Меньшов снова в золоте. Сдержав атаку Роберто Эраса в горах, россиянин нанес испанцу ответный удар в «разделке»
ВЕЛОШОССЕ
«ВУЭЛЬТА ИСПАНИЯ»
Денис Меньшов вновь стал лидером испанской супермногодневки! Во вчерашней гонке с раздельным стартом он не только отыграл у трехкратного триумфатора «Вуэльты» Роберто Эраса 12 секунд гандикапа, но и привез испанскому гранду более полминуты преимущества. Теперь ни у кого нет сомнений – в последнем «Гранд туре» сезона Меньшов будет бороться за золотую майку победителя.
«Вуэльта» — супермногодневка для «велосипедных альпинистов». Это мнение укоренилось в сознании намертво. Меж тем как статистика последних лет пятнадцати говорит, скорее, об обратном. Специалисты-горняки побеждают в общем зачете лишь немного чаще, чем на «Тур де Франс», и куда реже, чем на «Джиро д’Италия».
Тип триумфатора испанского тура — гонщик разносторонний, обладающий весьма солидным индивидуальным ходом. Автор выдающегося хет-трика 90-х швейцарец Тони Ромингер был машиной для поддержания высочайших скоростей — кряжистый, необыкновенно сильный физически.
Его долговязый и тощий соотечественник Алекс Цюлле, двукратный победитель «Вуэльты», также развивал завидную мощность в индивидуальной гонке на время (парадоксальную для такого внешнего вида). В горах же, здорово отрабатывая подъемы, он был удручающе плох на спусках из-за плохого зрения и чрезмерно высокой посадки.
Обладатель золотой майки 1999 года, Ян Ульрих в дополнительном представлении не нуждается (менее двух месяцев назад на «Большой петле» мы вновь имели возможность оценить его гоночный стиль) — в длинной «разделке» по равнине превзойти его мог лишь Лэнс Армстронг. В горах же немец идет на выживание, как правило, даже не отрываясь от седла.
Лоран Жалабер и вовсе праздновал успех в те времена, когда еще не успел расстаться с репутацией спринтера. Шесть королей «Вуэльты» 90-х (Жалабер — не исключение) были победителями и призерами чемпионата мира в гонке с раздельным стартом.
«ГОРНЯКИ» НЕ ДОБИРАЮТСЯ ДО ВЕРШИНЫ
Классической дуэлью вошло в историю противостояние испанских грандов Мельчора Маури и Мигеля Индурайна весной 1991 года. Мигеллон еще только готовился взять первый из своих пяти французских туров, хотя великим раздельщиком он считался уже тогда. Но Мельчор был слишком силен в том сезоне — настолько, что бил Мигеля даже на его территории. Впрочем, инициативу в гонке он перехватил далеко не сразу. Великий испанец Индурайн, по иронии судьбы, так и не выиграл ни единой испанской супермногодневки, в 91-м он был к успеху ближе всего, завершив ее вторым.
А что же чистые «горняки»? Они все время были где-то рядом — но не на самом верху пьедестала. Хосе Мария Хименес, трагически ушедший из жизни в расцвете сил и дарования, в 1998-м был особенно хорош, но на его беду лидером команды, легендарной «Банесто», оставался Абрахам Олано. Менеджеры небезосновательно полагали, что у выдающегося универсала Олано больше шансов, нежели у Хименаса, для которого каждая «разделка» была мучением.
В итоге Эль Чава остался третьим, не имея права атаковать капитана.
Точно в таком же положении был в «Кельме» в 2002-м мастер раздельного Айтор Гонсалес. Вся Испания ждала победы второго призера прошлого года, горовосходителя атакующего стиля, вечного мальчишки Оскара Севильи. Гонсалес должен был работать на него, но, почувствовав слабость капитана, повел свою игру. Он рассорился с руководством команды, все-таки выиграл «Вуэльту» — и с того момента мыкался по другим группам, так и не взойдя ни разу на подиум.
КАК ПОБЕДИТЬ ЭРАСА?
Так почему же все упрямо считают «Тур Испании» многодневкой для «горняков»? Виной тому Роберто Эрас. Немногие листают на досуге страницы истории даже прошлого десятилетия; в последние же пять лет моду в гонке диктует все-таки капитан «Либерти Сегурос». Победы «раздельщиков» в общем зачете 2001 и 2002 годов считаются скучными, а Эрас, спуртующий на самых сложных участках перевалов, шоу гарантирует.
Три года руководство «Ю. Эс. Постал» пыталось подружить его с гонкой на время: изменило посадку на более аэродинамическую, предписывало по несколько раз в неделю тренироваться на «разделочном» велосипеде… Но успех это принесло весьма относительный.
В первом из двух серьезных раздельных стартов «Вуэльты-2005» Эрас фаворитом не считается. Хотя трасса длиной без малого 50 километров в окрестностях Льорет де Мар — довольно коварная, убеждался в этом на собственном опыте. Коста Брава — живописные прибрежные скалы. Дорога Педральта, нависающая над морем, считается одной из главных достопримечательностей этих мест. Подъемы, спуски, на иных участках крутые слепые повороты чуть ли не через каждые полсотни метров. Подобрать ключик к этой дистанции сможет не каждый специалист «гонок против хронометра», как называют такие соревнования итальянцы.
Но мы очень надеемся, что стремительно прогрессирующий в этом виде Денис Меньшов все-таки сумеет нанести ответный удар опытнейшему испанцу. Ведь это единственный вид, где трехкратному чемпиону «Вуэльты» приходится надеяться только на себя, а грозная «Либерти Сегурос» может помочь, разве что сыграв роль группы преданных болельщиков. Так ведь и у Меньшова болельщиков тоже более чем достаточно.
Денис с честью оправдал их надежды. Секунд, что ему проиграл Эрас на 48 километрах пути, могло быть еще больше, если бы испанец не нарушал без конца правила прохождения трассы. Впрочем, за это Эраса еще могут наказать.