мы создаем новую базу для клуба и школу подготовки юных футболистов. У «Шинника» будет свой резерв, а значит, и будущее.
— Интересно было бы узнать вашу точку зрения на развитие физкультуры и спорта в масштабах всей страны. Общеизвестно, что долгие годы эта отрасль финансировалась у нас по остаточному принципу. Вы как большой энтузиаст спорта вряд ли разделяли такую позицию.
— К сожалению, многие наши политики и государственные деятели на федеральном уровне недооценивают роль спорта в жизни общества. Последние 10 лет спорт, в том числе и массовые его виды, государством был фактически обречен на выживание. В результате мы лишились на международном уровне ведущих позиций во многих дисциплинах. Особенно показателен пример хоккея. Три сотни лучших российских игроков выступают за рубежом. За кордоном трудится плеяда талантливых отечественных тренеров. В то же время сборная по итогам последнего мирового первенства даже не попала в первую десятку команд.
Конечно, роль государства тут должна быть совершенно иной. Нам не стоит слепо копировать западный опыт, поскольку наша экономика по существу находится на переходном этапе от социализма к рынку. Поэтому роль государства в развитии массовых видов спорта должна быть активной и конкретной. А у нас пока в данном вопросе на государственном уровне нет четкой позиции и продуманной финансовой политики.
— Кроме всего прочего, вас знают как большого почитателя хоккея, и не случайно вы вошли в недавно созданный Общественный совет развития российского хоккея наряду с известными спортсменами, тренерами, государственными деятелями. Каковы цели этой организации? Не станет ли Совет очередной заорганизованной, реально ни на что не влияющей группой людей?
— Мы не ставили целью вмешиваться в работу Федерации хоккея России. Но есть сегодня в стране люди, поклонники популярной игры, к словам которых прислушиваются, в том числе и первые лица государства. И свои взгляды на положение дел в отечественном хоккее мы способны донести на самый верх, имеем возможность повлиять на ситуацию. Вот мы и решили объединиться. Главную свою задачу видим в том, чтобы повернуть государство лицом к этому поистине народному виду спорта. И начинать, на наш взгляд, стоит со спортшкол, с детского хоккея, который государство, без сомнения, должно поддерживать.
Полагаем, что свою работу нам следует вести на двух уровнях. Первый – региональный. Стараемся вовлечь сюда всех руководителей регионов. Жаль, что мало сейчас губернаторов, которые неравнодушны к спорту и реально делают его частью своей социальной политики. И второй уровень – это уже Президент и правительство. Поэтому собираемся в ближайшем будущем – сразу после Олимпиады – встретиться с Валентиной Матвиенко. Направлено соответствующее письмо Путину. Кстати, у меня уже был разговор с Владимиром Владимировичем по спортивным проблемам.
— Ваши хоккейный и футбольный клубы давно служат визитной карточкой спортивного Ярославля. А есть ли задача у волейбольного «Нефтяника» стать таковой?
— Да, такая задача решается. Волейболисты прогрессируют. Недавно пятеро наших ярославских ребят стали чемпионами на молодежном первенстве Европы.
— А не мечтаете ли вы о том, чтобы, скажем, в 2010 году «Шинник» выиграл чемпионат России по футболу?
— Почему столь отдаленный срок? Я думаю, в 2005 году это вполне реально. Ведь для футболистов у нас все делается по максимуму.
— Кандидатами на поездку в Сидней были более двух десятков ярославских спортсменов. В итоге же на Олимпиаду поедут всего два ярославца. Вас не слишком расстроило довольно скромное представительство земляков на предстоящих Играх?
— Мы подходили к этому объективно. В таком деле должны преобладать не местнические интересы, а интересы России. Достаточно спокойно отнесся к тому, что на сиднейских аренах выступят лишь два ярославца. Ведь всем кандидатам на поездку в Австралию предоставили возможность проявить свои способности. В результате отобрали наиболее достойных. С нашей стороны не было никакой паники по этому поводу, тем более закулисных попыток впихнуть кого-то из земляков в сборную.
— Как известно, олимпийский чемпион по прыжкам с шестом Максим Тарасов уже несколько лет живет и тренируется в Будапеште. А нет ли у областного руководства планов создать известному легкоатлету такие условия, чтобы он вернулся в родные края?
— Максим не забывает свою малую родину. Он регулярно бывает в Ярославле, встречается с местной спортивной общественностью, со школьниками, выступает за нашу область на российских соревнованиях. И мы ему за это признательны.
Можно ли создать выдающемуся спортсмену комфортные условия здесь? Думаю, что да. Однако особой необходимости в этом не вижу. Не стоит ломать сложившуюся ситуацию. Человек чувствует себя связанным с Россией, отстаивает ее честь на международной арене. Так что все нормально и нет смысла нарушать равновесие в жизни спортсмена, отлаженный механизм в подготовке известного прыгуна.
БЕГАЛ НА ЛЫЖАХ «ПОЛТИННИК»
— Знаю, что вы серьезно занимались лыжами. А какие у вас личные рекорды в лыжных гонках?
— Для меня каждый старт был как рекорд, поскольку я бегал длинные дистанции – 30—50 километров, когда служил в Сибирском военном округе. В армию ушел уже с первым разрядом. А почему именно лыжами занимался? Учился в сельской школе, которая находилась в восьми километрах от дома. Зимой туда можно было добраться только на лыжах. И так постепенно втянулся. Помню свои первые соревнования, в Сонково – это райцентр в Тверской области. Приехали мы туда, вижу – ребята там в основном городские, в лыжных ботинках, а я-то в валенках. Приуныл, конечно. А потом стартовали на 5 км. Через два километра смотрю – все мои соперники позади. Пришел на финиш первым. То яркое воспоминание из юных лет осталось во мне на всю жизнь. С тех пор стал всерьез заниматься, выступал за сборную области, в армии выигрывал окружные соревнования.
