Сага о большом ирландце

В один день с великим русским тренером Виктором Тихоновым ушел великий канадский – Пэт Куинн. Давайте вспомним об одном из величайших наставников в истории НХЛ.
«Пэт Куинн был большим человеком, страстно влюбленным в хоккей, – пишет обозреватель Yahoo! Ник Котсоника. – Он был игроком, тренером, чиновником. Работал главой Зала славы. О нем однажды сказали: «Большой Ирландец так любил игру, что, когда он входил в комнату, мы знали о хоккее все».
Но на прошлой неделе Куинн в комнату не вошел. И мы поняли, что-то не так. Обычно он никогда не пропускал церемонии введения новых игроков в Зал славы. Но вскоре мы узнали, что старина Пэт ушел от нас на 71-м году жизни после продолжительной болезни.
Сейчас о Куинне рассказывают много историй. Вспоминают даже не хоккей, а людей, с которыми он работал. Соболезнования летят со всех сторон – Зал славы, НХЛ, Олимпийский комитет Канады, «Филадельфия», «Ванкувер», «Торонто»… Короткие фразы: «Не забудем никогда», «Огромная потеря»…
Куинн был гигантом. 190 см, 97 кг – это много для хоккеиста того времени. Защитник провел 606 матчей в НХЛ за «Торонто», «Ванкувер» и «Атланту Флэймз». Как тренер он отработал 1400 матчей в лиге с «Филадельфией», «Лос-Анджелесом», «Ванкувером», «Торонто», «Эдмонтоном», одержал 684 победы. Это пятый показатель для всех тренеров в истории НХЛ. Дважды он завоевал «Джек Адамс Трофи» (лучший наставник лиги). Работал генменеджером «Ванкувера» и «Торонто».
Он так и не выиграл Кубок Стэнли, хотя дважды выводил свои команды в финал. Ближе всего к чаше он был в 1994 году, когда его «Кэнакс» в седьмом матче финала уступил «Рейнджерс». Но Куинн завоевал «Мемориал Кап» с «Эдмонтон Ойл Кингз» в 1963 году. Сумел привести сборную Канады к золоту Олимпиады в 2002‑м – после полувекового перерыва. А два года спустя «кленовые листья» с Пэтом Куинном выиграли Кубок мира. И еще ведь были успехи с молодежной и юниорской сборной Канады на чемпионатах мира.
Да, этот человек мог успешно работать как с молодежью, так и со сборной ветеранов. Он мог быть жестким и грубым, а мог стать веселым и мягким. Мог находить контакт с абсолютно разными людьми – тренерами, игроками, репортерами. Своим учителем его считают Брайан Бурк, Кен Хичкок, Джордж Макфи, Жак Мартин, Рон Уилсон... Многие игроки знают его не просто как тренера, а друга. Пресса уважает как собеседника, всегда дававшего глубокие ответы в интервью.
– Я думаю, Пэт Куинн очень похож на Пэта Бернса как тренер, – заметил бывший капитан «Торонто» Матс Сундин, когда Бернс все-таки был посмертно введен в Зал славы. – Этих людей в раздевалке уважали все, за этих тренеров были готовы пластаться на льду.
– Великий человек, – добавляет главный тренер «Детройта» Майк Бэбкок, сменивший Куинна на посту наставника олимпийской сборной Канады. – Очень-очень умный. Хоккею он посвятил всю свою жизнь.
Пэт Куинн уже вошел в Зал славы – с кубком или без. Уже потому, что там много его учеников: Сундин, Эд Бельфур, Павел Буре, Дуг Гилмор…
Два года назад Куинн набрал шведский номер Сундина, которому помог стать большой звездой в «Торонто». Они столько соли вместе съели. И теперь у Большого Ирландца были большие новости.
– Он позвонил мне и сказал: «Матс, привет, это Пэт. Тебя выбрали в Зал славы». И мы заплакали в свои телефонные трубки. Мы столько пережили вместе. И так уважаем друг друга…
Теперь тоже все плачут. От нас ушел Пэт Куинн».
