Взлет Армстронга, падение Меньшова. Лэнсу до желтой майки теперь лишь мгновение, Денису – почти четыре минуты

Великий Лэнс Армстронг одержал свою первую после возвращения победу, поднявшись после вчерашнего этапа на высшую ступень подиума – пусть пока и в составе звездной «Астаны», безоговорочно выигравшей командную гонку. Лишь мгновение отделяет теперь семикрат
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ВЕЛОШОССЕ
ТУР ДЕ ФРАНС

Великий Лэнс Армстронг одержал свою первую после возвращения победу, поднявшись после вчерашнего этапа на высшую ступень подиума – пусть пока и в составе звездной «Астаны», безоговорочно выигравшей командную гонку. Лишь мгновение отделяет теперь семикратного победителя «Тура» от возможности вновь примерить желтую майку. А вот для Дениса Меньшова вчерашняя гонка закончилась падением. На втором километре гонки россиянин оказался на асфальте, а по итогам этапа – на… 73-м месте.

Незаслуженно попавший в свое время в немилость спортивных чиновников вид программы полностью восстановлен в правах. Невероятно зрелищная (9 человек работают как единый живой организм), предельно динамичная (рекорд средней скорости на «Туре» – под 60 км/ч) командная гонка снова стала неотъемлемой частью программы. По крайней мере на Гранд-турах. Возможно, когда-нибудь квартеты рослых, тщательно подобранных по антропометрическим данным и функциональным возможностям атлетов снова станут сражаться на чемпионатах мира и Олимпийских играх, не только на полотне треков, но и на уходящих за горизонт 100-километровых дистанциях на шоссе. Пока же болельщики наслаждаются несколько иными, специфическими командными гонками в рамках многодневок: весь состав на шоссе – большие и маленькие, мощные и тощие; и ухитряются ведь демонстрировать потрясающую слаженность действий и удивительную эффективность.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К КЛАССИКЕ

Вот уже в 10-й раз подряд на «Тур де Франс» проводятся командные соревнования на время. В 2000 году для нового поколения профессионалов маршрут, проложенный в Нанте через гигантский, продуваемый всеми ветрами подвесной мост Сен-Незер, стал ездой в незнаемое. Очень многие уважаемые «конюшни» выглядели совершенно беспомощными – профи разучились ездить «команду». Тогда же выдвинулось на первый план несколько коллективов, обладавших «скатанностью» и стратегической смекалкой, составленных из гонщиков, более или менее сопоставимых по индивидуальному ходу. Но особенно хороши были «ОНСЕ» и «Ю. Эс. Постал».

У испанцев под началом обладающего нынче неоднозначной репутацией Маноло Сайса всегда было очень много сильных «раздельщиков», и они особенно тщательно готовились именно к этому виду программы. А у американцев был наш Вячеслав Екимов, олимпийский чемпион Сеула-88 в трековой «команде», воспитанник кузнецовской школы, где данная гонка была профилирующей. Он научил своих напарников многим позабытым секретам.

«Когда командную гонку вернули на «Тур», – вспоминал Вячеслав во время нашей недавней беседы, – большинство работали «вертушкой», то есть проводя почти безостановочные смены, – так обычно работают в голове группы, когда нужно быстро догнать отрыв. Но для командной гонки это не годится – нетрудно подсчитать, что при этом преодолевается большая дистанция; а когда счет идет на секунды, мелочей не бывает. Смены должны быть достаточно продолжительными». Авторитет Еки всегда был непререкаем – этой и многим другим премудростям у «играющего тренера» научились очень быстро.

Сегодня «Астана» по удивительному стечению обстоятельств стала преемницей обеих вышеупомянутых команд. Казахстанский проект взошел над развалинами детища Сайса, в то время именовавшегося «Либерти Сегурос», ну а костяк его нынешнего состава (как и менеджер Йохан Брюнель, как и спортивный директор Вячеслав Екимов) – плоть от плоти «Дискавери», экс-«Ю. Эс. Постал». «Генетика» – великолепная. Да только времена изменились, и конкуренция в этом виде стала более острой. Престижность таких соревнований выросла (а это важно для спонсоров), можно заметно продвинуть своих капитанов в общем зачете – так что появилось много желающих подняться на вершину подиума вдевятером.

Ради этого еще на зимних сборах начинают выполнять специальную работу «Ликвигас», «Гармин», «Саксо Банк» (гвардия Бьярне Рииса, к слову, давно уже ходит в фаворитах на всех гонках на время) – и, разумеется, «Коламбия».

«Коламбия» накануне провела славную «тренировочку», и «репетиция» командной гонки (благодаря которой под напором встречно-бокового ветра группа была развалена в клочья), изрядно перекроила генеральную классификацию.

Только вот возник вопрос: неужели адские усилия «Коламбии» при подъезде к Гран-Моту не аукнутся на следующий день?

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

Российская «Катюша», уходившая со стартового стола в Монпелье, не производила сильного впечатления. Всезнающие букмекеры ставили «глобальный российский проект» (а именно эти слова написаны на груди наших гонщиков) на… предпоследнее место.

Безоговорочным же лидером считалась «Астана», чей состав на Большой петле уже заслужил сравнения с футбольным мадридским «Реалом». Скептики говорят, что в горах лидеры казахстанского проекта могут затеять драку между собой. Что ж, поживем – увидим. Только вчера Армстронгу, Контадору, Кледену и Лейфаймеру делить было нечего. А раз так…

Между тем «Катюша» очень уверенно прошла 39 километров узкого и коварного шоссе в окрестностях Монпелье (не могла не сказаться классическая трековая подготовка большей части команды) и установила лучшее время. А самое главное – никто из ребят не упал! Падений в командной разделке хватает. Вот уже на втором после старта километре едет заднее колесо и Дениса Меньшова. Короля «Джиро-2009» в последний год преследует форменное проклятие. Год назад на «Туре» он упал во время решительной горной атаки (а ведь атаковал на победу!), а его падение чуть больше месяца назад в Риме до сих пор стоит перед глазами болельщиков. Слава богу, то падение за 800 метров до финиша заключительной разделки в Риме не лишило Дениса розовой майки. Но что-то случится теперь? Вроде бы и серьезных ссадин оно не оставило, и снова в седло лидер «Рабобанка» сел через 20–25 секунд, но…

Как не натягивала затем команда на оставшихся километрах – ритм был потерян. Тем более что «Рабобанк» – не эталон прохождения командной гонки. На финише сине-оранжевые уступают «Катюше» более 50 секунд. И слабо утешает то обстоятельство, что еще семь (!) команд сталкиваются с еще более серьезными проблемами. Настает время команд-фаворитов, и все встает на свои места. Окончательно – с финишем «Астаны».

Что увидели зрители? Командная гонка стала своеобразной «первой ступенью», выведшей своих фаворитов на первую космическую орбиту. Проводя подобные аналогии, стоит признать, что как минимум у трех «небожителей» эта самая ступень сработала хуже, чем можно было ожидать, – у действующего короля «Тура» Карлоса Састре, «вечно второго» Кадэла Эванса и… Дениса Меньшова.

Похоже, этой троице включать свою «вторую ступень» надо незамедлительно – уже в Пиренейских горах, куда пелотон прибывает в пятницу.

СТАТИСТИКА

ТУР ДЕ ФРАНС

Супермногодневка (21 этап)

4-й этап. Монпелье (командная гонка на 39 км). 1. Астана (Казахстан) – 46.29. 2. Гармин-Слипстрим (США) – отставание 0.18. 3. Саксо Банк (Дания) – 0.40. 4. Ликвигаз (Италия) – 0.58. 5. Коламбия (США) – 0.59. 6. Катюша (Россия) – 1.23… 8. Сервело (Швейцария) – 1.38… 11. Рабобанк (Голландия) – 2.21… 13. Сайленс-Лотто (Бельгия) – 2.36

Генеральная классификация. 1. Канчеллара (Швейцария, Саксо Банк) – 10:38.07. 2. Армстронг (США, Астана) – то же время. 3. Контадор (Испания, Астана) – 0.19. 4. Кледен (Германия, Астана) – 0.23. 5. Лейфаймер (США, Астана) – 0.31. 6. Виггинз (Великобритания, Гармин-Слипстрим) – 0.38… 27. Карпец (Россия, Катюша) – 2.31… 30. Састре (Испания, Сервело) – 2.44… 36. Эванс (Австралия, Сайленс-Лотто) – 2.59… 37. Иванов – 2.59… 40. Игнатьев (оба – Россия, Катюша) – 3.02… 67. В.Ефимкин (Россия, АГ2Р) – 3.44… 69. Трусов – 3.47… 72. Бочаров (оба – Россия, Катюша) – 3.51… 73. Меньшов (Россия, Рабобанк) – 3.52… 155. Трофимов (Россия, Буиг Телеком) – 7.2

Новости. Велоспорт