Люди «Факела»: Россамаха. Интервью с игорем Россамахиным – центральным блокирующим новоуренгойского клуба

Волейбольная судьба явно решила проверить Игоря Россамахина на прочность. Сначала с помощью «Динамо», куда он попал в 2006-м, чемпионском для москвичей году, и где стал прилежным участником тренировочного процесса, но так и не получил шанса проявить себя
news

КАЛЕЙДОСКОП. ВОЛЕЙБОЛ. МУЖЧИНЫ
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА

Волейбольная судьба явно решила проверить Игоря Россамахина на прочность. Сначала с помощью «Динамо», куда он попал в 2006-м, чемпионском для москвичей году, и где стал прилежным участником тренировочного процесса, но так и не получил шанса проявить себя в играх. Но куда обиднее для опытного мастера был следующий сезон, который он начинал в новоуренгойском «Факеле».

Дорогой в плане зарплаты американец Хофф, к тому же многолетний капитан сборной США, априори имел преимущество. Но и место второго блокирующего в команде досталось не Россамахе (именно так привыкли обращаться к Игорю его партнеры), а молодому Александру Крицкому. А ведь тот до этого играл только в высшей лиге А.

Большую часть сезона Россамахин провел, подменяя подверженного травмам Хоффа, и его будущее в «Факеле» казалось туманным. Однако я крепко помню разговор с Борисом Колчиным, который состоялся осенью 2007-го в Голландии, когда «Факел» в рамках Кубка ЕКВ встречался с «Ортексом». Тогда Игорь солидно провел полноценную игру и у меня резонно возник вопрос к главному тренеру: что же все-таки мешает Россамахину стать игроком стартового состава. Колчин ответил приблизительно следующее: «Игорь слишком восприимчив к неудачам, долго переживает. Может быть, потерял уверенность из-за отсутствия игровой практики в «Динамо». Но, очень надеюсь, его время еще придет».

В ВОЛЕЙБОЛ ЧЕРЕЗ БАСКЕТБОЛ И ПЛАВАНИЕ

– Вообще-то это была идея родителей – отдать меня в волейбол, – с этого замечания началась наша беседа с одним из лучших центральных блокирующих нынешнего чемпионата России Игорем Россамахиным. – Грубо говоря, они хотели, чтобы я был при деле. Хотя в подмосковном Королеве, где мы тогда жили, я какое-то время увлекался баскетболом, затем плаванием, но с 12 лет полностью переключился на волейбол. А уже через четыре года фактически началась моя самостоятельная жизнь в волейболе. На чемпионате России среди юношей меня присмотрел Вадим Константинович Роганов и пригласил к себе в Ярославль, в дубль профессионального клуба.

– Становление явно не затянулось…

– Да, уже через год я отправился в воронежский «Кристалл», где провел четыре года, столько же пришлось и на московский «Луч». После чего на год попал в новосибирский «Локомотив», который вместе со мной вернулся в суперлигу.

– Из команды высшей лиги А вы прямиком отправились в московское «Динамо», которое к тому моменту отобрало титул сильнейшего клуба страны у «Белогорья». Неужели не боялись конкуренции?

– У меня все просто. Поступило предложение, и я согласился. Вообще-то в «Динамо» меня все устраивало, кроме одного. Я принимал участие только в тренировках, но не в играх.

– Это Алекно так не доверял?

– Думаю, дело не в этом. Были ребята, которые действительно играли сильнее меня (Волков, Остапенко, Кулешов. – Прим. ред.). Я быстро понял, что могу понадобиться только на случай болезни или травмы кого-то из них. Но это не самое страшное. Я вдруг почувствовал, что могу смириться с постоянным статусом запасного. К счастью, «Факел» мне дал второй шанс.

– Может быть, ваши проблемы были связаны с невысоким по нынешним временам ростом – «всего-то» 2 метра. В российских клубах предпочитают видеть на блоке игроков далеко за два метра. Кстати, в «Динамо» образца 2006/07 года как раз играли только рослые блокирующие.

– Значит, мне сегодня есть чем гордиться – играю в основном составе не самого слабого клуба суперлиги. Может быть, потому что у невысоких центральных есть свои достоинства: скорость перемещения на площадке, высота прыжка, пластичность. Я не испытываю дискомфорта, когда через сетку вижу игрока ростом в два десять. Мне становится только интереснее, начинается своеобразный, как говорит Колчин, микроматч, в котором необходимо использовать свои плюсы и минусы соперника.

«ХАНСЕН – ИДЕАЛЬНЫЙ ПАСУЮЩИЙ»

– Но и в «Факеле» в первом сезоне вам не удалось стать игроком стартового состава. Как умудрились не скиснуть окончательно?

– Крицкий и Хофф чаще появлялись на площадке, но я чувствовал – у меня будет реальный шанс попасть в основу. А на самом деле мне просто очень хотелось играть. И это чувство никуда не ушло и сегодня. Это самое главное. У меня нет такого: мне хватит, я наигрался, можно и постоять. Я, наоборот, рвусь в бой.

– Колчин считает, что игра Россамахина и Крицкого приобрела совершенно иное звучание, когда в прошлом сезоне в «Факеле» появился американец Хансен. Это только благодаря тому, что он может сделать удобную передачу, находясь далеко от сетки?

– Не только. Признаюсь, для меня Хансен – идеальный пасующий. Очень важно, чтобы связка понимала и доверяла тебе в сложных ситуациях. Хансен пытается распределять нагрузку на нападающих равномерно, гораздо чаще обычного привлекая первый темп. В России я не могу назвать другого пасущего, который ведет игру таким образом.

– А соперники к манере Хансена за минувший сезон не приноровились?

– Это сделать непросто. Если полностью переключать внимание на центрального блокирующего, то передачи Хансена пойдут в край.

– Несмотря на сегодняшнее твердое место в составе, нередко после тренировок вы просите кого-то из связующих остаться и поработать над конкретными элементами. Неужели не успеваете «накушаться»?

– Наверное, это идет от моей работоспособности и от того колоссального стремления, которое я испытывал, пытаясь попасть в состав. К тому же еще есть много нюансов и моментов, в которых нужно совершенствоваться. Например, на подаче.

– Это вы о своей подаче-планере, которую теперь в вашем исполнении побаиваются многие?

– Я долгие годы пытался подавать силовую подачу, а она, откровенно говоря, была никудышной, и Борис Николаевич настоял на планере. А ведь я его никогда не практиковал.

– И что? Подача вдруг полетела?

– Да, вот так взяла и полетела. Совершенно случайно. Впрочем, это не значит, что она получается у меня всегда, поэтому я и над ней работаю постоянно. А вообще-то я считаю, что мои личные успехи – это в первую очередь заслуга команды, которая всегда стремится играть исключительно в коллективный волейбол.

«ФАКЕЛ» – ЭТО АТМОСФЕРА»

– Разве в «Факеле» нет лидеров?

– Есть, конечно, игроки, которые чаще других берут на себя ответственность, решают исход матчей. Например, Михаил Бекетов. Но в «Факеле» многое, если не все, построено на командной игре и отличной внутренней атмосфере, которая царит среди игроков «Факела» на площадке и за ее пределами. Год назад нас особо никто не воспринимал, но именно за счет того, что мы всегда вместе, помогаем друг другу, «Факел» и смог что-то выиграть. Команда идет своим путем, который мне импонирует.

– Что же конкретно дает комфортная атмосфера?

– Люди играют гораздо раскованнее, в свое удовольствие. Мы не чувствуем давления с тренерской скамейки. Наоборот – нас подбадривают. Игрок не несет какую-то тяжелую ношу, не боится каждую секунду ошибиться, берет инициативу на себя. Отсюда постоянный позитив в настроении. Это нередко помогает в самых сложных ситуациях. Не случайно в прошлом сезоне «Факел» выиграл больше всех пятисетовых матчей. Проигрывая даже со счетом – 0:2, мы пытаемся не опускать рук, не думать о том, что соперник выглядит слишком здорово. Ведь шансы выиграть есть всегда.

– То обстоятельство, что сегодня «Факел» причисляют к фаворитам, не мешает?

– По большому счету нет, но добавился груз ответственности. Ведь надо постоянно подтверждать класс.

– В прошлом году и будущего чемпиона – «Зенит», и серебряного призера – «Искру» «Факел» в Новом Уренгое обыграл, а в этом уступил. Позитив после этих неудач не исчез?

– Да не того уровня эти соперники, чтобы говорить: ах, как же мы могли проиграть. Есть, конечно, некоторая досада, особенно это касается встречи с «Искрой». Мне в какой-то момент показалось, что игра уже наша. Первый сет взяли уверенно, во втором – смогли отыграть огромное отставание и получить сетбол. Но не сложилось. Конечно, сразу после матча крепко расстроились, ну а дальше, сделав выводы, снова взялись за работу. Причем все с тем же хорошим, рабочим настроением.

ДОСЛОВНО

– Если бы Россамахин в итоге смирился с ролью запасного игрока, он был бы потерян для большого волейбола. Ему повезло, что он оказался в «Факеле», как, впрочем, повезло и нам. В нашем коллективе нет суперзвезд, но игроки доверяют друг другу. При правильном отношении к работе это помогает добиваться весомых результатов. Игорь – не гигант, но у него достаточно длинные руки, которые он умеет быстро выносить над сеткой. Прибавьте к этому его самоотдачу, желание сыграть в каждом эпизоде на максимуме. Даже на тренировке.

Борис КОЛЧИН, главный тренер «Факела» (Новый Уренгой)

Новости. Баскетбол