Александр Бучин: Трофейный БМВ до сих пор храню на даче

Великая Отечественная война, начавшаяся без малого шесть десятилетий назад и ровно 56 лет как завершившаяся, затронула прямо или косвенно всех — и потому, что решалась судьба Отечества, и потому, что вошла почти в каждый дом.
В дом Бучиных, живших в самом центре Москвы, в Старопанском переулке, война вошла 22 июня 1941 года. Наверное, это была самая "автомобильная" семья в стране. Отец, Николай Борисович, сел за руль еще в 1902 году. Он был и водителем, и профессиональным гонщиком, участником всех важнейших соревнований того времени. В 1909 году установил всероссийский рекорд скорости — 1 верста за 43 секунды. В 1910-1912 годах работал во Франции механиком на фирме "Пежо", выступал в гонках Париж — Бордо. По стопам отца пошли и сыновья — Сергей, Алексей, Александр и Виктор, родившиеся соответственно в 1909, 1911, 1917 и 1918 годах, и даже дочь Зинаида, также получившая шоферские права.
Перед войной Сергей Бучин был знаменитым мотогонщиком, заслуженным мастером спорта. Сергей первым из гонщиков выехал на лед стадиона "Динамо" зимой 1937 года. Именно он в том же году на Всесоюзном параде физкультурников стоя проехал на мотоцикле по Красной площади. По тем временам этот трюк был в диковинку. Увлеклись мотоспортом по примеру Сергея Александр и Виктор. Александр стал настоящим мастером мотогонок. Виктор, получивший травму, "переквалифицировался" в лыжника. Все они занимались в "Динамо". Сашу Бучина в декабре 1938 года призвали в ряды Красной Армии. Во время войны с Финляндией он возил командира дивизии генерала Павла Артемьева, который впоследствии стал командующим МВО. 22 июня 1941 года Александр Бучин встретил на тренировке по мотокроссу — динамовцы готовились к первенству Москвы.
РЯДОМ С МАРШАЛОМ
Вспоминает А.Н.Бучин: "Мое дело решилось просто. Гараж военизировали, а меня через пару недель назначили водителем в охрану генерала армии. Оказалось — Георгия Константиновича Жукова. Видел его тогда не вплотную, водил "эмку" на "хвосте", то есть машину сопровождения". Вскоре Бучин стал основным водителем Г.К.Жукова и пересел за баранку ГАЗ-61, которому, по словам Александра Николаевича, не было равных по проходимости. Вездеход свободно шел по грязи, гололеду, когда даже трактора стояли. Правда, брезентовый верх ГАЗ-61 не держал тепла, а ездить во время битвы за Москву приходилось и в сильные морозы. Пришлось пересесть на семиместный вездеход марки "хорьх" с мотором в 160 лошадиных сил, отоплением и антиобледенителями лобового и задних стекол.
В 1941 году в семью Бучиных пришло горе — при выполнении боевого задания погиб Сергей, чемпион и рекордсмен СССР. Младший сын Виктор воевал в разведбатальоне Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения, но адрес его полевой почты не был известен родным. Саше Бучину все реже удавалось заезжать домой — разворачивалась битва за Москву, и день сливался с ночью для всех, кто был рядом с Г.К.Жуковым. За умение виртуозно водить машину Георгий Константинович называл Бучина "артистом", обращался к нему на "ты", но всегда говорил "Александр Николаевич". В это время Саша Бучин был награжден орденом Красной Звезды.
Вспоминает А.Н.Бучин: "В конце июля 1942 года Жуков перебрался на северное крыло Западного фронта. Здесь с 31 июля три недели полыхало невиданное по интенсивности и потерям мрачное сражение. Бои шли в лесистой, местами заболоченной местности, а лето в 1942 году выдалось на диво дождливое. На всю жизнь мне врезались в память названия речек Держа, Вазуза, Гжать. Сумрачные кармановские леса (по названию села Карманово). Георгий Константинович выдвинул свой командный пункт чуть ли не в боевые порядки войск. Он был везде — с пехотинцами и саперами, артиллеристами и особенно танкистами. Лазил везде, возвращался, шатаясь от усталости, в сапогах, грязных до верха голенища. До сих пор жуть берет, когда вспомнишь бешеную тряску на гатях, проложенных через топи, сумрак лесов, пропавших порохом и трупным смрадом, зловонную жижу, бившую фонтанами из-под колес. Нередко вода в речках чернела от крови. Нам пришлось форсировать Держу, топкие берега которой были нашпигованы минами. Многие ли знают, что происходило на небольшом участке на рубеже речек Вазузы и Гжати 9-10 августа 1942 года? В эти два дня тут гремело, ревело и лязгало встречное танковое сражение, до 1500 танков с обеих сторон".
ДЕЛО № 3687
Приняв 8 мая 1945 года от имени Верховного главнокомандования капитуляцию фашистской Германии, маршал Жуков почти год возглавлял группу советских войск. В апреле 1946 года его назначили главкомом сухопутных войск, а в июне — командующим Одесским военным округом. Всем было ясно, что выдающегося полководца отправили в ссылку. Разумеется, вместе с маршалом в Одессу уехал и Александр Бучин. Весной 1947 года он вырвался в Москву и на первенстве Вооруженных сил, выступая на своем БМВ (который хранится у него на даче до сих пор!), установил сразу три всесоюзных рекорда в шоссейной гонке на 300 километров. Наступил 1948 год. В начале января Бучина вызвал к себе Георгий Константинович и сказал: "Убирают тебя от меня, Александр Николаевич". Бучин отправился в Москву. Приблизительно в эти же дни Жукова перевели из Одессы командовать Уральским военным округом. Тучи над маршалом сгущались, начались аресты тех, кому довелось работать с ним.
Бучину помог устроиться на работу Василий Сталин, который стал командовать ВВС МО. С сыном вождя водитель маршала Жукова познакомился в Берлине — полковник Василий Сталин был командиром 286-й авиадивизии. Став в Москве в 27 лет генералом, он начал создавать команды ВВС МО по различным видам спорта. Здесь Бучин раскрылся как мотогонщик. Он наконец женился. Однако 27 апреля был арестован и доставлен на Лубянку во внутреннюю тюрьму МГБ СССР как особо опасный преступник. На него завели дело № 3687 сразу по трем статьям УК РСФСР — за измену Родине, шпионаж и антисоветчину. На допросах из него выбивали "факты" против маршала Жукова.
В связи с арестом Александра лишился работы и Виктор Бучин, инструктор по лыжному спорту "Динамо". В марте 1952-го Саша Бучин был осужден на 5 лет и отправлен по этапу в Горьковскую область на лесозаготовки. Уже в мае 1953 года его освободили по амнистии, а затем и вовсе реабилитировали. Мастер спорта Бучин вернулся в Москву, где его ждала жена Нина, и устроился шофером в автохозяйство, где проработал 38 лет. Многие годы водил тяжелые "фуры" "Мосавтотранса" во Францию, Италию, Австрию и другие страны. На пенсию вышел в 75 лет! Не раз Александр Николаевич встречался с маршалом Жуковым, бывал у него на даче в Сосновке. Когда вышла книга воспоминаний Георгия Константиновича, Бучин получил свежий том с надписью: "Уважаемому Александру Николаевичу Бучину — моему лучшему шоферу, безупречно прошедшему со мной все дороги фронтов Великой Отечественной войны. Г.Жуков. 15/IХ 1970 г.".
ТРЕНЕР ВИКТОР БУЧИН
Лыжный спорт стал профессиональным делом Виктора Николаевича Бучина. Долгое время он с успехом участвовал в чемпионатах СССР. Стал мастером спорта, затем переключился на тренерскую работу. Именно он открыл как перспективного гонщика Вячеслава Веденина, который в 1972 году в Саппоро стал двукратным олимпийским чемпионом. И не только его, но и Федора Симашева, Анатолия Наседкина, Юрия Черковского и многих других. Виктор Николаевич Бучин стал заслуженным тренером России и СССР, причем готовил не только лыжников-гонщиков, но и биатлонистов, в том числе олимпийского чемпиона Владимира Гундарцева, Николая Мещерякова и многих других.
