Владимир Гомельский: ЦСКА нужен капитальный ремонт
Придя в себя после тяжелого поражения от «Маккаби» в полуфинале Евролиги, наш эксперт Владимир Гомельский подвел нерадостный итог выступлению ЦСКА в этом сезоне. И постарался ответить на три простых вопроса, которые так волнуют всех болельщиков армейцев.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ЦСКА В МИЛАНЕ?
На вопрос, почему армейцы проиграли, ответить несложно – не умеет ЦСКА защищать свое преимущество, добытое по ходу матча. И весь сезон это показывает – команда наступает на одни и те же грабли. К сожалению, налицо хроническая болезнь, и откуда она взялась – это уже вопрос к Этторе Мессине.
Если брать конкретно игру с «Маккаби», то в момент, когда произошла двойная замена у армейцев и на площадке появились Хайнс и Крстич, у красно-синих перестроилась защита. Зачем это было нужно, я до сих пор ума не приложу! Но такая оборона перестала справляться с самым активным игроком в составе соперников Райсом. И, собственно, штрафные Тайриза, его проходы под кольцо ЦСКА, в которых он забивал в концовке матча, – они и решили исход встречи. Райс сожрал все преимущество нашей команды.
Мессина же поздно среагировал на изменение в рисунке игры. Он ждал от пятерки без Уимса, с Фридзоном вместо Сонни, Теодосичем и Хряпой на позиции третьего номера результативных атак. Но, к сожалению, не дождался. То есть одна такая атака была, но она не сделала погоды в четвертой четверти.
В роковой потере Виктора за 11 секунд до сирены виновата голова Хряпы. Ты же сначала обработай мяч, а потом принимай решение! А в данном случае при получении передачи в глазах у Виктора читалась мысль, что делать дальше – отдавать поперечный пас на Уимса или вернуть мяч Мицову, который в углу оставался совсем один. Сложилось впечатление, что Хряпа склонялся ко второму варианту – в одно касание сделать обратную передачу Владо, и просто не обработал мяч. К чему это привело, мы все прекрасно видели.
ВТОРОЙ ВОПРОС
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ АРМЕЙЦАМ?
У ЦСКА по составу в Европе перед всеми преимущество – даже перед «Реалом». При этом есть хороший термин, правда, американский – consistency. В дословном переводе – постоянство, в нашем понимании – стабильность. Команда, достигающая такого преимущества, какое было у армейцев в игре с «Маккаби», не должна его разбазаривать. В этом и есть признак классного коллектива – добиться лидерства в счете и потом малой кровью довести матч до победы. ЦСКА так делать не умеет, и это проявляется как на скамейке, так и на площадке.
Я не хожу в раздевалку армейцев и не знаю, какая атмосфера там царит. Это можно определить, только общаясь с игроками. Зато я пообщался с тренером перед «Финалом четырех». И честно говоря, Мессина выглядел подавленным. Мне его стало жалко, хотя мужчина мужчину не жалеет.
Для меня, выросшего в том, старом ЦСКА, показательной стала эсэмска, которую я получил после поражения от своего приятеля Андрея Лопатова (чемпион мира 1982 года, бронзовый призер Игр-1980. – Прим. ред.). Он написал: «Мы с тобой, Вова, точно бы выиграли!» И я уверен, что так бы и было. Мы, выращенные отцом (знаменитым тренером Александром Гомельским. – Прим. ред.), довели бы такую встречу до победы просто потому, что умели это делать. Ведь папа требовал – повели 15 очков, сделайте преимущество в 20. Повели 20 – доведите до «тридцатника». Вторая пятерка вышла на площадку – докажите, что вы лучше первой!
У нынешнего ЦСКА такого нет. Виноват ли в этом Мессина? Менеджмент клуба? Или сказывается отношение игроков – как можно меньшей кровью добыть победу? Увы, я не знаю ответа.
ТРЕТИЙ ВОПРОС
ЧТО НУЖНО МЕНЯТЬ В КОМАНДЕ?
Команде нужны не только лидеры-забивалы, которые в матче с любым соперником наберут «двадцатник» или больше. Ей нужны лидеры, рядом с которыми стыдно недорабатывать. Так вот, сейчас таких харизматичных баскетболистов в составе ЦСКА просто нет.
Есть работяги – Андрей Воронцевич, Кайл Хайнс, Владо Мицов. Есть Саша Каун. Но парней, рядом с которыми стыдно играть плохо, не наблюдается. Отсюда претензии к Сонни Уимсу, Ненаду Крстичу, Вите Хряпе. От них-то ждешь этого лидерства – и никак не дождешься. Меня раздражает фраза Уимса «Я лучший американец, играющий в Европе». Да какой ты лучший? Ты докажи это победами команды, а не своей техникой великой!
В составе необходимы люди, которые выходят на площадку не просто для того, чтобы победить, – ведь все выходят на паркет только с этой целью. Но чтобы доказать, что ты – сильнейший. И твоя команда вместе с тобой – сильнейшая! А их в нынешнем составе ЦСКА нет. Полуфинал с «Маккаби» стал катастрофой, который четко показал – клубу нужен капитальный ремонт.