Павел Дацюк: На площадке помогаю партнерам

08 мая 2001 00:00
автор: Геннадий Набатов

Центральный нападающий сборной России Павел Дацюк на чемпионате мира в Германии успел поиграть сразу в двух звеньях. Правда, скорее, не он стал причиной перемен, а его партнеры. Ведь поначалу с ним вкупе с Бутом на правом краю выступал Кузнецов, затем Королюк, потом вновь Кузнецов.

А в недавней игре со швейцарцами, когда наставник россиян Борис Михайлов перевел команду на игру в три звена, Павла соединили с Карповым и нашим капитаном Яшиным, который, как признался сам, впервые играл на краю.

Тот факт, что Яшину в центре тренеры сборной предпочли Дацюка, сам по себе удивителен и впечатляющ. Молодой форвард казанского «Ак Барса», впервые в жизни выступающий на ЧМ вообще, включая юниорские и молодежные чемпионаты, совсем не теряется. Напротив, во многих случаях Павел сам ведет игру. Дацюк смело шел в борьбу с чехами, выигрывая одну за другой микродуэли, а во встрече со швейцарцами и вовсе получил приз лучшего игрока матча в составе нашей сборной. Впрочем, это неудивительно - его звено забросило две шайбы, а сам Павел, помимо прекрасной скидки Яшину, когда тот оказался наедине с голкипером Гербером и забил, часто срывал аплодисменты и вызывал положительные эмоции у специалистов. Не случайно после игры организаторы подарили лауреату прекрасные швейцарские часы. Как следствие, большой интерес к центрфорварду проявили заокеанские менеджеры. С одним из них у Дацюка и его агента позже состоялась встреча.

Правда, Павел настолько сильно устал, что даже не поехал вместе с остальными игроками нашей сборной в центр Ганновера на концерт российской группы «Руки вверх!», которая поддерживала нас на матче со Швейцарией. Хотя, будь он там, отбоя от желающих познакомиться с обаятельным и исключительно галантным молодым человеком наверняка бы не было. Благо, на концерте представительницы прекрасного пола, заполнившие зал, прямо-таки не давали прохода нашим ребятам, имея над мужчинами абсолютный численный перевес.

ПРАЗДНИК ДЛЯ ДУШИ

За день до встречи с Германией на утренней тренировке организаторы подарили всем ребятам сувениры. Забавный немецкий пес «Спэйси» достался всем игрокам сборной, и каждый, кто как мог, ухитрялся придумать для него прозвище. Только Паша Дацюк, по натуре необычайно скромный человек, отказался острословить в адрес талисмана ЧМ-2001, проследовав в пресс-центр для интервью с журналистом «Советского спорта». Зарубежные коллеги были крайне удивлены, что кто-то из игроков сам пожаловал, как они потом сказали, «в пасть к акуле». Ведь на Западе представители прессы обычно с пеной у рта носятся за игроками, не допуская и мысли о том, чтобы хоккеист сам пожаловал к ним в руки.

— Мне многие говорят, что я очень простой и даже скромный человек, — начал Павел Дацюк. - Потому в быту, общаясь со мной, поначалу иногда не верят, будто я хоккеист. Все меняется на льду — на площадку я выхожу полностью мобилизованным и заряженным на борьбу.

— Вы впервые попали на первенство мира. Судя по всему, дебют проходит удачно во всех отношениях?

— Наверно, об этом лучше судить болельщикам и тренерам. Для меня же главное - выходить на лед и строго выполнять поставленную задачу, подчиненную в первую очередь успеху всей команды. Конечно, сам факт попадания на ЧМ - праздник для души, эмоции обуревают колоссальные. Приятно, что болельщики ждут нас чуть ли не по часу, стараясь после матчей заполучить автографы.

— Разница игры в сборной и в клубе велика?

— Конечно, да. На международной арене гораздо выше скорости, возрастает и цена ошибки. Уменьшается время нахождения на льду. С одной стороны, это лучшие, ведь остается больше времени для отдыха, но для меня удобнее, когда играть дают больше, полагая, что ты способен повлиять на ход матча. Впрочем, главное - это когда у команды получается побеждать, ведь именно для этой цели мы выходим на лед.

— После товарищеских матчей в Чехии накануне ЧМ стало окончательно ясно, что ваша тройка не поедет в Германию в полном составе. Вы все же верили, что все равно пробьетесь в состав?

— Без веры не имело смысла вообще приезжать на базу в Новогорск. Конечно, с моими партнерами Золотовым и Квартальновым мы в «Ак Барсе» много времени провели вместе и попортили крови соперникам, в том числе и в Евротуре в составе сборной. Однако хоккей - это командный вид спорта, где превыше всего - коллективная игра. Это значит, что здесь нет места личным амбициям.

— Вас здесь, в Ганновере, тренеры не баловали постоянными партнерами по звену, однако вы все равно не терялись. Неужели для вас не важны наигранные связи и не имеет значения, с кем играть?

— Раз меняли, значит, наверное, я везде лишний (не без иронии). Все-таки на льду я выполняю несколько вспомогательную роль. Это значит, что главное для меня - отдать точный разящий пас, в первую очередь помочь забить партнерам. Я не могу сказать, что у нас не получалась игра в четвертом звене вместе с Бутом, Кузнецовым или заменявшим его Королюком. Мы в каждом матче выкладывались на полную мощь, а вот удавалось прибавлять или нет - вам, журналистам, виднее. Когда поставили в более опытное звено к Яшину, задача осталась прежняя, а потому не потерялся. Как результат - две шайбы из двух мы и забросили. С Алексеем мы живем в Ганновере в одном номере, много общаемся вне льда, да и с Валерой Карповым давно знакомы, а потому общий язык на площадке найти особого труда не составляло.

— Говорят, вы не только родились в одном городе с Яшиным, но и жили в Екатеринбурге на одной улице, играли в одной хоккейной школе…

— Ну, это уже преувеличение. Да, родились мы оба еще в Свердловске, но жили в разных районах. Да и пути наши не пересекались, ведь Алексей старше меня на пять лет. Он начинал и выступал в школе «Спартака», а я - в «Юности». Это два непримиримых врага. Так что сравнивать нас можно довольно условно, да и Леша — звезда, а я пока только учусь. Яшин в НХЛ играет, а я, хоть и задрафтован четыре год назад «Детройтом», в лигу пока не собираюсь, дальше видно будет. У меня еще на год контракт с «Ак Барсом». А вот кумиров у меня никогда не было, от каждого хоккеиста старался брать сильные стороны.

МОТИВАЦИЯ СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ У ШВЕЙЦАРЦЕВ

— Почему вся команда выглядела так вяло в первом периоде поединка со Швейцарией, а во втором преобразилась, словно получила порцию кислорода, находясь до этого в безвоздушном пространстве?

— Осадок после поражения от чехов, конечно, остался. Ведь мы заслуживали в игре с чемпионами мира как минимум ничьей. В перерыве Борис Михайлов перекроил звенья, и мы стали играть в три пятерки. Он потребовал от нас добавить в каждом игровом моменте, не проигрывать единоборства, акцентировать внимание на атаках, так как мы проигрывали. В результате все задвигались, стали поддерживать друг друга и победили. Что скрывать, мотивация у нас была повыше, чем у швейцарцев, ведь нам не попасть в четвертьфинал гораздо обиднее. Впрочем, мы этой мысли и допустить не могли.

— Ожидали ли вы такой жесткой силовой игры от канадцев? Приходилось ли вам встречаться с подобным натиском раньше?

— Конечно, в поединках российской Суперлиги так никто не играет, а вот в матчах Евротура европейцы иногда используют подобную тактику силового давления. Однако канадцы есть канадцы, и именно они проповедуют активные силовые единоборства на протяжении всей встречи. На Шведских играх в феврале мы встречались с ними, и тогда они также переиграли нас, используя эту тактику.

— Сделали ли из игры с «Кленовыми листьями» для себя какие-то выводы?

— А как же. Признаюсь, проигрывал борьбу у бортов гораздо чаще, нежели выигрывал. Значит, надо подтягивать физику. Вот после отдыха летом на сборах этим и займусь.

— Знаю, летом у вас намечается важное событие в семейной жизни.

— Загадывать наперед я не люблю и пока распространяться о несбывшемся мне бы не хотелось. Замечу только, что с моей девушкой Светланой мы живем в Казани, знакомы вот уже три года. Она смотрит матчи сборной по телевидению и болеет, как и все наши соотечественники. Спасибо им всем за поддержку. Важно, чтобы они не отворачивались от сборной и в минуты поражений.