Костя Цзю: Я все равно русский! Чемпион мечтает завершить свою карьеру именно в Москве
БОКС
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
«Если миру нужен город для организации беспрецедентных Игр, то нужно обратить внимание на Москву. Я горжусь тем, что могу оказать поддержку Москве, и надеюсь на то, что в июле следующего года МОК именно столицу России выберет в качестве места проведения Олимпиады 2012 года».
Эти слова чемпион мира по профессиональному боксу Константин Цзю сказал на приеме в мэрии Москвы. А вчера он был в Российской государственной академии физической культуры, где праздновали 100-летие со дня рождения многолетнего заведующего кафедры бокса, профессора Константина Градополова. Именно в академии я и встретился с Цзю.
…Таксист, с которым мы благодаря московским пробкам почти породнились, не сразу отпускает меня у главного подъезда Российской академии физической культуры: «Скажите Косте, что мы считаем его российским боксером. Место жительства не определяет национальность…»
Вестибюль академии напоминает съемочную киноплощадку. 16.00, но почти дневной свет. Вспышки фотоаппаратов, красные огоньки телевидеокамер… Вижу двукратного олимпийского чемпиона Бориса Лагутина, его непримиримого оппонента в ринге, двукратного чемпиона Европы Виктора Агеева, знаменитого тяжеловеса Игоря Высоцкого, шестикратного чемпиона СССР Бориса Никанорова, олимпийского чемпиона Валериана Соколова…Но не они сегодня главные герои. В центре – в студенческой толпе жаждущих взять автограф – Костя Цзю. В куртке от «Версачи», с коричневым австралийским загаром и пахнущий дорогим парфюмом. «Ты у меня отобрал всю славу»,—смеется олимпийский чемпион, давний друг Кости Александр Лебзяк, вызвавшийся помочь мне в этой суматохе поговорить с Цзю. Но я и сам не первый год знаком с Константином. Он протягивает мне левую руку из толпы, подписывая правой очередной буклет: «Привет, поговорим после торжественной части»…
«Кость, а может быть, пока вся эта суматоха, я задам несколько вопросов твоему сыну,– прошу я.– Наверняка у него много впечатлений от заснеженной Москвы». 10-летний Тимофей (Тимоти, как зовут его в Австралии) скучает в дальнем углу вестибюля, но папа строг: «Нет, я не хочу, Тимофей, иди сюда…»
КУБИНЦЫ УЧАТСЯ ПО НАШЕМУ УЧЕБНИКУ
Кто такой Градополов? Бывший главный тренер сборной СССР Константин Копцев вспомнил на торжестве, что наши главные соперники – кубинцы до сих пор учатся по учебнику, написанному Константином Васильевичем. А Борис Никоноров, участник Олимпийских игр 1960 года, известный рассказчик, напомнил Борису Лагутину, как однажды на заграничном послесоревновательном банкете они, сгонявшие вес, залпом испили холодной водицы из бадьи, которую официант принес… для мытья рук. Вот после этого казуса Градополов, основоположник советского бокса, интеллигент в энном поколении, актер, сыгравший в 13 художественных кинофильмах, и начал учить ведущих советских боксеров, в какой руке надо держать вилку. Независимо от того, ударная рука или нет…
ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ЦЗЮ ХОЧЕТ ПРОВЕСТИ В МОСКВЕ
Костю Цзю тоже вызвали на сцену. Давненько он не попадал в такое положение. Наверное, хуже нокдауна. Тем не менее (вот что значит советская закалка!) сориентировался быстро. Сказал пару дипломатических слов насчет того, что вырос как боксер в советской школе: «Даже живя в Австралии, я знаю, что Россия, за которую никогда не выступал, – родная для меня страна. Сколько бы не было австралийских флагов во время моих боев, я все равно русский!..»
А потом подарил кафедре бокса академии уникальный плакат, изданный к бою, который… не состоялся. В феврале в Москве с Шармбой Митчеллом:
— Я очень хотел, чтобы этот бой прошел в России, — положил ударную правую руку на сердце Костя. – Но он, как вы знаете, состоялся по не зависящим от меня причинам в Америке. Результат вам тоже известен. Но я заявляю всем корреспондентам, присутствующим в зале, что с боксом пока не закончил и, более того, хочу закончить карьеру в Москве…
Я – ЗА ЛЕБЗЯКА!
Тем не менее первый вопрос в нашем разговоре я достал из сундука домашней заготовки:
— Костя, и все-таки что может заставить вас завершить карьеру?
— Это произойдет только в том случае, если у меня не будет больше желания боксировать. Сейчас есть масса интересных предложений. Не буду скрывать, во многом из-за них я и приехал в Москву.
— Наверное, производство клюквенного напитка под названием «Цзю»?
— Абсолютно нет! Первый вариант этого напитка мне, не буду скрывать, понравился. Но он не выдержал требований ГОСТа. Сейчас, насколько я знаю, изготовители что-то меняют. Давайте подождем…
— Костя, Саша Лебзяк, ваш друг, наверняка уже сообщил вам о том, что в Федерации бокса России – революция. Лебзяк претендует на пост главного тренера сборной России. Как вы думаете, он созрел для этого?
— Вы за кого? За Лебзяка? Не втравливайте меня в политику… Давайте приведем Сашу сюда – он сам все расскажет.
Как вы думаете, за кого бы я проголосовал на конференции, если Саша – мой друг? Конечно, за него! У него, я уверен, все получится…
— Вас признали лучшим российским спортсменом 2004 года, проживающим за рубежом. Когда узнали об этом, о чем подумали?
— Раньше я даже не слышал о том, что такие премии присуждают. Когда мне пришло приглашение из Москвы, был далеко от дома. Дел – море. Но звонок жены все решил, я бросил все дела…. Слишком серьезная для меня награда…
— Двое сыновей – Тимофей и Никита – в вашей делегации – это ваше условие?
— Да. Сначала хотели взять дочку, но сыновья возмутились: «А как же мы?» У них сейчас каникулы. Это обстоятельство все и решило. А дочка еще успеет.
НИКИТА ЦЗЮ НОСИЛ СОСУЛЬКУ В КАРМАНЕ
— В аэропорту «Домодедово» вы сказали, что хотите показать снег сыновьям, выросшим в Австралии. Ну и какова их реакция?
— Младший Никитка во время прогулки нашел где-то две грязные сосульки, положил в карман. Через некоторое время заходим в магазин, и он у меня спрашивает: «Папа, а где они?» Даже не знал, что они могут растаять…
— В Домодедово, помнится, вы еще сказали, что хотите показать сыновьям Москву. Куда в первую очередь их отведете?
— Это зависит от принимающей стороны. Я ведь плохо знаю Москву. Помнится, когда выступал за сборную СССР, мы приезжали в столицу, селились в гостинице «Спорт» и кроме номера и зала бокса я ничего не видел. Сейчас, говорят, даже гостиницы этой уже нет. Но организаторы поездки обещают вылазку за город, в Московскую область. Там — чистейший снег. Хочу искупаться и попариться в баньке!
— А в проруби?
— Может быть. Я еще ни разу этого не делал.
— Акклиматизацию нормально перенесли?
— Дети и жена, кажется, с ней справились, а я спал только четыре часа.
— Академия спорта, мэрия Москвы, загородная поездка, что потом?
— Встреча с членами моего фан-клуба. Час-другой надо им уделить. Это надо.
— Это правда, что вы приехали, и для того, чтобы прозондировать почву о возможном будущем поединке в Москве?
— Я не занимаюсь такими вопросами. Для этого есть промоутеры и менеджеры. А также телевизионная компания «Show time», с которой у меня есть контракт. Но если вы спросите мое мнение, то я бы очень хотел завершить свою карьеру в Москве.
— Много разговоров о вашем якобы решенном бое с Рикки Хаттоном. Последний даже нелицеприятно высказался о ваших чемпионских возможностях…
— Это его проблемы. Мой менеджер об этом не говорил, и я в переговорах о поединке с Хаттоном не участвовал.
КОСТИН ДОЛГ – ЧЕТЫРЕ БОЯ
— Сколько еще боев намерены провести?
— Не знаю, пока будет мотивация выходить на ринг, я это буду делать. На сегодняшний день у меня есть контракт, по которому я обязан провести еще четыре боя.
— А кого хотели бы видеть на ринге противником?
— Того, кого захотят увидеть зрители. На сегодняшний день самым кассовым называют бой с Артуро Гатти. Еще не прочь выйти против меня Мэйвезер. А также Кори Спинкс (при условии, если я поменяю весовую категорию). Заб Джуда – тоже вариант.
— И все-таки когда мы в следующий раз увидим вас на ринге?
— Думаю, весной-летом 2005 года.
— Были слухи, что вас в Россию пригласил лично Путин?
— Нет, такого приглашения, к сожалению, не было. Но если будет возможность, очень был бы рад встретиться с Владимиром Владимировичем.
— Какой из проведенных вами поединков на профессиональном ринге больше всех греет душу?
— Наверное, с американцем Забой Джудой в ноябре 2001 года в Лас-Вегасе. Удалось тогда отправить соперника в нокаут во втором раунде. Мои русские и австралийские болельщики до сих пор под впечатлением: «Ка-а-ак ты его сделал!..»
— Ну и для полноты картины назовите поединок, о котором даже вспоминать не хочется…
— В первую очередь, конечно, поражение от американца Винсента Филлипса в мае 97-го. Очень тяжело сложился бой с Эктором Лопесом в 94-м…Знаете, бывают поединки, после которых приходишь в раздевалку и даже стакан воды выпить не можешь –тошнит. А утром каждая частичка тела болит. Трогаешь волосы – больно, пальцем пошевелить – больно… В боксе надо уметь жертвовать собой, преодолевать боль, усталость и… получать от этого удовольствие. Даже после 26 лет занятий им.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Константин ЦЗЮ.
Родился 19 сентября 1969 года в городе Серов Свердловской области. Ныне проживает в Сиднее (Австралия).
Чемпион мира в весовой категории 63,5 кг по версии IBF. Почетный чемпион мира по версии WBC. На любительском ринге провел 259 боев, одержал 248 побед. 2-кратный чемпион Европы в легком (60 кг) и 1-м полусреднем (63,5 кг) весах, чемпион мира 1991 года (63,5 кг). Участник Олимпийских игр 1988 года (проиграл в 1/4 финала).
Профессиональную карьеру начал в 1992 году. Провел 33 боя, победил в 31 (25 нокаутов), 1 ничья и 1 поражение.