Владимир Гомельский: Настоящих буйных много! Известный телекомментатор размышляет о роли героев, артистов и провокаторов в непридуманных спортивных драмах
РАЗГОВОР У НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ
Сын великого Александра Яковлевича, в прошлом игрок и тренер, мастер спорта международного класса Владимир Александрович последние два десятка лет работает телекомментатором. Лучшего специалиста для разговора на тему, не вредят ли современному спорту излишний артистизм и тяга к шоу, пожалуй, не сыскать. Гомельскому, как говорится, и карты в руки. Точнее – микрофон.
ВЕРТУХАИ И ПЛЕВКИ В ЛИЦО
– Настоящих буйных мало, вот и нету мужиков?
– Если вы о спорте, там с подобной публикой все в порядке, заводного народа по-прежнему хватает. Так было, есть и, надеюсь, будет. Без этого спорт высших достижений попросту немыслим. Все держится на ярких личностях, ведущих за собой остальных. Лидер же по определению обязан обладать и харизмой, и силой воли. Когда видишь такого человека, веришь ему на слово.
– Может, вы и правы, Владимир Александрович, но меня почему-то скепсис одолевает.
– Да, перемены происходят. Спорт стал совершенно иным с тех времен, когда я активно им занимался в качестве действующего игрока. Стимулы другие, возможности. Тем не менее, уверен, процент героев остался практически неизменным. Скажем, в баскетболе на полторы тысячи спортсменов обязательно найдется хоть один великий.
– Этого, полагаете, достаточно?
– Личности – товар штучный. Среди нынешних российских игроков самый успешный – Андрюша Кириленко; тут, как говорится, без вариантов. На Кирю равняются, в него верят. Это вершина пирамиды. А у подножия – новые мальчишки и девчонки, которые, глядя на кумира, приходят в спорт. Так и должно быть. Другое дело, что свет далекой звезды не может греть вечно, нужны условия, база для работы с начинающими талантами. В СССР было девять баскетбольных интернатов, в России осталось два – минераловодский и питерский. Все! Мы сами искусственно сужаем поляну для выращивания новых Кириленко.
– Но ведь, согласитесь, мало совершать эффектные проходы и точно бросать в корзину, чтобы стать великим. Нужно быть еще и человеком без морального, извините, говнеца внутри. Помню, как в детстве ненавидел югославских баскетболистов, которые не только регулярно обыгрывали советскую сборную, но и обязательно провоцировали наших ребят. Может, те юги были людьми хорошими, но часто вели себя на площадке не слишком благородно.
– Да, они и публику специально заводили, и в лицо нам исподтишка плевали – все было. Разве забудешь Зорана Славнича, самого подлого игрока современного баскетбола? Мой папа звал его бандитом и никак иначе. При этом Зоран игроком был прекрасным. Что, впрочем, не мешало мне по-страшному злиться на него. Случалось, мы неделями жили в одной гостинице и не здоровались, проходили мимо, словно не замечая друг друга.
К слову, не далее как вчера у меня случилась замечательная встреча с Зораном Планичем. Мы вспоминали прошлое, говорили о Крешо Чосиче из той победной дружины, которая выиграла Олимпиаду-80 в Москве. Команда и вправду была великая. Делибашич, Далипагич, Кичанович… Юги с 1968 года по 1978-й ни разу не проиграли нам в официальных матчах… Оглядываясь назад, думаю: из-за чего мы так рубились? По прошествии времени старые обиды кажутся мелкими, даже смешными, хотя в ту пору страсти кипели нешуточные…
А с Крешемиром у меня связан любопытный эпизод. Дело было в 1974 году на турнире в Белграде. В гостиничном холле заметил Чосича, читающего на английском «Архипелаг ГУЛАГ». Поскольку я оканчивал в Москве спецшколу и язык знал хорошо, то набрался смелости, подошел к Крешо и попросил книгу на ночь. Чосич слегка удивился просьбе незнакомого русского, но дал. Я же потом в знак благодарности провел с ним ликбез, объясняя, кто такой вертухай и что значит фраза «десять лет без права переписки»…
– Понятно, в юности и трава зеленее, и деревья выше, тем не менее нет у вас, Владимир Александрович, ощущения, что к нынешнему спорту нередко просится приставка «как бы»? Все теперь немножко понарошку…
– Сгущаете краски! Борьба та же, что и прежде, азарт настоящий, а не показушный. Конечно, элемент шоу присутствует. Вспомните, как раньше футболисты отмечали забитый в ворота соперника мяч. Подбегали к автору гола, поздравляли его, могли приобнять, похлопать по спине. А сейчас зачастую устраивается целое представление с танцами и хороводами. С другой стороны, публике это нравится, почему бы не подыграть?
КОЛЬТ В ЧЕМОДАНЕ
– Может, еще раз скажете, что я не прав, но хочется видеть самоотверженность, а не самолюбование. Возьмем, к примеру, Криштиану Роналдо. Играть он умеет, кто бы спорил, но на буйного явно не тянет. Гламурный мальчик, постоянно думающий, как будет смотреться на телеэкране.
– Вынужден с вами согласиться. Да разве Криштиану один такой? Он хотя бы футболист хороший, а то ведь развелись мастера, которые только и знают, что при малейшем соприкосновении с соперником падать на газон и корчиться в смертных муках, клянча штрафной или пенальти. Симулировать ведь тоже нужно красиво. Когда в баскетболе ввели фол в нападении, Ваня Едешко стал имитировать нарушение столь убедительно, что ему все верили. Искусно подставлялся и со страшным криком валился на паркет. Убили, застрелили! Сейчас же народ пошел со слабенькими артистическими задатками. Даже притвориться как следует не могут.
– При виде подобных «мистификаторов» всякий раз вспоминаю монолог мента из фильма «Изображая жертву». Там про эту публику сказано крайне жестко, но точно. Жаль, в газете не повторить произнесенное с экрана…
– Да, надо держаться в рамках нормативной лексики. Впрочем, прекрасно понимаю, о чем вы говорите. Во многом по этой причине во мне в какой-то момент и умер футбольный болельщик. Есть клуб, в котором я вырос, достижения ЦСКА по-прежнему близки моему сердцу, но переживать из-за пятого места, занятого командой в последнем чемпионате России, не буду. С нынешним поколением армейцев лично не знаком, болеть же за чужих людей получается плохо. Могу симпатизировать сверстникам, тем, кто играл во времена моей молодости, а сейчас работает тренером. Скажем, Саше Тарханову, Валере Газзаеву или куда менее известному, чем первые двое, Сереже Синьковскому по прозвищу Синий. Я ведь вырос в тренерской семье и восхищался Константином Бесковым, Валерием Лобановским. Планка моих требований поднята высоко, опускать ее не собираюсь. И спорт для меня не абстрактен, он предельно персонифицирован.
– А какие, к примеру, эмоции вызывает у вас Моуриньо?
– Затрудняюсь охарактеризовать этого человека. Не понимаю его, а это автоматически порождает подозрение. С одной стороны, видел игры «Челси» под руководством Моуриньо, доставлявшие подлинное удовольствие, с другой – некоторые решения и поступки португальского специалиста заставляют меня как бывшего тренера усомниться в их правомочности. Поведение синьора Жозе я склонен обсуждать в меньшей степени. И дело не в корпоративной этике. Очевидно, вас раздражает манера Моуриньо вызывающе одеваться, свысока разговаривать с прессой, играть лицом перед камерой, делать эффектные жесты. Но давайте не забывать: перед нами южанин, чей темперамент может казаться странным людям, выросшим на Среднерусской возвышенности.
Вспомните, как здорово играли грузины в футбол во времена СССР, но их национальный нрав, проявлявшийся и на поле, нравился далеко не всем. В отличие от филигранной техники и умения обращаться с мячом. Так и с Моуриньо. Не судите строго, делайте поправку. Тренер он большой, но не эпохальный. В конце концов публичное выражение эмоций – один из способов управлять командой во время матча, возможность показать и игрокам, и судьям, и болельщикам, что ты живешь происходящим на поле. Мой папа вытворял у площадки такое, что только держись! Люди, знавшие отца, так сказать, вне баскетбола, не могли поверить, что он способен на подобное.
– Александр Яковлевич работал на публику?
– Процентов на девяносто это было кино для благодарных зрителей. Папа пытался завести игроков, если считал, что тем не хватает настроя, давил на судей, взрывал болельщиков на трибунах… За пределами площадки отец выражал эмоции совершенно иначе. Папа мог быть очень разным, ему ведь приходилось исполнять в ЦСКА роли и тренера, и генерального менеджера в одном лице. Ребята знали: играй нормально, и Гомельский решит все проблемы. Так и было: отец ходил по начальству, вышибал для команды квартиры, машины, зарплаты и премии. А сколько раз папа вытаскивал своих парней из лап таможенников? Если бы он был в сборной в 1973 году, уверен, Ваню Дворного и Мишу Коркия не упекли бы за решетку. Отец попросту погасил бы проблему в зародыше.
Я ведь помню, как Жармухамедов однажды из турне по Штатам привез пистолет. Когда на таможне в «Шереметьеве» открыли чемодан и увидели там кольт, у всех рты в изумлении открылись, фуражки встали дыбом вместе с волосами. Такой наглости никто не ожидал. Алжану пистолет подарил Генри Айба, тренер сборной США 1972 года, Жармухамедов собирался выбросить его перед возвращением в Москву, но по рассеянности забыл. Короткая память дорого могла стоить, срок светил конкретный, но мой папа отмазал. Алжан отделался легким испугом, на два года стал невыездным, потерял звание заслуженного мастера спорта, тем не менее в тюрьму не сел…
– Да уж, лучше из-за кордона не пистолеты возить, а перочинные ножи, как вы, Владимир Александрович.
– Это из-за сына. Однажды у него в школе отобрали ножик, я решил, что надо упорядочить в голове ребенка отношение к холодному оружию, и… стал собирать коллекцию. На самом деле она не столь велика, по-настоящему ценных экземпляров там штук пятьдесят, остальное – мусор. Но мне нравится это занятие. В принципе к любому хобби отношусь с пониманием. Мой знакомый, например, коллекционирует карандаши. Я был поражен их разнообразием! Можно собирать хоть крышки от пивных бутылок. Другое дело, недавно прочел, что известный футболист вместе с женой скупает картины. На мой взгляд, для этого нужно специальное образование, искусствоведческая подготовка.
– Анатолий Тимощук рассказывал мне, что у него собрание икон.
– Он православный?
– Разумеется.
– Дай ему Бог! Коллекционировать иконы нельзя, можно лишь покупать для себя или в подарок храму. Впрочем, не буду комментировать ситуацию, которую плохо знаю. Вдруг у Тимощука есть неведомые нам мотивы?
СКРОМНОСТЬ НЕ УКРАШАЕТ
– А вы, кстати, в курсе, что у Анатолия есть персональный пресс-секретарь, которого он сначала перевез за собой из Донецка в Питер, а потом и в Мюнхен?
– Вот за это хвалю. Человек понимает значение пиара в современном мире, сам заботится о том, что за него должны делать другие. Скажите, разве в России не понимали, что Андрей Аршавин – звезда как минимум европейского масштаба? Почему его имя долго не раскручивали? На этом ведь можно зарабатывать отличные деньги! Помню появление в НБА ЛеБрона Джеймса. В 2003 году мальчишке не исполнилось и четырнадцати лет. Он вышел на площадку в форме «Кливленд Кавальерс», и переполненный дворец встал, аплодируя пацану, не принесшему команде даже очка! Кто-то ведь уговорил великого Джордана отдать ЛеБрону майку с номером «23». Люди думают о таких вещах, учитывают малейшие детали!
А мы? Лена Исинбаева била мировые рекорды, в России же ей забывали заказать машину для встречи в аэропорту… О чем говорить?
– Нас ведь семьдесят лет учили быть скромнее, и тогда, мол, народ потянется.
– Ерунда это все! Конечно, Аршавин не должен бить себя в грудь и кричать о собственном величии, но мы-то, журналисты, на что?
– Кержаков, кажется, в двадцать лет книгу написал.
– Отношусь, кстати, к Саше с симпатией, но это уже другая крайность. В таком возрасте можно делиться опытом первых сексуальных похождений, а не спортивные мемуары выпускать. Тем не менее об имидже заботиться нужно. Я вот убежден, что ход с одеялом, которым Исинбаева накрывается на стадионе во время соревнований, придуман гениально. Сколько вокруг этого шума! Телекамеры снимают, фотографы едва ли не на брюхе ползают, пытаясь разглядеть, как наша чемпионка колдует перед прыжком.
– Кто, как думаете, автор идеи?
– Сергей Бубка, конечно. Человек давно вращается в этом мире и хорошо понимает что к чему. Мы же пока, извините, тормозим.
Проблема на самом деле серьезная. Вот российские футбольные клубы требуют, чтобы телевидение платило им за трансляции деньги, как на Западе. Но тогда должно быть и шоу соответствующего уровня. А этого нет.
– Чего не хватает?
– Посмотрите любой матч английского чемпионата – и поймете. Играть надо так, чтобы зритель на секунду от экрана оторваться не мог. Это раз. И атмосферу на стадионе подобающую создать. Это два. Не надо изобретать велосипед. С баскетболом ведь получилось. Кущенко съездил в Штаты, посмотрел, как там работают, и сказал: «А мы чем хуже? Сделаем!». Сегодня матчи ЦСКА – настоящее шоу, равного которому в Европе не отыщешь. И магазин клубный вполне пристойный, туда не стыдно заходить. А в нашем футболе до сих пор не могут решить вопрос с изготовлением репликатов, копий маек, в которых играют, к примеру, Игнашевич или Алекс с Веллитоном. Почему, спрашивается? Неужели такая проблема? Кто-то элементарно должен этим озаботиться. Постеры, вымпелы, прочая атрибутика – тоже часть шоу…
– И на трибунах будем сидеть с попкорном, а не с семечками, как раньше.
– Это уж кому что любо. Пусть пиарщики ломают головы, ищут ходы, соответствующие нашим вкусам, привычкам и национальному менталитету. Если своего пока придумать не можем, давайте заимствовать лучшее у тех, кто раньше нас пошел по этому пути.
МУХИ И КОТЛЕТЫ
– Главное – не превратить все в балаган.
– Это вы о чем?
– Скажем, о «Ледниковом периоде», который многие принимают всерьез. Там ведь и медали, и пьедесталы, и много красивых фраз…
– Да, я комментировал шоу на Первом канале и не вижу поводов стыдиться этого факта. За все время слова о спорте не сказал, поскольку никогда не путаю жанры.
– Мухи – отдельно, котлеты – отдельно?
– Именно! Это представление, основанное на выполнении отдельных технических элементов катания на льду под музыку. Все!
– А кто, по-вашему, лучший спортсмен среди артистов?
– Наверное, хотите, чтобы оценил не атлетические кондиции, а боевой дух? Мне показалось, у Алены Бабенко и Юли Ковальчук бойцовский характер. Из прошлых сезонов очень понравилась Чулпан Хаматова. А вот из ребят затрудняюсь кого-то выделить. Пожалуй, только Егора Бероева.
– Говорят, на ТВ еще один проект с коньками замутить собираются. На этот раз хоккейный.
– Сомневаюсь. Игру в поддавки никто смотреть не станет. Как вы себе все представляете? Фетисов с Жириновским выкатываются на ворота, и Владимир Вольфович забрасывает шайбу Третьяку? Хоккей для постановочных шоу не годится. Фальшь не скрыть. Там все должно быть натуральным. И без буйных никак не обойтись. Без настоящих мужиков. С ними в российской сборной в последние годы полный порядок. Надеюсь убедиться в этом через два месяца в Ванкувере.
– Поедете на Олимпиаду?
– Куда же я денусь? Одиннадцатые мои Игры подряд…