Евгений Новиков: Своими результатами мы пытаемся поднять, развить и популяризировать ралли в России

Самый молодой автогонщик и первый россиянин, сумевший подняться на подиум по итогам этапа чемпионата мира по ралли (WRC) Евгений Новиков в интервью «Советскому спорту» рассказал о том, как попал в ралли, возможно ли добиться такого же результата как Себастьян Лёб, а также о том, чем занимается в свободное от гонок время.
Евгений Новиков: Своими результатами мы пытаемся поднять, развить и популяризировать ралли в России
22 июня 2012 12:45
автор: Эдвард Сержан

Самый молодой автогонщик и первый россиянин, сумевший подняться на подиум по итогам этапачемпионата мира по ралли (WRC) Евгений Новиков в интервью «Советскому спорту» рассказал о том, как попал в ралли, возможно ли добиться такого же результата как Себастьян Лёб, а также о том, чем занимается в свободное от гонок время.

- Как проходило становление гонщика ЕвгенияНовикова? Ваш отец (Максим Новиков) достаточно известный автогонщик. Вы с детства пошли по его стопам?
- В автоспорт я попал скорее не по своей воле, а понаставлению отца. Он сам занимался гонками, начиная с 1999 года. Я начал в2000-м, когда мне было 10 лет. Всё началось с картинга. Я часто ездил болеть заотца, часто бывал на тестах, на тренировках, много катался в раллийномавтомобиле и всегда мечтал о ралли. И как только мне исполнилось 16 лет, я сразу жепересел.

- Есть ли яркие, запоминающиеся моменты из ранних выступлений? Когда вы вообще впервые сели за руль?
- Чемпионат Европы по картингу, наверное. Когда былфинальный звезд, а в финал попасть непросто, у нас не завелась машина, былоочень обидно.

- Расскажите, как вы попали в WRC. Сложно ли это было? Вчера вы смотрели гонки по телевизору, а сегодня на равных соревнуетесь с лучшими раллийными гонщиками мира.
- В 2008 году мы проехали Чемпионат мира на машинегруппы N, и стоял вопрос по поводу следующего года. Либо сохранить бюджет ипроехать на этой же машине ещё два сезона, либо бросить деньги, рискнуть ипоехать в WRC, но не на все этапы. Мы приняли решение рискнуть и вложить вседеньги в WRC. Проехали восемь или девять этапов в 2009 году, а потом пришелкризис, и так сложилось, что я взял паузу на один год.

- Помните свою первую гонку в WRC?
- Первую гонку, конечно, помню. Это было раллиНорвегии в 2009 году. На машине Citroen C4. Былоочень сложно, честно говоря. Приехали с большими амбициями. Думали, можно всё исразу, оказалось вовсе всё не так просто.

- Дальше все мы видели ралли Португалии в 2012году. Первый подиум, первый российский подиум. Как это было?

- Мы к этому очень долго шли. Приятно за всю команду, приятно за российское ралли. Своими результатами мы пытаемся поднять,развить и популяризировать ралли в России.

- Вы приехали третьим, а в итогестали вторым.
Какие ощущения?
- Были смешанные чувства. С одной стороны, жалко Микку Хирвонена. Но с другой, спорт естьспорт, правила есть правила.

- Изменились ли эмоции, отношение к ралли с техпор, как вы впервые попали в WRC?

- Чем опытнее становится человек, тем больше корректирует свой взгляд. Теперь на многие вещи смотрю по-другому.Спокойно и взвешенно.

- В 2010 году вы принимали участие в четырехгонках чемпионата России по ралли. Можете сравнить уровень чемпионата России иWRC?

- Даже сравнивать незачем. Это две разные планеты,которые находятся далеко друг от друга – целую вечность.

- А вообще о российском автоспорте что думаете?
-
Ничего хорошего, если честно. Во-первых,он очень слабо развит, можно сказать, вообще не развит, к сожалению. Люди,которые возглавляют организацию не очень инициативные, скажем так. Они думаютбольше о своих личных интересах. Мы пытаемся вносить свой вклад. Не просто говорить,что всё плохо, а что-то делать. Наша команда создала Монокубок смаксимально доступными одинаковыми машинами для начинающих раллистов. Он возьмет старт со следующего года.

- В 2010 году вы объявили о завершении карьеры. В чем была причина такогорешения? Тяжело ли было вернуться?
- Это был переходный момент. Мы не нашлибюджет, деньги закончились. Я решил попробовать себя в чем-то другом. У меня былисомнения, правильно ли я поступаю, поэтому пошел работать в офис. Попробовал, понял, что это не мое. Благо, была возможность вернуться обратно вгонки. У менятеперь нет сомнений. Понимаю, что решение правильное, и я идуправильной дорогой.

- Вернемся к WRC. Себастьян Лёб – восьмикратныйчемпион мира. Сейчас он уверенно идёт к своему девятому титулу в карьере. В чемего секрет? Возможно ли в будущем добиться такого же результата?

- Боюсь, что никто уже не перебьет результат Лёба. Вближайшем будущем точно. Также как и результатМихаэля Шумахера в «Формуле-1» – он семикратный чемпион. Секрет успеха прост –совокупность всего: талант, команда, автомобиль.

- За свою карьеру вы сменили много штурманов.Сейчас работаете с одним из самых опытных штурманов WRC – Дени Жироде. Каковоработать с иностранцем?
- Английская стенограмма проще для восприятия.Какие-то слова легче воспринимаются. Мы долго пыталисьнайти русского штурмана, но так и не смогли. Даже тесты устраивали отдельные,приглашали всех заинтересованных, но не нашли. Ситуация была простая: кто-тодостиг хорошего результата в чемпионате России и сразу же поймал звезду.Штурман пожил, штурман знает. А нечему учить на самом деле. Мы пытались, но не смогли найти опытных, талантливых,адекватных людей. Наверняка они есть, не хочу отрицать, но, к сожалению, онинам не попались. В связи с чем мы вынуждены были обратиться к штурманам, укоторых есть опыт выступлений на чемпионате мира. Сначала был австралиец Дейл Москетт, но он боялся.Самое плохое, когда штурман боится. Если он боится, то сразу начинает сбиватьсяи уже не может правильно работать в ритме. Со Стефаном Прево была та жеистория. Дени Жироде, несмотря на свои 56 лет,– не боится, чему я очень удивляюсь. Честно говоря, когда я ещё с отцом ездил, мне было страшно. Как они сидят – не знаю. Плюс у негоочень большой опыт. В каких-то форс-мажорных обстоятельствах он быстронаходит выход из проблемы и принимает решение. Он хорошо диктует и записываетстенограмму. Да и просто приятный человек. Умеет держать дистанцию, чтонемаловажно.

- Не возникает проблем с языком в общении?

- Нет, он француз, а я русский. Общаемся наанглийском языке.

- В этом сезоне вы примете участие во всех этапахWRC?

- На 95 процентов уверен, что проедем все этапы.

- 22 июня будет проходить следующий этап WRC –ралли Новой Зеландии. Какие задачи ставите перед собой?

- Приехать в пятерке и показать наиболее благоприятныйрезультат. Проехать гонку без ошибок. Это задача максимум.

- На каком дорожном покрытии вам комфортнее всеговыступать?
Есть ли у вас любимая трасса?
- Нравится каждая гонка и каждое покрытие. Вся фишка ралли в том, что оно разнообразное. Всегда что-то новое и всегдакакой-то вызов. Чуть больше нравится асфальт, его мало в чемпионате, но вообще все покрытиялюблю: и снег, и гравий.

- Для многих пилотов «Формулы-1» Гран-при Монакоявляется чем-то особенным…

- Монте-Карло - необычная исложная гонка в силу своих погодных условий. Часть трассы внизу, часть в горах, здесьможет быть сухо, там может быть лёд. Нужна специальная резина.

- Как вы физически переносите гонки?

- Тяжело, но, во-первых, все поддерживают своефизическое состояние регулярно, ходят в тренажерный зал. Аво-вторых, организм уже подстраивается под нагрузки.

- За свою карьеру вы поездили и на Subaru, и наMitsubishi, и на Citroen. В данный момент вы выступаете на Ford. Что можетесказать о преимуществах / недостатках этой машины?

- Более корректно сравнивать Ford и Citroen, потомучто это машины одного уровня. Уровень Subaru и Mitsubisi – ниже. Ford –универсальная машина, к ней быстреепривыкнуть. Citroen – машина со сложным подходом, у неё намного большевариантов для настройки. Её можно сделать мягкой, жесткой, какой угодно. С точки зрения комфорта, Citroen – болеепродуман: дисплей, кнопки. Ford попроще.

- Глядя на ваши выступления складывается ощущение, чтоFord быстр, но ненадежен…
- На самом деле у заводской команды Ford оченьхороший двигатель, и это большой плюс. Ford менее надежен, чем тот же Citroen,но гигантской разницы, я думаю, нет. Тем не менее, стоит работать наднадежностью. Это одна из проблем.

- То есть работа над ошибками ведется?

- Ведется, но не такая усиленная, как нам хотелось бы.Проблема в том, что команда постоянно пытается найти всякие объяснения. Они нехотят работать над ошибками. С чем это связано? Боюсь отвечать на этот вопрос. Может быть очень много разных причин. Начиная от людей и заканчиваяфинансированием. Понятно, что каждый будет защищать свое, для них это бизнес.

- У вас довольно агрессивный стиль вождения.Подходит ли Ford для такой езды и не расходится ли это с командной тактикой?
- Не думаю. Мне кажется, что если мы показываемнеплохие результаты, то едем не медленно. По поводу тактики – тоже нет. Мы сДени со своей стороны делаем всё возможное, выполняем свою работу. У команды,конечно, много недочетов в техническом плане… Ралли Аргентины – мы упустиличетвертое место точно, хотя могли даже за подиум бороться. В Греции опятьупустили железное четвертое место, поэтому команде следует больше делать акцентна надежности автомобиля.

- В отличие от многих своих соперников вы впервыепроходите многие трассы. Можете назвать плюсы и минусы новой трассы?
- Минусов много, плюсов нет. Когда ты ездил уже по трассе, тем более не один раз, уже визуально какие-то комбинации, связки и повороты помнишь. Плюс у тебя есть стенограмма, которую ты на следующий год корректируешь. А когда ты едешь первый раз, вероятность ошибки намного больше,потому что едешь ближе к пределу. Буквально на сантиметр шире где-то изповорота вышел, не притормозил и вылетел с трассы.

- Чемпион «Формулы-1» Кими Райкконен, перейдя вралли, не смог показать никакого результата. Как вы думаете, с чем это связано?

- Это говорит о том, что ралли один из самых сложныхвидов автоспорта. И всё не так просто, как кажется.

- То есть перейти из ралли куда-то намного проще?

- Конечно, таких примеров очень много. Взять того жеСебастьяна Лёба. Он также выступает на гонке «24 часа Ле-Мана».

- Вас никогда не звали на Гонку чемпионов?
- Пока что нет. Если позовут, то, конечно, поеду.

- А вы не хотели бы попробовать себя где-нибудьещё?

- Я всегда открытдля каких-то новых экспериментов. Ралли-рейд – очень интересно.

- А если выбрать что-то одно?

- Классическое ралли, однозначно. То, чем я занимаюсьи что я люблю.

- Если бы у вас была возможность изменить одноправило в регламенте WRC, что бы вы поменяли, добавили?

- Вопрос на засыпку, конечно. Мое дело простое –водить машину. Наверное, возможность большего ознакомления с трассой. Там естьтолько два предварительных прохода. Либо как вариант, чтобы сервис был чаще. В старые времена сервис, грубо говоря, был после каждогодопа. Была реальная борьба. Даже если что-то случится, можно было что-нибудьсделать, а сейчас больше решает тактика.

- В 2013 году в WRC вернется Wolksvagen. Как выдумаете, он сможет составить конкуренцию?
- Конкуренцию составит однозначно. Не с первой гонки,но они быстро войдут в темп, машина будет очень скоростной.

- Следите ли за выступлениями россиян в автоспорте?
- Конечно. Слежу, смотрю, интересуюсь.

- Расскажите о своих увлечениях помимо автоспорта?
- На самом деле практически всё связано савтомобилями. Люблю разные автомобили. Постоянно слежу за своим.

- На чем сейчас ездите?

- Сейчас на Mercedes-Benz W140. Машина стильная, для понимающих, тех,кто старше. Полностью перешита, перекрашена, музыка стоит. Мои ровесники не понимают, что я в ней нашел. Ещё есть красный Porsche 993 1998 года выпуска, 430 лошадиныхсил, никаких систем стабилизации, полный привод, очень опасная.

- А на каких машинах до этого ездили?

- Много машин поменял. Ездил на Murcielago, на Galardo, на GT-R, на Turbo S, на 599 GTO, на430 Scuderia. Все по своемухорошие, но у меня есть мечта, честно скажу – Mercedes-Benz G-ClassGelandewagen - T65 RS. Понимаю, что с точки зрения управляемости машинаникакая, но мне она нравится визуально, нравится звук, плюс она не медленная.Кто-то любит Ferrari или Porsche, но мне этого хватает. Я ездил навсех этих машинах, они прикольные, но не настолько спортивные, какмашины ралли. Я понимаю разницу - небо и земля. Для меня она не комфортная, неспортивная на столько, как я привык её видеть. Хотя отмечу Lamborghini. Этосамая жесткая машина, поэтому люди не понимают, как на ней ездить.

- Спортбайки не пробовали?

- Нет, я если честно, очень боюсь. Четко осознаю, чтоможет произойти, если я упаду или меня кто-то подрежет. Шансов мало. Исамое плохое, что я не понимаю, как им управлять. Когда что-то не знаешь, лучшене браться. В машине я всё знаю и могу контролировать ситуацию. Спортбайк –нет. Опыта нет, желанием не горю.

- На личную жизнь времени хватает?

- Да, конечно. Здесь ничего особенного говорить небуду. Я точно так же, как и все могу отдохнуть. Много времени пожирает спорт. Всвободное время хочется выспаться, фильм какой-нибудь посмотреть. Фильмы люблю разные, зависит от настроения. Впоследнее время стараюсь не смотреть картины, где есть негатив и надозадумываться. Я их достаточно уже посмотрел, они не настраивают на хороший лад.Такие фильмы как, например, «Груз 200» или «Морфий» Балабанова. Этосуперфильмы, но позитива тебе не добавляется после их просмотра. И так многонегатива в жизни. Люблю какие-то жизненные фильмы. Любимые актеры – КевинСпейси, Джек Никлсон, Роберт де Ниро. Периодически играю в покер в Москве. Не ради денег, а для удовольствия. Три раза прыгал с парашютом на Кубинке. Оченьпонравилось. Второй раз было страшнее, чем в первый, потому что понимал, что меня ждет. Когда ты подходишь к краю, то понимаешь, что не так всепросто. Думаешь, что смелый, но это вовсе не так. Стрелять люблю, в тир иногдаезжу. Стараюсь быть разносторонним.

- А в музыке какие предпочтения?

- Не очень люблю тяжелый рок, хотя есть хорошие вещи у той жеMetallica, AC/DC. Слушаю всё, начиная от шансона изаканчивая джазом.

- Вам приходится много путешествовать по миру.Удается ли посмотреть какие-нибудь страны, города, в которых проходят этапыWRC?

- На гонках не так часто, но за свою жизнь, благобыла возможность, очень много путешествовал. Мне понравилось в США. Был вЛас-Вегасе, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, во Флориде. Наверное, на сегодняшний день, это моя любимая страна. Еслипредставится возможность, однозначно перееду. Вероятность - 90 процентов.Если честно, в России оставаться не планирую.

- В ралли на приставке не играете? Бывает липолезно такое времяпрепровождение?

- Видеоигры мне надоедают минут через 5-10. Многиеспрашивают – нет, ничего схожего. Ни по управлению, ни по трассам. Может они ипохожи визуально, но реально повороты там другие. Точно не во вред, но иникакой положительной стороны.

- За другими видами спорта следите? Сейчас чемпионат Европы по футболу проходит, потом Олимпиада.

- Честно, не очень. С уважением отношусь ко всемвидам спорта, но к футболу совершенно равнодушен.

- Вы родились в Москве. Вообще, часто домабываете?

- Москву, если честно, нелюблю. У нас нигде нет культуры, и люди ни во что не верят,пытаются думать только о своем благе. Как волки грызутся. Этозапрограммировано на подсознательном уровне.

- Что необходимо молодому гонщику, чтобы заявить осебе?

- Талант и деньги. Но если плохо ездишь, только за счетфинансирования не выедешь.

- Есть ли у вас какой-нибудь лозунг, которыйотражает жизненную позицию.

- Какая там поговорка есть… Надейся на лучшее, ожидайхудшего? Как-то так. Рассчитываю только сам на себя и верю в удачу.

- Вы создаете впечатление человека, который неболеет звездной болезнью…

- Я такой же как и все, простой парень.

Досье:

Имя: Евгений
Фамилия:
Новиков
Возраст: 21 год
Команда: ALM RUSSIA
Машина: Ford Fiesta RS WRC

Этапы WRC 2012:

Монте-Карло - 8-е место
Швеция - 5-е место
Мексика - не финишировал
Португалия - 2-е место
Аргентина - 8-е место
Греция - не финишировал

Турнирная таблица:
1. Себастьян Лёб - 119
2. Микко Хирвонен - 89
3. Мадс Отсберг - 80
4. Петтер Сольберг - 73
5. Яри-Матти Латвала - 45
6. Евгений Новиков - 43


Михаил Алешин: Уверен, если попаду в «Формулу-1», смогу добиться результата

Даниил Мове: Если все будет хорошо, в следующем году ждите меня в «Формуле-1»

Новиков стал самым молодым гонщиком, которому удалось подняться на подиум в WRC