Шарунас Марчюленис: Я точно знаю, с чего начинается родина
БАСКЕТБОЛ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
Шарунас Марчюленис держится очень просто. Рядом с ним не чувствуешь, что перед тобой олимпийский чемпион, известный во всем мире человек, реальный миллионер. Он всегда и со всеми на равных. Авторитетом не давит, вежлив, корректен. А материал для этой заметки корреспондент «СС»начал собирать пять лет назад.
Началось все с дня рождения Александра Яковлевича Гомельского. Великий тренер пригласил на матч с мадридским «Реалом» своих воспитанников: Марчюлениса, Куртинайтиса, Хомичюса… У зрителей голова пошла кругом от такого звездопада – на паркете УСК ЦСКА играли живые баскетбольные боги! Тогда подумалось, запусти этих ветеранов в российскую Суперлигу, они наверняка пробились бы в плей-офф и поборолись за медали.
На послематчевом банкете с трепетом подошел к Марчюленису и попросил об интервью. Коленки тогда, откровенно говоря, тряслись, словно в детстве перед первым поцелуем.
2001 ГОД. ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ЖЕЛЕЗНЫМ…
– В далеком 1988 году смотрел на вашу игру и думал, что так виртуозно обращаться с мячом наши люди не могут. А сегодня убедился, что годы не властны над вами!
– Ох, вашими бы устами… К сожалению, все совсем не так. Да вы не робейте, наливайте. Мне, слава богу, можно уже рюмочку пропустить. И не нужно стесняться, режим никто не нарушает. Я свое уже отбегал. Всегда приятно приехать в Москву, на день рождения великого Александра Гомельского. Папу (так звали Гомельского все баскетбольные люди бывшего СССР. – Прим. ред.) мы все любим и уважаем. Именно он сделал нас олимпийскими чемпионами.
– Откуда силы, Шарунас? Ведь, насколько я знаю, режим вы прилично нарушали и когда играли профессионально?
– Вот этого не надо на меня вешать. Во всем знали меру. Сейчас до сих пор тренируюсь, когда есть время, поддерживаю форму. Считаю, что должен следить за своей фигурой. Лишний вес ни к чему. Конечно, бегать сейчас тяжело, не так, как в 20 лет. Но, думаю, еще многим можем дать фору. Хотя я не железный. А так хочется быть из металла! Тогда, мне кажется, было бы легче (смеется).
– От вас прямо-таки веет какой-то энергией. Неужели не хочется на покой? Ведь все у вас есть – деньги, слава?
– А что значит покой? Зачем он нужен? Вы предлагаете мне вставать с утра и не знать, чем заняться? Так не умею. Вот сейчас думаю о том, как объединить чемпионаты республик бывшего СССР, создать лигу, которая напоминала бы о чемпионате страны, в которой мы играли в свое время. Зрителям явно не хватает супердуэлей. Литовско-российское противостояние было бы очень интересным.
Отступление первое: Марчюленис сдержал слово и создал Северную баскетбольную лигу. Помните чемпионат NEBL? Тогда российский ЦСКА под руководством Станислава Еремина выиграл свой первый европейский трофей. Потом были победы «Урал-Грейта», УНИКСа и «Летувос Ритас». Хорошая идея в надежных руках была интересной. А Марчюленис-организатор доказал, что умеет не только играть в баскетбол, но и является блестящим топ-менеджером.
– Вы большое внимание уделяете работе с детьми, в Вильнюсе есть прекрасная школа Марчюлениса. Готовы похвастать успехами?
– С детьми нужно все время работать. Откуда, думаете, появляются такие ребята, как Мацияускас или Ясикявичюс? Просто так талантливым баскетболистом родиться невозможно. Школа Марчюлениса уже воспитала братьев Лавриновичей. Вот увидите, через несколько лет эти ребята будут основными игроками сборной Литвы.
Отступление второе: Марчюленис как в воду глядел. Сейчас трудно представить национальную команду без близнецов Кшиштофа и Дариуша. А ведь первый свой бросок они сделали именно в школе Шарунаса.
2005 ГОД. ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ БИЛЕТ И ГИТАРА
Вильнюс. Сборная России после долгого перерыва приезжает на турнир в Литву. Организовали этот визит Российская и Литовская федерации баскетбола. Но и вклад Марчюлениса трудно переоценить. Он всегда с удовольствием подключается к новым идеям.
Мы сидим на 22-м этаже гостиницы «Летува». Вид шикарный: весь Вильнюс как на ладони, а беседа льется, как доброе литовское пиво. Наконец-то можно поговорить с Марчюленисом по душам. День выходной, и торопиться Шарунусу некуда.
– Если честно, то в баскетбол я попал случайно. Старшая сестра водила меня в секцию большого тенниса. И мне это нравилось. Да и родители были строгими, не хотели, чтобы шлялся по улицам.
– И все-таки баскетбол взял свое?
– Начал играть я только в университете. Поступил на факультет журналистики и переехал в столицу Литвы. Всегда хотел стать журналистом, уже в школе писал какие-то заметки и был любознательным парнем. В университете неожиданно вырос на
– Мне рассказывали, что попасть в баскетбол вам помог… троллейбусный билет. Правда?
– Абсолютно верная информация! Дело было в 1981 году. Мы выиграли Спартакиаду школьников. На меня обратил внимание тренер «Статибы» Римантас Эндрияйтис. Сказал, что если надумаю перебраться в Вильнюс, то он обязательно найдет мне место в команде. Записал мне свой телефон на троллейбусном билете. Жаль, что он у меня не сохранился. Можно сказать, что эта была путевка в жизнь. Позвонил я Эндрияйтису, чтобы он помог мне устроиться в общежитие. Так и оказался в команде мастеров высшей лиги чемпионата СССР.
– Предположу, что когда в Каунасе поняли, кого они недооценили и потеряли, стали кусать локти. Пытались вас переманить в родной город?
– Конечно! Что только не делали! В разборки вмешивались даже чиновники из правительства. Мне сулили золотые горы, предлагали все что угодно – на выбор! Но я не мог предать людей, которые поверили в меня. Решил остаться в Вильнюсе. Но нужно признать, что руководство «Статибы» создало для меня просто замечательные условия, ни в чем не нуждался.
– Помимо увлечения спортом, вы много времени посвящали музыке. Откуда такое увлечение?
– Одно время занимался баскетболом, теннисом и ходил в музыкальную школу. Сейчас, когда есть время, играю на гитаре, люблю попеть. Обожаю русские песни, они запали мне в душу с детства.
– Какая любимая?
– Помните кинофильм «Щит и меч»? Там такая замечательная вещь есть: «С чего начинается Родина». Когда слышу ее, мурашки бегут по коже.
И тут Марчюленис тихо запел. Таким хорошим душевным голосом. Песня о Родине в исполнении легенды литовского баскетбола запомнилась, наверное, на всю жизнь. Уж очень сердечно, что ли, пел Марчюленис о Родине. О несуществующем Союзе Советских Социалистических Республик, который он прославил навсегда в далеком 1988 году, когда сборная СССР по баскетболу на Олимпийских играх в Сеуле завоевала золотые медали.
ЭТУ ОЛИМПИАДУ ВЫИГРАЛ ПАПА
– Вы попали в сборную СССР только в 1987 году. Почему до этого на вас не обращали внимания тренеры национальной команды?
– Для меня это была загадка. Я очень переживал, был даже период, когда хотел окончательно завязать с баскетболом. Сначала меня отцепили в 1984-м, затем в 1985-м. А перед чемпионатом мира 1986 года отпахал все сборы, уже получил форму и в последний момент узнаю, что на чемпионат мира не еду. Был в состоянии шока. Успокоил меня все тот же тренер «Статибы» Эндрияйтис. Сыграл на моем самолюбии.
– Думаю, после олимпийской победы жалеть об этом не пришлось.
– Так и было. В сборную вернулся Александр Яковлевич Гомельский. Это – великий человек. Жаль, что его нет с нами. Я не мог сдержать слез на похоронах. Он много сделал для меня, именно Гомельский пригласил на чемпионат Европы. Тогда мы проиграли в финале грекам. Но я наконец-то закрепился в команде, даже попал в символическую пятерку турнира и стал вторым игроком чемпионата после Никоса Галиса. Но главное, тогда мне стало понятно, что открываются большие перспективы. Триумфа пришлось ждать ровно год.
– Перед Играми-88 на сборную оказывали большое давление, требовали только золотых медалей. Тяжело было нести этот груз ответственности?
– Естественно, все нервничали. Мы тяжело входили в чемпионат. В стартовом поединке мы уступили югославам. Причем без шансов! Тяжело вспоминать, что творилось тогда в раздевалке. Это был настоящий ледяной душ. Но это пошло только на пользу. К решающим матчам команде не было равных. Думаю, что свой главный матч мы выиграли в полуфинале у США.
– Мало кто верил тогда, что американцев можно обыграть. За счет чего удалось одержать эту победу?
– Помогла психология Гомельского. Американцы были уверены в своем превосходстве. Ходили по Олимпийской деревне, как боги. А папа внушал нам, что мы выиграем Олимпиаду, что по-другому просто быть не может. Перед решающим матчем он провел с каждым беседу. И мы действительно поверили. Шли на поединок с США, как на последний бой. Во время разминки они вальяжно нас попросили убраться с их половины и идти на противоположное кольцо. Мы не уступили и одержали первую маленькую победу. Что было потом, вы знаете.
– Финал сборная СССР выиграла довольно легко. А ведь в команде, которой руководил Душан Ивкович, нынешний наставник московского «Динамо», блистали такие звезды, как Петрович, Паспаль, Дивац, Вранкович. Поделитесь секретом, как вам удалось сломать югославов?
– По ходу матча мы проигрывали больше десяти очков, но понимали, что можем прибавить. Так и получилось, и к концу первой половины почти все вопросы были сняты. Даже Гомельский в перерыве сказал, что мы уже почти чемпионы. Вышли на последние 20 минут так, как будто крылья за спиной. Когда раздалась финальная сирена, мы с ума сошли от счастья. И потом начались празднования!
– Про количество выпитого ходят легенды…
– А повод какой был?! До этого пахали, как проклятые, режим не нарушали. И смогли сделать невозможное. Все нас поздравляли. Приходили штангисты, легкоатлеты. В моем номере творился настоящий кошмар. Один раз вернулся, захожу, сидят какие-то люди, водку пьют. Подумал, что ошибся дверью. А мне кричат, заходи, Марчела, за тебя бокалы поднимаем.
Чиновники тогда очень боялись, что мы споим всю нашу делегацию. Ведь когда мы свои медали выиграли, Олимпиада еще не завершилась. Но все сошло с рук, и мы вернулись домой героями.
ЭЛТОН ДЖОН СПУСТИЛСЯ С ПОТОЛКА ВЕРХОМ НА РОЯЛЕ
– Вы один из немногих европейцев, которые закрепились в НБА и стали там настоящей звездой. Как чувствовали себя в Америке?
– Штаты – специфическая страна. Расскажу вам один забавный эпизод. Сидим с приятелем на «Матче всех звезд», идет большой перерыв. И тут, уж не знаю, как организаторы это устроили, из-под сводов дворца появляется Элтон Джон чуть ли не верхом на шикарном белом рояле. Я думаю, вот повезло. Послушаю великого музыканта вживую. А большинство зрителей встает и отправляется в буфет за гамбургерами и напитками! Америка такая во всем.
– Как к вам относились в США на первых порах?
– Были по этому поводу опасения. Ведь американцы считают, что СССР в 1972 году украл у них золотые медали мюнхенской Олимпиады (это знаменитая история с тремя секундами, пасом Едешко и «золотым» броском Александра Белова. – Прим. ред.). Потом мы обыграли их Сеуле. Есть от чего разозлиться. Но, как ни странно, они с большим уважением относились к нашим ребятам. Мы заставили их поменять мнение.
– Вам предлагали остаться?
– Да. Но я всегда думал о Литве. И рад, что сейчас живу в Вильнюсе. Это мой самый любимый город на свете.
– Почему вы ушли из баскетбола так рано?
– Меня постоянно мучили травмы, больные колени не давали покоя. Собирать себя потом по косточкам не хотелось. Можно было, конечно, в среднем клубе денег наколотить, но я к тому времени уже заработал неплохие деньги. А они для меня никогда не были самоцелью.
– Сейчас много времени проводите с семьей?
– Конечно, у меня трое детей. И перед двумя я чувствую себя виноватым. Ведь дочь Кристи приехала в Америку, когда ей было уже почти три года. Я не видел даже, как ее нянчили. Тогда я многие месяцы проводил вне дома: разъезды, тренировки, турниры. Сейчас это пытаюсь компенсировать.
– Кстати, в свое время Кристи серьезно занималась баскетболом. Увлечение продолжается?
– Нет, она полностью сконцентрировалась на учебе. Я сразу понял, что это не ее. Играла она прилично, но не было страсти. Сказал ей тогда: «Либо умирай на поляне, сражаясь за каждый мяч, либо завязывай». К счастью, она поняла меня правильно. Да и хватит в семье одного баскетболиста!
– Вы никогда не хотели стать тренером?
– Нет. А вот глубже подойти к баскетболу, стать функционером, организовать собственную лигу мне интересно. И у меня, хочется верить, уже были успехи на этом поприще. Я к тому же много занимаюсь баскетбольной школой.
– Как считаете, можно объединить чемпионаты Литвы и России?
– Это нереально, а вот если собрать сильнейшие клубы бывших союзных республик и провести турнир, было бы здорово. Но это пока в будущих планах. Хорошо, что наши сборные стали чаще встречаться.
ИЮЛЬ 2006 ГОДА. У СБОРНОЙ РОССИИ ЕСТЬ БУДУЩЕЕ
Вильнюс. «Сименс арена». Служебный вход. Через час должен начаться решающий матч Суперкубка федераций Литва – Россия. В дверях появляется Марчюленис. Он ничуть не изменился, выглядит замечательно. Кажется, годы просто не властны над этим человеком.
– Место встречи изменить нельзя, – улыбаясь, протягивает руку Шарунас.
– Вас не было на первых двух матчах. Почему?
– Отдыхал с семьей в Паланге. Но на супердуэль не мог не приехать. Очень интересно посмотреть на новую сборную России. Хотя и в Литве сейчас активно идет смена поколений.
После игры поздравляю Марчюлениса с победой. Литва выиграла 16очков и завоевала Суперкубок федераций.
– Вы опять сильнее. Ну никак не победить в Вильнюсе россиянам!
– Этот турнир показал, что у вашей команды большое будущее. Сборная России смотрелась очень интересно. Есть молодые игроки, которые мне понравились. А у вас ведь Хряпа и Моня считаются ветеранами! Думаю, к чемпионату Европы Россия будет представлять собой грозную силу.
– Что можете сказать о новом наставнике сборной России Дэвиде Блатте?
– Это сильный тренер. Он пропагандирует быстрый, агрессивный баскетбол. Пока Блатт провел слишком мало времени с командой, но время все расставит по своим местам.
– Какие перспективы у сборной Литвы на предстоящем чемпионате мира?
– Будет непросто обыграть Америку, бороться с Сербией. Сильны аргентинцы, бразильцы, испанцы, греки. У нас нет в составе Ясикявичюса, который является одним из лучших разыгрывающих Европы. А еще команде не хватает опыта. Думаю, если завоюем медаль, то это будет большой успех. При этом отмечу, что литовцы по натуре максималисты, поэтому все, в том числе и я, будут ждать от сборной только победы на чемпионате мира.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Раймондас Шарунас МАРЧЮЛЕНИС
Родился 13 июня 1964 года в Каунасе (Литва).
Карьера: выступал за команды «Статиба» (1981–1989), «Голден Стейт» (1989–1994), «Сиэтл» (1994–1995), «Сакраменто» (1995–1996), «Денвер» (1996–1997).
Достижения: в составе сборной СССР – олимпийский чемпион Сеула (1988), серебряный призер чемпионата Европы (1987), включен в символическую пятерку чемпионата. В составе сборной Литвы – бронзовый призер Игр в Барселоне (