Наша экспертиза. Крути педали. Обзор велосипедного рынка
Ездить на велосипеде полезно для здоровья и всегда модно. Но сначала, разумеется, велосипед следует купить. Готовы помочь советом в этом деле.
Велосипедов сейчас выпускается великое множество. Есть модели для неспешных загородных прогулок, есть для шоссейных гонок, есть для езды по бездорожью, по горам и т.п. И поэтому в первую очередь надо определиться, какой вам велосипед нужен. Чтобы облегчить выбор, расскажем об основных типах моделей.
ПО ДОЛИНАМ И ПО ВЗГОРЬЯМ
Для прогулок подойдет городской велосипед (citybike), аналог старых добрых «Камы» и «Салюта», с небольшим количеством передач, обычно без ручных тормозов, зато с багажником. Более или менее приличный аппарат (здесь и дальше мы будем говорить о велосипедах известных американских, канадских или тайваньских фирм, таких как Norco, K2, Jamis, Merida) стоит от $200.
Шоссейный велосипед (roadbike) идеален для занятий велоспортом и поездок на длинные расстояния. Большие колеса, облегченная рама, руль в форме «рогов» обеспечивают высокую скорость и маневренность за $300. Это как минимум.
Горный велосипед (mountainbike) – для любителей экстрима. Есть несколько видов горных велосипедов. Для кроссов предназначен вседорожник (АТВ – all terrain bike), для дисциплин велоэкстрима – скоростного спуска и преодоления препятствий – нужны специальные модели, более массивные и снабженные усиленными амортизаторами. На таких по ровной дороге не очень-то и поездишь! Цена – от $150.
Трюки на ровной поверхности – все эти прыжки и вращения на месте – обычно проделывают на велосипедах BMX (bicycle moto extreme). У них маленькие колеса и всего одна скорость. Стоят такие от $200.
Но какой бы велосипед вы ни выбрали, он должен подходить вам по росту. У профессионалов есть несколько сложных способов определения «правильного» велосипеда. Самый простой: встать над рамой и упереться спиной в седло – до рамы должно оставаться расстояние в 4–5 пальцев.
ИЗУЧАЕМ МАТЧАСТЬ
Качество, а значит, и цена велосипеда зависят в первую очередь от оборудования – «навески». Это цепи, переключатели передач, втулки, тормоза, амортизаторы и т.д. Качественное оборудование предлагает фирма Shimano. Оно устанавливается, например, на известные марки Deore и Alivio.
Также следует обратить внимание и на вес велосипеда. Считается, что чем он меньше, тем велосипед лучше. Вес же, в свою очередь, напрямую зависит от материала, из которого сделана рама. Самые дешевые велосипеды имеют раму стальную. Наилучший же вариант по соотношению цена –качество – алюминиевая рама. Еще легче рамы хромомолибденовые, титановые, углепластиковые, но это уже профессиональные велосипеды, и цена на них соответствующая.
Естественно, что важной вещью являются и тормоза. Они бывают дисковые, ободные, тросиковые или гидравлические (замкнутая система с жидкостью). Одна из самых распространенных и дешевых – тросиковая система. Она по крайней мере проверена временем. Хотя считается и не такой надежной, как современные дисковые гидравлические тормоза. Но удовольствие это опять-таки дорогое.
ФОРМА ОДЕЖДЫ – РЕЙТУЗЫ И ШОРТЫ
Спецодежда современного велосипедиста – это шорты или рейтузы из лайкры со специальной плотной вставкой (на сленге – «памперсом»). Дешевле $40 не найдете. Вариант попроще: шорты и майки из современных материалов, хорошо пропускающие воздух и впитывающие влагу (от 400 р.). Обувь выбирают по ноге: легкую, плотно сидящую, чтобы не «ходила» пятка.
Обязательная деталь экипировки – шлем. Система подгонки по размеру, аэродинамичная конструкция, вентиляция через специальные отверстия, светоотражатели и мягкая внутренняя вкладка помогут вам на дороге сохранить вашу голову в целости (от $30).
Перчатки защищают не только от мозолей, но и от травм при падении. На некоторых моделях есть специальная вставка – чтобы вытирать пот с лица (от $30). Для экстремального катания понадобятся еще и наколенники и защита на щиколотки (от $50).
Я БЕРУ С СОБОЙ В ДОРОГУ…
Во-первых, всегда стоит брать с собой воду – по той простой причине, что при езде вы потеете, а потерю жидкости в организме надо восполнять. Кроме бутылки воды или фляги со специальным держателем для крепления на раме, вам пригодятся:
– велонасос;
– набор отверток-шестигранников в виде складного ножа для устранения внезапной неисправности;
– фара для любителей ездить в потемках или зимой;
– детское сиденье (если, конечно, у вас есть дети). Оно крепится на руль, раму или багажник, имеет ремни безопасности, удобные подставки под ноги ребенка и вместе со шлемом обеспечивает безопасность юного пассажира (от 1200 р.);
– специальный велосипедный компьютер, показывающий скорость, километраж, высоту подъема и массу других нужных и не очень нужных параметров;
– сумка под седло или раму, багажник или корзина, специальный велосипедный рюкзак для тех вещей, которые вы решите взять с собой.
Уход за велосипедом сводится к двум действиям: вымыть и смазать. Но делать это желательно после каждой поездки. Загрязненные детали чистят специальным моющим средством, промывают струей воды, смазывают машинным маслом. Обязательно смазывайте цепь, особенно после езды в дождь или по пересеченной местности.
Специальный тросик с ключом или кодовым замком позволит вам отлучиться в магазин за минералкой, оставив велосипед надежно прикованным к ближайшему забору или столбу.
ГДЕ УЧИТЬСЯ?
С городским велосипедом все понятно: научиться – дело времени, а большинству нужно просто восстановить утраченные навыки. А вот начинать кататься с гор и по пересеченной местности лучше под присмотром профессионалов.
В клубе «BikeSport» (ст. м. «Теплый Стан», Новоясеневский пр-т, 12/1, 422-52-52) вы можете получить навыки управления велосипедом, узнать способы преодоления препятствий, посетить теоретические занятия. Есть детская секция, велодром, мастерская. Занятия проходят в Битцевском лесопарке.
В велоклубе «Титан» (ст. м. «Белорусская», 1-я Тверская-Ямская, 11, 251-18-61), помимо обучения специальным навыкам езды, велосипед можно взять напрокат, купить новый или подержанный, а также модернизировать уже имеющийся.
ГДЕ КАТАТЬСЯ?
Самые популярные места катания в Москве: велокольцо в Крылатском, набережная Москвы-реки в районе ЦПКиО и Нескучного сада, ВДНХ, Измайловский парк, Лосиный остров. Любители горного велосипеда собираются в клубе «Кант» (ст. м. «Нагорная», Электролитный пр-д, 7б, 317-85-00), на Воробьевых горах – возле главного корпуса МГУ, на специальной трассе для маунтинбайка в Орехове (напротив дома № 61 по Шипиловскому проезду). Подходящий рельеф есть также в зоне отдыха «Тропарево», парке «Покровское-Стрешнево», Филевском и Битцевском парках.
ГДЕ КУПИТЬ ВЕЛОСИПЕД?
Магазины «Триал-спорт» (т. 933-40-60, www.trial-sport.ru).
«Спортмастер» (ст. м. «Смоленская», Смоленская пл., 6, т. 241-31-48, www.sportmaster.ru).
«Веломир» (ст. м. «Добрынинская», Люсиновская, 53/12, т. 236-89-40, www.velomir.ru).
«Стрелец-М» (ст. м. «Савеловская», Стрелецкая, 6, т. 289-05-96).