Нормальные герои всегда идут в обход. Вернувшись домой через Германию, чемпионки встретили в Москве ... Ольгу Зайцеву – на обложке «Советского спорта»

Вчера, когда в Москве было совсем уж раннее утро, на Родину возвратилась сборная России по биатлону. Транзитом через немецкий Франкфурт прилетела вся команда, кроме… главной героини первенства мира Ольги Зайцевой. Однако встреча в аэропорту «Шереметьево»
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. БИАТЛОН
ВОЗВРАЩЕНИЕ СБОРНОЙ РОССИИ В МОСКВУ

Вчера, когда в Москве было совсем уж раннее утро, на Родину возвратилась сборная России по биатлону. Транзитом через немецкий Франкфурт прилетела вся команда, кроме… главной героини первенства мира Ольги Зайцевой. Однако встреча в аэропорту «Шереметьево» без участия, пусть косвенного, Зайки-победительницы, не обошлась. И виной тому «Советский спорт».

На Родину российские биатлонисты прибыли из… немецкого Франкфурта. Столь необычный маршрут – одна из примет корейского гостеприимства. Зазывая к себе мировой форум, организаторы гарантировали всем официальным лицам бесплатный перелет. Правда… из единственной точки: из крупнейшего европейского аэропорта. Проблему прибытия-убытия из Франкфурта командам предложили решать самостоятельно. Для сборной России этот транзит вылился в поздний рейс с прилетом в Москву в… 5.05 утра.

Наверное, появись сборная России в «Шереметьеве» ясным днем, встреча получилась бы в разы многолюднее и теплее. А хмурым утром многочисленные телевизионщики упорно искали восторженных фанов и… в итоге приняли за болельщика одного из ваших корреспондентов, Николая Мысина. В руках Коли переливалась распечатанная на цветном принтере огромная обложка нашего номера за 24 февраля – Ольга Зайцева мчит на эстафетный финиш с триколором в руках.

– Ой, разверните, пожалуйста, – засуетились телерепортеры. – У вас, может, и кричалка есть? Прокричите, пожалуйста, на камеру!

Но когда тут кричать – встречать пора!

Без труда обнаруживаем в пустынном зале Николая Круглова. Он из-за болезни вернулся из Кореи прежде срока и вот приехал поздравить коллег с успешным окончанием чемпионата. Здесь же олимпийский чемпион 1984 года Юрий Кашкаров и… сияющая улыбкой Оксана Рочева – родная сестра героини завершившегося турнира Ольги Зайцевой.

ОЛИ НЕТ? ОЛЯ – ЕСТЬ!

– Оля осталась в Европе – к семье поехала, – объясняет нам Рочева.

– А как же Москва? Любимая мама, родной ЦСКА…?

– Все в апреле – после окончания сезона, – разводит руками Оксана.

– Ее ведь все так ждут…

– И не говорите. Я сама последние дни места себе не нахожу. Когда Оля заканчивала эстафету, мы просто кричали от восторга. У меня телефоны не умолкали ни на минуту. Звонили родственники, друзья, просто случайные знакомые со всех концов страны. У меня, например, дети полгода назад в больнице лежали, так оттуда врачи звонили: «У нас тут все палаты на ушах стоят, все друг друга поздравляют…». Я очень растрогалась. В такие моменты, наверное, и понимаешь, ради чего надо было столько трудиться, терпеть и ждать. Столько людей в один момент почувствовали себя чуть более счастливыми! Ну а Оля уже к новым стартам готовится – впереди неделя до этапа Кубка мира в Ванкувере. Да и сезон надо достойно завершить…

Времени слетать домой и повидать родных у нашей сборной и вправду мало. Уже второго марта весь наш вооруженный десант отправляется в Канаду на очередной кубковый этап. Вероятно, поэтому мысли всех без исключения членов сборной (от спортсменов до техперсонала) были в первую очередь о том, когда ближайший рейс на малую родину: в Уфу, Ханты-Мансийск, Красноярск, Ижевск… Оттого-то и общение с биатлонной семьей, многие из членов которой успели стать за прошедшие годы добрыми знакомыми, проходило, что называется, в экспресс-режиме.

– Эх, надо ж так было маршрут придумать, – сетовала Ольга Медведцева. – Сутки назад над родным Красноярском пролетела и вот теперь обратно туда лечу. А ведь от Кореи до дому ближе было, чем даже от Москвы… Так соскучилась по детям!

– Радостно возвращаться домой с очередной золотой медалью чемпионки мира – первой после возвращения в большой спорт?

– Золотой медали я, конечно, рада… Но все равно ожидала от чемпионата большего. Хотела добыть и награду в личных соревнованиях…

– У вас к себе завышенные требования...

– Да, я требовательна к себе. Да и возраст такой, что надо поторапливаться с достижением целей. У Зайцевой тоже первый после возвращения сезон – и вон три личные медали! Ладно, надеюсь, я свое через год возьму… Ой, мне бежать надо, самолет на Красноярск через три часа.

– Сфотографируйтесь напоследок вашей золотой четверкой.

– Так мы не в полном составе!

– А это вам не Зайцева?! – демонстрируем плакат-обложку.

После непродолжительных сборов вся наша великолепная четверка собирается для импровизированной фотосессии. Фото двукратной чемпионки Пьенчанга «поддерживает под руки» ее родная сестра.

– Кучнее, – командует наш фотокор Евгений Тумашов. – Света, встань к «Зайцевой» поближе, обнимите ее… Все улыбаемся.

АЛИКИН: В КОРЕЕ ПОНЯЛИ ЛЮБОВЬ БОЛЕЛЬЩИКОВ

– Мы во Франкфурте столкнулись с немецкой сборной, – рассказывает главный тренер мужской сборной Владимир Аликин. – Они в транзитной зоне оказались вместе с нами. Только мы в Москву да по домам потом полетели, а они – прямиком в Ванкувер. Так вот, идем, значит, на посадку и вдруг слышим: трам-бам, ор, грохот! Это немецкие болельщики свою сборную встречали. Огромная толпа, все с барабанами, трубами, флагами… Представляете – прямо в транзитную зону их пустили!

– Самим не обидно, что вас в «Шереметьеве-2» болельщики не ждут?

– Но вы же приехали? – смеется Владимир Александрович. – Да чего обижаться? Пять утра, люди на работу встают. Мы в Корее и так поняли, как сильно нас любят и поддерживают.

СЛЕПЦОВА: РЕЖИМ ПОСЛЕ ЭСТАФЕТЫ НЕ НАРУШИЛИ

Первой из спортсменок в зале прилета появляется Светлана Слепцова, выигравшая в Пьенчанге свою первую золотую медаль чемпионата мира – в эстафете. Экс-лидер общего зачета Кубка мира с трудом толкает перед собой тележку, груженную бесконечными сумками с инвентарем, и натянуто улыбается…

– Мы сюда, наверное, часов 15 летели – сил никаких не осталось, – объясняет свое состояние 22-летняя россиянка. – А мне еще в родные Ханты добираться. Не знаю, когда наконец попаду домой и смогу хоть немного отдохнуть.

– В Корее вам тоже пришлось непросто. Что было тяжелее – справиться с физической или с психологической усталостью?

– С психологической. Все эти скандалы, сплетни, подковерные игры очень отвлекали от подготовки. Собираться с силами перед гонками было невыносимо тяжело. Но нам повезло, что у нас такая дружная команда. Мы смогли поддержать друг друга, сконцентрироваться и выиграть эстафету. Так доказали, что по праву сильнее всех в мире.

Вторая стрельба Анны Булыгиной долго будет сниться в страшных снах?

– Так ведь все хорошо закончилось, правда? – смеется Светлана. – Хотя нервов нам ее «стойка» стоила немалых. Но Аня молодец – несмотря ни на что, все три дополнительных патрона положила в цель. Она избежала штрафных кругов – это дорогого стоит. И потом, если честно, когда стреляла Ольга Зайцева, мы нервничали куда сильнее. Если за Аней по телевизору в раздевалке наблюдали, то стрельбу Зайки уже не могли смотреть – закрывали глаза, отворачивались от экрана… Какое счастье было, когда поняли, что она везет нам больше минуты! Мы бы вам показали сейчас, какой эмоциональный взрыв у нас был… Но сил после перелета не осталось – не спали двое суток.

– Вы с Анной и Ольгой жили в одном номере. Хорошо «погудели» после победы?

– Радовались несказанно! Хотя режим не нарушали. С другой стороны, понимали, что надо собраться перед масс-стартом, оставить и для него какие-то эмоции. Получалось с трудом.

– Поддержку болельщиков в Корее ощущали?

– Конечно! Не ожидали, что столько россиян приедет за нас поболеть. Было ощущение, что выступаем в России. Это очень помогало пережить все свалившиеся на нас трудности.

– С отстраненными от турнира Альбиной Ахатовой и Екатериной Юрьевой связь поддерживали?

– У нас просто не было возможности – в Корее не работали мобильные телефоны. Понятно, что девчонкам, да и Диме Ярошенко сейчас непросто. Но я уверена: все будет хорошо. Президент СБР Михаил Прохоров сделает все, чтобы разобраться в ситуации.

БУЛЫГИНА: БОЛЬШЕ ТАК НЕРВИРОВАТЬ НЕ БУДУ

Попрощавшись с нами, Светлана отправляется к ближайшему автомату, чтобы положить деньги на счет полузабытого за 10 дней в Корее мобильного телефона. А мы встречаем Максима Чудова.

– Подождите немного, ребята. Я за билетом сбегаю и тут же вернусь, – роняет на ходу медалист корейского чемпионата мира и убегает к кассам. Сегодня ему еще предстоит перелет до Уфы. А в это время в зал выходит Анна Булыгина, в минувшую субботу чуть не доведшая до инфаркта полстраны своей стрельбой на втором этапе женской эстафеты.

– Да, не справилась я с нервами. Меня так зажало, что дышать нормально не могла. Секунды казались вечностью, – заново переживает один из самых сложных моментов своей жизни россиянка.

– Как же не справились, если в итоге все три промаха закрыли дополнительными патронами?

– Да, наверное, вы правы, – улыбается Анна. – Но лучше так себя, команду и болельщиков больше не нервировать.

– Подруги по сборной вам претензий не высказали?

– А что было говорить, если мы золото выиграли? После финиша Зайцевой все кричали от радости – слов было не разобрать.

– После всех трудностей, травм, пропущенных сезонов могли представить в ноябре, что станете чемпионкой мира?

– Нет. Даже не думала об этом. Но видите, как все удачно сложилось? Сначала выиграла эстафету в Хохфильцене, потом гонку преследования в Антхольце. Появились уверенность в своих силах, определенный победный опыт. Конечно, чемпионат начался для нас безрадостно, было трудно думать о гонках, но в конечном итоге наша сплоченность помогла одолеть всех.

– Что в первую очередь сделаете, когда попадете наконец домой?

– Упаду на кровать и забудусь сном. А потом, когда силы вернутся, начну праздновать! – улыбается на прощание Булыгина.

ЧУДОВ: ПРИЛЕЧУ В УФУ – ПОЙДУ В БАНЮ!

Вот и Чудов возвращается с билетами до Уфы и тут же попадает в плотное кольцо журналистов.

– Максим, чемпионат, как вы и предполагали накануне стартов, получился «кровавым»?

– Не то слово! Жаль, что не только в спортивном смысле. Все эти склоки, трагедии, потраченные нервы – от этого мы устали еще больше, чем от гонок. На старт выходили на морально-волевых. Старались собрать последние силы, чтобы не расстраивать еще больше наших болельщиков.

– И все-таки для вас этот чемпионат сложился удачно.

– Да, я очень доволен. И собой, и всей командой. Несмотря ни на что, мы справились с трудностями и завоевали достаточно медалей, чтобы гордиться временем, проведенным в Корее.

– Михаил Прохоров сказал, что призовые от СБР за гонку преследования вы получите как победитель…

– Правда? – улыбается Максим. – Впервые слышу. Ну что тут сказать? Приятно!

– Как думаете, чем закончится эта история с золотой медалью, отданной Бьорндалену?

– Я устал об этом думать. Все, что мог, я уже сделал – тогда, на трассе. Остальным пусть занимается руководство СБР.

– Как планируете отдыхать?

– Первым делом пойду в баню! А потом, может, на рыбалку съезжу.

СЕЛИФОНОВ: НАДО ПРОВЕРИТЬСЯ – В ПОРЯДКЕ ЛИ СЕРДЦЕ

Одним из последних из зоны получения багажа выходит главный тренер женской сборной Александр Селифонов.

– Сан Саныч, с возвращением на родную землю!

– Спасибо, – широко улыбается наставник чемпионок. – Дорога получилась долгой. Но сил прибавляли выигранные медали. Вот так, несмотря на все созданные – искусственно или нет – трудности, мы показали, на что способны!

– Пресловутая стойка Анны Булыгиной во время эстафеты вас до инфаркта не довела?

– Не знаю, может, и довела. Надо будет провериться, – смеясь, хватается за сердце Селифонов. – Но нервы измотала порядком. Как ее заклинило, так и нас всех чуть не парализовало… Но молодец ведь, справилась! Без штрафных кругов обошлась. Мазани лишний разок – и, кто знает, может, вообще без медали бы остались. А нам так нужна была эта победа!

ЧЕМПИОНАТ МИРА ПОДНЯЛ ТВ-РЕЙТИНГИ БИАТЛОНА В ДВА РАЗА!

Перенос трансляций биатлонных гонок чемпионата мира с канала «Спорт» на Первый и «Россию», а также повышенный интерес к турниру привели к тому, что гонки в Пьенчанге смотрели в среднем почти в два раза больше зрителей, чем соревнования на этапах Кубка мира.

При этом рейтинг самой популярной трансляции мирового первенства – женской гонки преследования – более чем в полтора раза больше, чем рейтинг мужской гонки преследования этапа Кубка мира в Рупольдинге, которой доселе принадлежал рекорд по размеру ТВ-аудитории биатлонных турниров в России (см. таблицу).

ТОП-5 САМЫХ РЕЙТИНГОВЫХ ТРАНСЛЯЦИЙ БИАТЛОНА (СЕЗОН-2008/09)

Дата
Событие
Канал
Рейтинг
Доля
Этапы Кубка мира
 
 
 

18.01.09

Рупольдинг. Гонка преследования (мужчины)

«Спорт»

3,4%

11,3%

21.12.08

Антхольц. Эстафета (женщины)

«Спорт»

3,1%

11,2%

14.12.08

Хохфильцен. Эстафета (женщины)

«Спорт»

3,1%

10,9%

15.01.09

Рупольдинг. Эстафета (мужчины)

«Спорт»

2,8%

7,5%

18.01.09

Рупольдинг. Гонка преследования (женщины)

«Спорт»

2,6%

10,7%

Чемпионат мира (Пьенчанг)
 
 
 
 

15.02.09

Гонка преследования (женщины)

Первый

5,4%

21,1%

22.02.09

Масс-старт (женщины)

«Россия»

5,2%

21,6%

22.02.09

Эстафета (мужчины)

Первый

5,0%

20,5%

21.02.09

Эстафета (женщины)

«Россия»

4,6%

19,8%

15.02.09

Гонка преследования (мужчины)

«Россия»

4,4%

18,7%

Примечание. Рейтинг – процент от общего количества исследуемой аудитории, смотревшей данную программу. Доля – процент от общего количества включенных телевизоров, настроенных на данную программу.

Использованы данные «TNS Россия». Исследования «ТВ Индекс» по России в период с 1.12.08 по 22.02.09. Исследуемая аудитория – население страны в возрасте старше 4 лет.

Новости. Биатлон