Тени на белых одеждах
БОКС
ТУРЕЦКИЙ ЧИНОВНИК ОТ БОКСА РЕШИЛ ОБЫГРАТЬ СБОРНУЮ РОССИИ С ПОМОЩЬЮ «СВОИХ» СУДЕЙ
Давно известно, что в большом спорте есть две неизлечимые болезни –допинг и необъективное судейство. Бокс, который обрел олимпийскую прописку ровно 100 лет назад, на Играх-1904 в Сент-Луисе (США), никогда не испытывал проблем с допингом. Зато с судейством во все времена тут – полная беда.
СПИСОК НА ТРОИХ
Можно назвать сотни известных в мире бокса бойцов, чью спортивную карьеру сломали нечистоплотные на руку судьи, одетые, между прочим (по правилам АИБА), в белые одежды.
Очередной скандал с судейством боксерского олимпийского турнира разгорелся за два с небольшим месяца до начала Игр-2004. И что самое удивительное, виновником его стал человек, который по роду своей деятельности должен был сделать все, чтобы никаких эксцессов, связанных с судейством главных соревнований четырехлетия, не возникло. Речь о генеральном секретаре АИБА (Международной ассоциации любительского бокса), вице-президенте ЕАБА (Европейской ассоциации любительского бокса) турке Канере Доганели.
Впрочем, обо всем по порядку.
Спичкой, разжегшей огонь скандала, стал обнародованный АИБА список судей, которым ассоциация доверила право обслуживать олимпийские бои 2004 года. Не знаю, как в других спортивных дисциплинах, но в боксе судейская бригада – это команда, с которой, образно говоря, всем сборным, претендующим на командное первенство, предстоит играть. И «обыграть» которую можно лишь в том случае, если она сама играет по правилам…
Но в том-то и дело, что правила были нарушены уже при составлении олимпийского списка судей.
Четыре года назад, когда Федерацию бокса России возглавлял Владимир Иванченко, этого, может быть, никто и не заметил. Как, впрочем, и было. Но беда, нечистого на руку Доганели, в том, что сегодня российской федерацией бокса руководит Эдуард Хусаинов. Он, вице-президент ЕАБА, и обратил внимание общественности на то, что судейский список был утвержден вопреки существующим правилам.
Об этом Хусаинов и заявил во всеуслышание на Исполкоме ЕАБА, состоявшемся недавно в Риме.
Во-первых, лицензию на обслуживание олимпийского турнира должна была выдать судейская комиссия ЕАБА, которая… не состоялась. Кандидатуры выбранных судей никто не обсуждал. Во-вторых, этот список должно было утвердить заседание континентального (в данном случае европейского) бюро, которого… тоже не было. Другими словами, обнародованный список судей, подписанный вице-президентом АИБА, президентом ЕАБА, председателем континентального бюро ЕАБА Эмилем Жечевым (Болгария), вице-президентом, председателем судейской комиссии ЕАБА Агаджаном Абиевым (Азербайджан) и Доганели (Турция) – всего лишь липовый документ. Не более того. Глядя на него, возникают, по меньшей мере, два вопроса: «Почему эту бумагу подписали Жечев и Абиев, если заседаний судейской комиссии и континентального бюро не было? И второй, самый главный: с какой стати там отметился своей подписью Доганели, не имевший этого права? Впрочем, наличие росписи Доганели объясняет и действия Жечева с Абиевым. Налицо типичное давление вышестоящего начальника: я подписал, значит, и вы должны это сделать…
В итоге председатель судейской комиссии АИБА египтянин Исмаил Осман получил «липовый» список европейских судей, подкрепленный росписями трех вышеупомянутых чиновников от бокса. О чем он, собственно, и сообщил Федерации бокса России.
НА ТУРЕЦКОМ БЕРЕГУ
Вот такая история. Удивляет и сам «утвержденный» список олимпийских судей от Европы. После европейского чемпионата, состоявшегося в Хорватии, был составлен рейтинг судей с прицелом на приближающиеся Олимпийские игры. Лучшие, по логике, имели преимущество при составлении олимпийского списка (таковы правила АИБА). Но «благодаря» Доганели, Жечеву и Абиеву, там не оказалось арбитров, получивших в европейском рейтинге первую, пятую и шестую позиции. Зато есть угодные Доганели судьи, оказавшиеся на 18-м, 24-м, 27-м и 29-м местах.
СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ
«…Довожу до вашего сведения, что на отборочном олимпийском турнире в Баку перед полуфинальным поединком боксеров Турции и Молдавии (48 кг) ко мне обратились судьи из Турции и Румынии с просьбой помочь турецкому боксеру. Если я не помогу, заявили они, у меня могут возникнуть серьезные проблемы в дальнейшем… А если смогу помочь, то Доганели гарантирует перспективу судейства на международном уровне. К сожалению, в эту минуту я попал под давление с их стороны и, сев за судейский столик, нажимал кнопки в основном в пользу турецкого боксера…»
Такое самокритичное письмо прислал в Федерацию бокса России один из российских судей, обслуживавших квалификационный Олимпийский турнир в столице Азербайджана.
Еще одно пришло из Ирландии от почетного секретаря тамошней ассоциации бокса: «Мысль написать вам пришла после отчета руководителей команд, судей и представителей Ирландского совета спорта, которые присутствовали на чемпионате Европы и квалификационных олимпийских соревнованиях. Сообщаем вам, что один из наших арбитров подвергся устным оскорблениям и физическим угрозам в период проведения указанных соревнований….»
Потом в разговоре с представителями Федерации бокса России ирландец признался, что угрожали ему судьи из Турции и Румынии.
Вот вам и ответ на вопрос: почему олимпийский список судей составляется под диктовку турецкого банкира Канера Доганели. Ему явно не понравилась убедительная победа сборной России на чемпионате Европы-2004 в Хорватии. Там, напомним, наши ребята выиграли девять медалей из одиннадцати. Российская команда сегодня, в преддверии Олимпийских игр, необычайно сильна. Обыграть ее на ринге очень трудно. Так может быть, удастся сделать это с помощью заангажированных арбитров? Турецкий бизнесмен явно на это надеется.
КСТАТИ
Конечно, олимпийские лицензии мы могли выиграть и малой кровью, поскольку их гарантировало даже третье место. Но никогда нельзя ставить полузадачи, иначе потом придется кусать локти. Но это одна сторона медали. Такие безоговорочные победы, как правило, не остаются без последствий, поскольку у их противников есть серьезный контраргумент: гегемония одной сборной не способствует популяризации международного бокса.
Николай ХРОМОВ, главный тренер сборной России