Век спортсмена короток. Эту прописную истину вряд ли кому нужно разъяснять: человек, за время карьеры сумевший добиться заметных успехов, нередко не может найти себя в послеспортивной жизни. С известностью и славой уходят и деньги, в которых вроде бы никогда не было недостатка, – жизнь приходится начинать заново. А вместе с тем есть люди, которые помогают не просто сохранить, но и приумножить заработанные тяжелым трудом сбережения. Знакомьтесь – генеральный директор управляющей компании «ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент» Андрей УСПЕНСКИЙ.
ЛУЧШАЯ КОМПАНИЯ
— Мы на самом деле можем оказать спортсменам помощь в новой, по сути, для них жизни. Я бы даже сказал, что у нас с ними есть немало общего: в нашей работе тоже присутствует риск, мы тоже стремимся обойти конкурентов и добиться рекордных достижений. С одним из них нас, кстати, можно поздравить – на прошлой неделе мы получили звание лучшей инвестиционной компании 2002 года.
— Звучит впечатляюще. Но наверняка за этим лежат какие-то конкретные результаты?
— Безусловно. Однако давайте начнем с объяснения того, чем мы занимаемся. Если в двух словах, мы играем на поле фондового рынка. Паевые инвестиционные фонды не так давно появились в России, но во многих других странах они давно известны, как надежный способ приумножить заработанный капитал без приложения значительных усилий и времени. «ПИОГЛОБАЛ» в России ведет свою историю от одной из старейших подобных компаний – американской «The Pioneer Group Inc.», образованной еще в 1928 году и управляющей паевыми инвестиционными фондами по всему миру. В 1995 году мы купили контрольный пакет Первого ваучерного фонда России, который недавно отметил свое 10-летие уже под названием «ПИОГЛОБАЛ Инвестиционный Фонд». Число наших вкладчиков составляет, между прочим, более 2 миллионов человек, и вот уже два года подряд мы выплачиваем им солидные дивиденды – более 8 миллионов долларов. Для бывших ваучерных приватизационных фондов это максимальная цифра.
— То есть существуют реальные способы помочь спортсменам не остаться у разбитого корыта по окончании карьеры…
— Конечно. Причем у каждого нашего клиента есть возможность выбрать оптимальное для него лично соотношение риска и доходности при вложении своих денег. Для этого в нашем арсенале находятся три фонда – фонд акций, фонд облигаций и сбалансированный или смешанный фонд. Акции приносят наиболее высокий доход, однако это самый рисковый инструмент. Людям более осторожным подойдет смешанный фонд, в который входят как акции, так и облигации. А если человек планирует получить умеренный доход и при этом стремится свести инвестиционный риск к минимуму, лучшим вариантом будет фонд облигаций.
Для крупных клиентов, готовых вложить в фондовый рынок более 100 тысяч долларов, существует еще одна услуга – так называемое доверительное управление. В этом случае вам выделяется индивидуальный управляющий – портфельный менеджер, – с которым можно согласовывать инвестиционную стратегию. Здесь инвестор сам задает ту рисковую составляющую, которая его устраивает.
— А можно на конкретных примерах показать, сколько можно заработать на акциях или облигациях?
— Я приведу вам такие цифры. За 2001 год наш фонд акций сделал 83% прибыли в валюте, смешанный фонд – 66%, а фонд облигаций – 25%. По фонду сбалансированному мы заняли – 1-е место среди аналогичных фондов, по фонду облигаций – 2-е, по фонду акций – 3.
РОССИЯ – НА ВТОРОМ МЕСТЕ.
ПОСЛЕ ПАКИСТАНА
– Не хотелось бы, чтобы у людей ваша компания ассоциировалась с небезызвестными «финансовыми пирамидами». Что для клиента является гарантией вложенных денег?
– Мы не можем гарантировать, что фондовый рынок вырастет на столько-то процентов, мы не банк. Там, пожалуйста, депозит 8% годовых. Более того, мы обязаны говорить, что стоимость вклада может как увеличиваться, так и уменьшаться. Но тем не менее, паевые инвестиционные фонды – одна из наиболее надежных и регулируемых финансовых структур. Именно в паевых инвестиционных фондах создана наиболее надежная система защиты инвестора, например, принцип разделения функции управления и хранения. Мы только профессионально управляем инвестициями – т.е. покупаем и продаем через брокеров акции и облигации, которые должны войти в портфель фонда. Хранятся же эти ценные бумаги в специализированном депозитарии, и мы не имеем к ним прямого доступа. И даже если с компанией что-то случается, эти ценные бумаги просто продаются (а они все ликвидны) и вырученные деньги делятся между нашими вкладчиками. Однако все же главной гарантией я бы назвал наше имя, нашу стопроцентную вовлеченость в работу и профессионализм нашей команды
— А как может клиент следить за ростом стоимости своего пая?
— Мы ежедневно публикуем на сайте аналитическую информацию по нашим портфелям, там же регулярно рассказываем, какой мы видим свою стратегию на ближайшую неделю. Еще одним свидетельством нашей надежности является постоянное взаимодействие с регулирующими органами, в частности – с Федеральной комиссией по ценным бумагам, куда мы регулярно отправляем подробную отчетность.
— Вы говорили, что крупный клиент – это тот, кто готов вложить порядка 100 тысяч долларов. А каковы минимальные суммы и сроки вклада?
— У нас очень демократичная система – минимальная сумма, с которой можно войти в любой из наших фондов, 3000 рублей. Человеку не обязательно быть очень богатым, чтобы стать нашим клиентом. Ему, главное, необходимо осознавать, что он отдает свои деньги в руки профессионалов, которые кровно заинтересованы в том, чтобы эти сбережения увеличить. Что касается сроков, то вклад можно забрать хоть через день, однако выгоднее смотреть на полгода или год вперед: в таком случае сглаживаются колебания рынка и управляющий имеет возможность более эффективно управлять средствами клиента.
— По вашим словам, картина получается весьма привлекательная. Неужели таких результатов можно добиться, вкладывая деньги только в российские фирмы?
— При нынешнем валютном регулировании, когда покупка западных ценных бумаг не относится к экспортным контрактам, мы пока не имеем возможности покупать активы зарубежных компаний. Конечно, в этом нет ничего страшного: во-первых, мы надеемся, что в ближайшее время эта ситуация изменится, а во-вторых, российский рынок в прошлом году занимал второе место в мире по доходности (81,5%) после Китая, а в нынешнем (37,5% по состоянию на 1 ноября 2002 года) – второе место после Пакистана. Другое дело, что он вполне может быть расширен. Сейчас велика доля так называемых «подматрасных денег» - по оценке Мирового банка, это 75 миллиардов долларов, которые люди попросту хранят вдали от налоговых инспекций и местных банков, а также «пенсионных денег», ежегодный приток которых на рынок ожидается в размере 1,5 миллиардов долларов. Это – резерв роста рынка. Если эти деньги будут вложены в экономику, то это будет выгодно и нам, и нашим клиентам, и всей России. Сейчас на повестке дня не стоит вопрос дележки пирога, а лишь вопрос его увеличения.