…Только что в Лос-Анджелесе приземлился самолет, на котором я прилетел из Детройта, где провел два дня. После того как в понедельник любимый и неповторимый клуб мичиганцев «Детройт» в Калифорнии проиграл шестой матч стартовой серии плей-офф довольно среднему по классу «Лос-Анджелесу» и завершил свою кубковую эпопею, в городе воцарилась траурная атмосфера.
Куда бы я ни заезжал, в престижный ресторан ли, в адвокатский офис или даже в обычный супермаркет, везде и всюду замечал на лицах людей грустные взгляды и глаза в дымке слез. Они обсуждают фиаско знаменитого клуба, и все в один голос говорят, что на старом хоккейном автомобиле в реактивных гонках за Кубок Стэнли явно не преуспеешь. А ведь, действительно, закономерно это или случайно, когда команда, имеющая огромный опыт и успех в главном профессиональном турнире НХЛ, уступает на первом этапе сопернику, которому не оставила ни малейших шансов в начале этой серии, одержав без особого напряжения две легкие победы?
Что же такое современный профессиональный хоккей? Неужели без двух ведущих нападающих - Стива Айзермана и Брендана Шэнэхана - уже и нет совсем того самого коллектива, который наводил до этого настоящий ужас на соперников? А где же Сергей Федоров с его более или менее обнадеживающим результатом в регулярном чемпионате и по традиции сильным выступлением в плей-офф? Где опыт и умение Игоря Ларионова перехитрить любого противника? Стал ли, наконец, лидером и прекратил подавать ежегодные надежды Слава Козлов?
Что же это за двухстандартный хоккей, искусственно разделенный как бы на две категории? Первая - это регулярный, долгий, зазывающий зрителей чемпионат. В нем в основном делаются деньги на продаже билетов и всякой другой продукции, подъемы команд сменяются падениями, за плохую игру хоккеистов легко отсылают в фарм-клубы, а генеральных менеджеров и главных тренеров просто увольняют, иногда тихо и спокойно, а порой и со скандалами и вниманием никогда не спящей прессы. И вот наступают дни кубковых сражений, то есть вторая категория. Помните, в начале сезона как обычно борьбу за славу вели все 30 команд, а потом осталось только 16. Но ведь эти 16 поначалу вроде бы не все готовы к сражениям, ведь лучшие встречаются с худшими, с точки зрения показателей именно закончившегося чемпионата.
Мы привыкли, что первые места всегда являются главными. Их занимают претенденты на чемпионское звание. Но это не здесь, в Северной Америке, скорее, в Европе или в России. Здесь же каждый в игре за победу - ничьих не бывает - готов хоть всю ночь не уходить с поля битвы, если не удается забить гол в овертайме, одном или нескольких. И в этом смысле такой хоккей, конечно же, непредсказуем. Приятно, замечу, непредсказуем.
Здесь, в НХЛ, давно привыкли гордиться звездами - настоящими и надуманными, верить в успех наставников, таких, как Скотти Боумэн, потому что к его победным результатам никто из коллег приблизиться не может. Но при этом не стоит забывать, что в хоккее, как у игроков, так и у тренеров, есть возрастной предел. Да и сам Боумэн уже несколько раз порывался оставить свою должность, но, получая каждый раз новый контракт, принимал решение работать дальше.
Но пришло время, когда старая по возрасту команда, волею судьбы лишившаяся работоспособных форвардов из-за травм, имеющая далеко не блестящего вратаря, сталкивается с проблемой, которую разрешить за один день практически невозможно. У соперников из солнечной Калифорнии вдруг раз за разом многое стало получаться. Наконец-то проявил характер словак Зигмунд Палффи. Он и его партнеры напрочь забыли о потере лучшего защитника клуба Роба Блэйка, пару месяцев назад перешедшего в «Колорадо», и крепко сплотились. К тому же, то ли по воле случая, то ли закономерно, но новый вратарь Феликс Потвин, судьба которого сложилась в последние годы несправедливо и почти загубила будущее этого одаренного парня, блиставшего в свое время в «Торонто», заиграл великолепно. Он практически в каждом новом матче в форме «Кингз» отчаянно боролся за свою спортивную жизнь. Его пример - это особый случай, так как Феликс очень хочет, чтобы его характер был более привлекательным, но эгоцентричное начало не позволяло ему задуматься всерьез над причинами провала. Он винил всех, но только не себя. И вот в Лос-Анджелесе у него появилась чуть ли не последняя возможность вернуть былую славу профессионала. Он победил и теперь должен выдержать еще одно нелегкое испытание в следующей серии плей-офф против «Колорадо», чемпиона регулярного первенства и одного из основных претендентов на победу в Кубке Стэнли.
Я не могу до сих пор избавиться от шока даже после того, как уже десятки раз просмотрел запись заключительных секунд последнего матча между «Вашингтоном» и «Питсбургом». Исход серии был окончательно решен из-за непростительной ошибки российского защитника Сергея Гончара, которого как ребенка обманул чешский форвард Мартин Страка. А ведь Гончар считается одним из сильнейших игроков обороны в НХЛ. Его атакующие способности здорово помогают «Кэпиталс» забивать голы в сложных игровых ситуациях. Но я постоянно замечаю и тактические ошибки Сергея в своей зоне. А ведь главная работа защитника - это, прежде всего, остановить атаку соперников. Почему же сплоховал в те секунды Гончар? Как мне кажется, таких вот неожиданных моментов у своей синей линии в единоборстве с быстрым, вертким и техничным нападающим у него в последнее время в практике попросту не было. А на тренировках об этих эпизодах почему-то никто и не задумывается. А жаль. И команда интересного тренера Рона Уилсона в очередной раз выбыла из борьбы за главный трофей лиги, и снова не сбылась его мечта завоевать Кубок Стэнли.