Вакцина сжала сердце. В Норвегии — странная теория о смерти 27-летнего биатлониста

Невероятно печальные известия поступили из стана сборной Норвегии во время рождественской паузы. 23 декабря биатлонист Сиверт Гутторм Баккен был найден мёртвым в своём гостиничном номере в Лаваце на севере Италии. Причины смерти 27-летнего спортсмена не разглашаются – итальянская полиция проводит расследование.
Накануне вечером более сотни человек собрались на открытой поминальной службе в церкви в Лиллехамере – родном городе Баккена. Именно в этот день пришло известие о гибели спортсмена. Протопресвитеру Энн Катрин Опсанн Томтен пришлось сообщить трагическую новость семье биатлониста.
«Им сейчас очень тяжело. Я была у них с этим известием, и для всех это стало шоком. Совершенно невозможно было представить, что подобное может произойти», — приводит слова Томтен VG.
Друг, не дождавшийся на лыжне
Баккен находился в Италии на тренировочном сборе вместе с несколькими биатлонистами норвежской сборной. Утром 23 декабря он договорился провести тренировку с итальянцем Томмазо Джакомелем, однако в назначенное время так и не появился.
Джакомель был близким другом Баккена и одним из первых поддержал его, когда норвежец вернулся в спорт прошлой осенью после более чем двухлетнего перерыва, связанного с проблемами с сердцем. Они вместе тренировались летом и планировали отпраздновать Новый год вместе. После трагических известий Томмазо посвятил товарищу пронзительное сообщение.

«Дорогой Сиверт, я опустошён и знаю, что это затронуло не только меня, но и всю биатлонную семью. Мы планировали вместе провести тренировку, но ты не пришёл. Мы хотели отпраздновать Новый год вместе, но тебя там не будет. Жизнь давала тебе испытание за испытанием, а теперь случилось непоправимое. Это несправедливо. Ты останешься со мной в каждой гонке, в каждом мгновении жизни. Я сделаю всё возможное, чтобы ты мной гордился. Мы продолжим следовать за мечтой вместе», — написал Джакомель в социальных сетях.
Та самая победа – обошёл Карима Халили
Испытаний на долю Сиверта Баккена действительно выпало немало. В 2016 году он выступал на юношеских Олимпийских играх, где завоевал две золотые и одну серебряную медали.
Год спустя Баккен бежал заключительный этап эстафеты на юниорском чемпионате мира и благодаря уверенной стрельбе (использовав два дополнительных патрона) помог сборной Норвегии одержать победу. Второй в той гонке стала команда России – на последнем этапе Карим Халили откровенно «застрелился», отправившись на два штрафных круга.
Дебют Баккена на Кубке мира состоялся в сезоне-2020/2021, однако закрепиться в основе национальной команды ему тогда не удалось. В следующем сезоне он несколько раз попадал в «цветы», а затем отправился на Олимпийские игры – 2022 в Пекине в качестве резервиста.
20 марта 2022 года Сиверт одержал первую и, как оказалось, единственную личную победу на этапах Кубка мира – он выиграл масс-старт в Холменколлене. Эта гонка стала для него последней перед вынужденным перерывом.

Уже через два месяца, в мае 2022 года, жизнь биатлониста резко изменилась. В Норвегии писали, что после третьей дозы вакцины от коронавируса у него развилось заболевание сердца. Сам спортсмен связывал проблемы со здоровьем именно с вакцинацией. Все тренировки и подготовка к сезону были отложены на неопределённый срок.
«Будто сердце сжимали кулаком»
Баккен рассказывал, что испытывал сильные боли и временами всерьёз боялся за свою жизнь. «Мне будто сердце сжимали кулаком», — признавался он в интервью Langrenn.
Лишь осенью 2023 года Сиверт смог приступить к лёгким тренировкам. Однако и этот путь оказался непростым. В октябре ему вновь пришлось отказаться от работы на лыжне, и в тот период он сосредоточился на стрельбе, проводя долгие часы на стрельбище.
Во время затянувшегося восстановления Баккена поддерживала его девушка – норвежская биатлонистка Юни Арнеклейв. В первую зиму, которую Сиверт пропустил из-за болезни, Юни совершила прорыв в карьере. Она стала запасной сборной Норвегии на чемпионате мира – 2023, а спустя несколько недель впервые поднялась на пьедестал на этапе Кубка мира, словно повторяя путь Баккена.
После почти 1000 дней отсутствия Сиверт вернулся на соревнования и строил амбициозные планы – он рассчитывал отобраться на Олимпийские игры – 2026. И он вполне мог это сделать. Врачи разрешили ему выступать, а в нынешнем сезоне Баккен уже вплотную подбирался к пьедесталу – стал пятым в спринте в Анси 19 декабря и третьим в индивидуальной гонке в Эстерсунде в начале месяца. Про вакцину никто не вспоминал…
Казалось, самые тяжёлые испытания остались позади. Сам Баккен говорил, что чувствует себя гораздо лучше и его больше ничего не беспокоит. Но судьба распорядилась иначе.
«О твоей целеустремлённости мы могли только мечтать»
Как отметил Джакомель, вся биатлонная семья сейчас оплакивает эту утрату. Международный союз биатлонистов (IBU) выразил соболезнования родным, близким и товарищам Сиверта по команде. Победитель общего зачёта Кубка мира прошлого сезона Стурла Холм Легрейд также оставил трогательное послание.
«У тебя всегда была способность выходить из самых сложных ситуаций. Там, где другие сдались бы, ты продолжал двигаться вперёд. Сиверт, ты был примером для подражания и источником вдохновения. О решимости и целеустремлённости, которые были у тебя, мы все могли только мечтать», — написал Легрейд в социальных сетях.

Пятикратный олимпийский чемпион Йоханнес Бё, завершивший карьеру после прошлого сезона, на протяжении нескольких лет был товарищем Баккена по сборной.
«Ты один из величайших талантов норвежского биатлона. Ты всегда улыбался и умел находить правильные слова. Когда Сиверт был рядом, этого невозможно было не заметить. Он создавал фантастически тёплую и позитивную атмосферу. Он мог добиться очень многого. Его будет не хватать», — приводит слова Бё NRK.
Брат Йоханнеса, Тарьей Бё, также попрощался с бывшим коллегой по команде.
«Когда уходят молодые, это особенно несправедливо и трагично. Сиверт был искренним и всегда оставался собой. Он был такой один. Думаю, я никогда не встречал человека, настолько преданного своему делу», — цитирует Бё-старшего NRK.
Баккен двигался к своей мечте без оглядки и стойко преодолевал препятствия, возникавшие на пути. Тем тяжелее осознавать, что его путь оборвался в момент, когда казалось, что впереди – новая глава. Но жизнь, увы, не всегда справедлива.






