Велошоссе. Последнее танго в Париже. В воскресенье россиянин Вячеслав Екимов в 15-й раз проехал по Елисейским полям
ВЕЛОШОССЕ
ТУР ДЕ ФРАНС
В воскресенье самый титулованный российский велосипедист, двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Екимов в 15-й раз финишировал на «Тур де Франс». Никто из ныне действующих гонщиков даже близко не подошел к этой отметке. До «вечного» рекорда голландца Юпа Зоэтемелка – 16 стартов/финишей на «Большой петле» – остался всего один шаг. Но делать его Екимов не собирается. Сразу после финиша 20-го этапа «Тура» 40-летний гонщик объявил, что по окончании сезона намерен завершить карьеру.
В воскресенье, покатавшись с шутками и прибаутками по пригородам Парижа, пелотон «Тур де Франс» вышел на Елисейские поля. Именно с этого момента на последнем этапе главной гонки мира обычно начинается основная борьба. Скорости взлетают до запредельных, хотя под колесами брусчатка. Ведь победителю достаются аплодисменты сотен тысяч парижан.
Выиграть здесь престижно как нигде. Но на сей раз жаждущие триумфа спринтеры и их оруженосцы почтительно придержали тормоза, выпуская вперед одинокую фигуру в бело-голубой форме. И все, кто стоял на обочине, сразу его узнали. Вячеслав Екимов. Гонщик, воплощающий для нас новейшую историю «Тура», завершал свою 15-ю французскую супермногодневку, и ни в одной из них он не позволил себе сойти, хотя бывало адски тяжело.
Слава поднял руку, и толпа грянула аплодисментами. В приветственных возгласах было восхищение и щемящая боль расставания. Мы поняли, что он едет свои последние кольца по Елисейским полям в качестве спортсмена. Чтобы вернуться в гонку – одним из символов которой он сумел стать в разгар своей удивительной карьеры – за рулем «технички» команды, которой был верен долгие годы.
Это были очень быстрые круги, совсем не напоминавшие круги почета. Примерно в четырех километрах от финиша Екимов начал свой знаменитый затяжной рывок, и группа дрогнула. Тысячи и тысячи километров по Альпам и Пиренеям за спиной, но он почти так же быстр, как двадцать лет назад. Спринтерские команды бросились в отчаянную погоню…
С ВЕЛОСИПЕДА – В «ТЕХНИЧКУ»
На следующее утро вместе с другими гонщиками Екимов ехал в машине в Брюссель. Оттуда вскоре он отправится в Испанию, где возобновит тренировки. Простившись с «Большой петлей», Вячеслав все же еще целый месяц будет радовать нас своим мастерством. Впереди многодневка по странам Бенилюкса, «Гран-при Плюэ», гонки «Про Тура». И только после этого он официально вступит в должность спортивного директора команды «Дискавери Ченнел».
– Слава, когда мы разговаривали всего несколько дней назад, существовала еще некоторая неопределенность. Думалось, что, как и несколько лет назад, возможно решение в пользу продолжения карьеры гонщика. И все-таки – прощание. Я комментировал последний этап «Тура»… Пронзительные получились кадры.
– Да, такое в жизни далеко не каждый день бывает… Мы поговорили накануне с Йоханом Брюнелем (спортивный директор «Дискавери». – Прим. ред.), и он сделал предложение, которое на сегодня лучше любого другого варианта. Этот «Тур» мне дался очень тяжело. Тем не менее продолжать гоняться мне было бы интересно, но только на высочайшем уровне. А Йохан сказал, что стратегия «Дискавери» меняется и в следующем году на «Тур де Франс» отобраться будет сложно. Поскольку явного лидера, такого, как Армстронг, у нас сейчас нет и вряд ли он появится в ближайшее время, работу нужно строить по-другому. Ставка будет делаться на молодых, агрессивных, способных на смелые индивидуальные действия. Состав сменится чуть ли не наполовину.
АРМСТРОНГ БЫЛ ОЧЕНЬ НЕДОВОЛЕН
– Вы будете принимать участие в этой перестройке в качестве спортивного директора. А были мысли стать главным менеджером, создать свою профессиональную группу?
– В данный момент на это замахиваться ни к чему, амбиции должны быть обоснованными. Я представляю, как выглядит организационная работа в профессионалах, но, естественно, несколько со стороны. Место в «техничке» «Дискавери Ченнел» мне многое даст – появятся и опыт, и, так сказать, собственная телефонная книжка с номерами организаторов гонок, спонсоров… Без этого двигаться вперед немыслимо. А там, глядишь, и у нас в стране появится серьезный проект на высшем уровне, в котором было бы очень интересно поучаствовать.
– В нынешней стратегической схеме «Дискавери» остается место для российских и украинских гонщиков?
– Да, они в нее идеально вписываются. Владимир Гусев только что выиграл общий зачет представительного «Тура Саксонии», и это серьезно укрепило его позиции. Владимир Билека и Ярослав Попович тоже остаются на контрактах.
– А среди тех новичков, которые придут после смены состава, уже намечаются какие-нибудь известные имена?
– Одно имя объявляем уже сегодня, хотя его вряд ли назовешь новым. К нам возвращается Леви Лефаймер, после того как побыл капитаном «Рабобанка» и «Герольштайнера».
– Интересно, когда Лэнс Армстронг сопровождал команду во время неудачного горного этапа, было что-то похожее на «разнос»? И вообще, в чем видело руководство причины неудачи «Дискавери»?
– Поначалу Лэнс был очень недоволен, но когда увидел в протоколе результат, с которым Франк Шлек взлетел на Альп д’Юэз, – развел руками. В этом году ехали так же быстро, как в его лучшие сезоны. Мы уступили, но в очень жесткой борьбе. Вообще же ставка с самого начала делалась на Джорджа Хинкепи, но его очень надломило серьезное поражение в первой «разделке», после этого он не смог восстановиться – ни физически, ни психологически. На последующих этапах нашей задачей было не затеряться в группе и сохранить лицо. Извне виднее, насколько это удалось.
МОЕ ПРОЩАНИЕ СОСТОИТСЯ В СЕНТЯБРЕ
– Ваши многочисленные болельщики совсем было загрустили, но будут рады узнать, что вы еще целый месяц станете гоняться в полную силу.
– Да, отдых откладывается. Я планировал свое участие в этих гонках давно, они мне подходят по специализации.
– Но и когда состоится официальное прощание с большим спортом, выражение «зачехлить велосипед» к вам будет неприменимо, я думаю?
– Команде нужен «катающийся спортивный директор». Сейчас такая тенденция, это модно и популярно. Спонсоры, VIP-персоны, приезжая к команде во время гонок, с удовольствием катаются на велосипеде, чтобы проникнуться атмосферой сполна. Буду выезжать вместе с ними. Но вообще велосипед никогда в сторону не отложил бы, даже если бы езда на нем не оставалась частью моих профессиональных обязанностей.
Р.S. У нас еще будет возможность с ностальгией вспомнить самые яркие страницы карьеры нашего лучшего гонщика (это вполне официальное звание, которое Вячеслав Екимов получил по итогам многочисленных опросов на исходе ХХ столетия). Мы обязательно встретимся в сентябре. А пока – гонки продолжаются.
15 «ТУРОВ» ВЯЧЕСЛАВА ЕКИМОВА
Год | Место |
1990 | 55 |
1991 | 42 |
1992 | 65 |
1993 | 35 |
1994 | 36 |
1995 | 18 |
1996 | 21 |
1997 | 44 |
1998 | 38 |
2000 | 55 |
2001 | 82 |
2002 | 58 |
2003 | 76 |
2004 | 80 |
2006 | 84 |