Главный тренер сборной России Александр Лебзяк: Я принимаю взятки на благо сборной
БОКС
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
«Нет, я приехать не могу. 31 января у меня дебют: в подмосковном Чехове начинается тренировочный сбор национальной команды, который я возглавляю. А до этого должен успеть сделать массу дел. Поэтому извините» – таков был первый ответ нового главного тренера сборной России по боксу Александра Лебзяка на просьбу приехать в «Советский спорт» на «Прямую линию» с читателями. Но нам удалось его уговорить. Аргументов «за» было много, но главным оказался самый простой: «Это на благо вашего любимого бокса».
Более того, Лебзяк приехал в редакцию на час раньше намеченного срока, поэтому у журналистов «СС» появилась возможность задать ему свои вопросы.
1-Й РАУНД. В ПРОТИВОПОЛОЖНОМ УГЛУ РИНГА – ЖУРНАЛИСТЫ «СС»
«СТАРИЧКИ» НЕ УСТУПЯТ
– Александр Борисович, понятно, что когда этот номер газеты увидит свет, сбор наберет ход. Поэтому давайте мысленно сядем в машину времени и перенесемся на три дня вперед. Какими словами новый главный тренер встретил сборную?
– Одним словом: «Здравствуйте!», ведь здесь все мои знакомые – как среди боксеров, так и среди тренеров.
– А как же насчет того, что новая метла метет по-новому?
– Во-первых, состав участников этого сбора формировал бывший тренер сборной – Николай Хромов. Во-вторых, даже если бы это делал я, все равно в Чехов приехали бы эти же боксеры. Других у нас сейчас попросту нет.
– Тогда зачем нужно было менять главного тренера?
– Новый главный тренер – это новая концепция работы сборной, новая методика подготовки и новые цели. Мы уже много лет находимся на вторых ролях, уступая кубинцам на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Именно это послужило поводом для снятия бывшего главного тренера. Отсюда, естественно, формируются и мои задачи. А новые бойцы сразу появиться не могут. Более того, я уверен, что «старички», те, кто решил продолжать карьеру после Олимпиады в Афинах, еще долго не уступят свое место в сборной. Им нужно только внушить новую психологию: кубинцев можно и надо бить.
– Среди первых номеров нынешнего состава сборной есть много ребят, с которыми еще вы выступали: Казаков, Малетин, Макаренко… Как будете строить с ними отношения?
– Не вижу в этом проблемы. Но сегодня в Чехове никого из них нет, поскольку это не общий сбор, а конкретная подготовка к международному турниру в Венгрии, в котором мы постоянно участвуем. Далее последуют соревнования в Болгарии, Швеции, Доминиканской Республике…
– Стоп, Доминиканская Республика – это что-то новое. Зачем вы туда едете?
– Как раз для того, чтобы встретиться со своими главными соперниками – кубинцами. Чем больше у нас будет контактов с ними, тем выше шанс – бить их. Был у Федерации бокса России первоначально план: организовать в первой половине года матчевую встречу национальных сборных России и Кубы, но поскольку в конце мая – начале июня Москва, как недавно окончательно выяснилось, примет очередной Кубок мира по боксу, мы не успеваем провести такой матч. А далее начнется подготовка к чемпионату мира…
ПЛЫВЕМ С ПРЕЖНИМ КАПИТАНОМ
– Кто-то из команды Хромова выразил вам недоверие: отказался работать в сборной, которую возглавил Лебзяк?
– Нет. По крайней мере, на сегодняшний день таких не было, хотя я знаю, что не все согласились с отставкой Хромова.
– Они, насколько нам известно, были и среди первых номеров сборной. Вы в курсе?
– Это естественно. Я побеседовал практически со всеми ведущими нашими боксерами и могу сказать: никто из них не собирается уходить из сборной.
– Капитан тоже останется прежний?
– А разве главный тренер вправе его менять? Это выборная командой должность. Но от себя скажу: никого более достойного, чем Женя Макаренко, на этом месте не вижу.
– Во время отчетно-выборной конференции Федерации бокса России несколько членов сборной хотели зачитать обращение к делегатам в защиту Хромова. Но их не пустили в зал. Почему вы, человек очень честных правил, это допустили?
– Именно по этой причине. Легко догадаться, что этих ребят организовала и привезла в Олимпийский комитет России, где проходила конференция, команда Хромова. Но почему при этом она «забыла» захватить с собой тех, кто был двумя руками за Лебзяка? Представляю, что бы наговорил против Хромова тот же олимпийский чемпион Алексей Тищенко, если бы ему дали слово! Поэтому, думаю, мы и здесь поступили честно. Я, кстати, как мог, объяснил всем, кто пришел зачитывать обращение, что их дело – тренироваться, а не заниматься политическими играми. Понимая при этом, что их заставили.
– Два основных помощника Хромова – Александр Черноиванов и Валерий Белов – отказались приехать на нынешний сбор, сославшись на болезнь. Согласитесь, в этом тоже можно легко усмотреть стратегический ход?
– Ни в коем случае. Белову буквально на днях сделали операцию. Ему надо восстановиться. Черноиванов, напротив, хочет лечь на операционный стол – далее оттягивать уже нельзя. Оба звонили мне, предупредили, что не смогут приехать в Чехов, а я им сказал, что их вклад в российский бокс настолько велик, что дверь в сборную для них открыта всегда.
– Среди тех тренеров, на которых вы рассчитываете в ближайшем будущем, есть такие, кто не работал в команде Хромова?
– Валерий Павлович Смоляков из Московской области.
ПОШЛИ ВСЕ К ЧЕРТУ!
– Во время предвыборной кампании вы много раз очень резко и жестко высказывались о методах работы и личных качествах Хромова. А после конференции на победном банкете (в отсутствие Николая Дмитриевича) подняли тост за великого тренера Хромова, пригласив его в свои помощники. Не цинично ли это?
– Вы знаете, у меня на этот счет нет однозначного ответа. Во-первых, хочу извиниться перед Николаем Дмитриевичем за то, что не поздравил его с днем рождения, который пришелся на начало ноября. Нет, я не забыл о нем. Просто не решился позвонить. Представляете, как бы выглядело мое поздравление и пожелание успехов в будущем в той ситуации, в которой мы тогда находились! Естественно, он воспринял бы его как издевательство.
Но, с другой стороны, все, что я говорил в предвыборных интервью, было искренне. Я в самом деле не был согласен с некоторыми методами работы Хромова и высказывал ему это в лицо. То, что Тищенко все-таки поехал на Олимпийские игры, считаю и своей заслугой. Как офицер, майор Советской армии, главный тренер сборной Вооруженных сил по боксу «воевал» с Хромовым, но в то же время знаю, что это великий тренер с богатейшим опытом. Я пригласил его работать в тандеме. Дальше решать ему.
– Если решится, не будет ли он вам мешать в психологическом плане? Знаете, некий укор, ведь вы почти семь лет отбоксировали в сборной под его началом?
– Не знаю. Жизнь покажет. Он никогда не был моим тренером, но опыт его, однозначно, нужен сборной.
– Александр Борисович, положа руку на сердце, чем, кроме молодости, вы отличаетесь от Хромова?
– Очень многим, не говоря о сугубо боксерских заслугах. У нас абсолютно разные характеры. Если бы мне однажды сказали: «Ты не устраиваешь нас как главный тренер, уходи», – я бы прямо там, где получил эту весть, развернулся и ушел. Пошли все к черту! Николай Дмитриевич этого не сделал.
2-Й РАУНД. В ПРОТИВОПОЛОЖНОМ УГЛУ РИНГА — ЧИТАТЕЛИ «СС»
АВТОГРАФ НА РУКЕ
— Алло, это Александр Лебзяк? Беспокоит Владимир Потрошков, тренер-общественник из московского спортклуба «Спартанец». Скажите, а не поспешили ли вы с выдвижением своей кандидатуры на пост главного тренера сборной? Может быть, для начала надо было поработать рядом с Хромовым?
— Нет, не поспешил. То, что сейчас происходит, можно назвать преемственностью поколений. Правда, не совсем в чистом виде. Хромов 14 лет проработал главным тренером сборной и не собирался уходить с этого поста. Не говоря уж о том, чтобы с кем-то поделиться опытом. Но это ведь не вечная должность? Даже величайший кубинский тренер Сагарра это понял и добровольно ушел в отставку с поста главного тренера сборной.
Что же касается работы «рядом с Хромовым», мне кажется, я сполна познал ее, отбоксировав семь лет под его началом в команде.
— Звонит Евгений Петанин, учитель иностранных языков. Александр, мечтаю получить ваш автограф на руке — месяц потом не буду ее мыть. Где я могу найти вас в ближайшее время?
— Приезжайте на Кубок мира, который пройдет в Москве в конце мая. Место уточняется, но автограф в любом случае я вам обещаю.
ПРИСЕЛ ПЕРЕД «ВОЙНОЙ»
— Александр, это давний ваш поклонник Леван. Вы знаете, что в нынешнем году в Питере пройдет чемпионат мира по боксу среди женщин? Вы бы смогли отдать двух своих дочерей в женский бокс?
— А почему нет? Другое дело, что они сами этого не захотели. Старшая учится в лицее при МГУ, а младшая, пятиклассница, увлеклась конным спортом. Последняя надежда на сына…
— Что, вы еще мечтаете и о сыне?
— Еще как! Но все, естественно, будет зависеть от моей жены Ирины.
— Кстати, она одобрила ваше желание стать главным тренером?
— Вы знаете, утром, в день конференции, перед тем, как уйти «на войну» (так мы между собой назвали это мероприятие), присели, по семейной традиции, на дорожку. Она посмотрела мне в глаза и пожелала удачи. Конечно, Ира хочет, чтобы я постоянно находился рядом, ежедневно занимался с детьми. Но, с другой стороны, прекрасно понимает, что без бокса мне не жить. Должность руководителя национальной сборной подразумевает десять месяцев в году — вне дома. Я тоже отдаю себе в этом отчет. Но если говорить о семье, главное, на мой взгляд, чтобы дети были одеты и обуты и в доме всегда был достаток.
А что касается пикантных особенностей этой работы, еще с советских времен знаю, что в ней существует масса соблазнов. В каждом регионе страны есть много сверхбогатых людей, готовых выложить приличные суммы за то, чтобы их представитель оказался в сборной. Я сразу объявил: «Давайте взятки, в любых количествах и в любом виде. Все возьму. Но все эти подаяния будут зафиксированы в федерации и пойдут на благо сборной. А в ее составе будут только те, кто докажет свое право на это в квадрате ринга».
НОКАУТ ЗА ДЕСЯТЬ ДОЛЛАРОВ
— Саша, это Игорь Владимирович Круглицкий, бывший боксер-любитель. Много прослышал о вашей славе неподражаемого рассказчика анекдотов. Расскажите тот, который сейчас первым пришел на ум.
— Петька спрашивает у Чапаева: «Василий Иванович, а деньги при коммунизме будут?» — «Нет, Петя, не будут». — «Господи, но когда же они наконец будут!..»
— Смешно. Может быть, заодно и какой-нибудь забавный случай вспомните из своей биографии?
— В 1991 году на Спартакиаде народов СССР (которую, кстати, выиграл) поспорил со своим тогдашним «играющим» тренером Олегом Николаевым (царство ему небесное!) на 10 тысяч рублей (червонец — по нынешнему исчислению), что в финале нокаутирую соперника. Не удалось. Пришлось отдать деньги. А на следующий год поехали мы с Олегом в Данию, на чемпионат мира среди военнослужащих. Он там снова меня завел: «Спорим на десять долларов, что не сможешь положить американца в полуфинале?» С удовольствием соглашаюсь, в начале второго раунда наношу такой удар, что сопернику вызывают «скорую». Олег потом «сокрушался»: «Ты за десять долларов человека готов убить!» — «И не только, — подыграл я ему, — за эту сумму воробья в поле загоняю…» Но не подумайте ничего плохого: деньги никогда не были у меня на первом месте.
— А жалость к побитым соперникам посещала?
— Конечно. Мы же не звери. Но я всегда себя успокаивал: если не я его, то тогда он меня. Это закон нашего вида спорта.
— Александр, до вас дозвонилась москвичка Вика, девушка-победа, которая любит сильных мужчин. Сейчас по телевидению идет много сериалов с героями, похожими на вас. Вам не предлагали сняться в таком фильме?
— Предлагали. Но я отказался, хотя с удовольствием смотрю эти картины. Каждый, считаю, должен заниматься своим делом.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр ЛЕБЗЯК
Родился 15 апреля 1969 г. в Донецке. Весовая категория до 81 кг (до 1997 г. – 75 кг). Рост 183 см.
Боксом начал заниматься в 1980 году, в сборной с 1988 года.
Олимпийский чемпион 2000 г. Чемпион мира- 1997, чемпион Европы 1998 и 2000 гг.
Финалист чемпионата Европы 1993 г. Бронзовый призер чемпионата Европы 1992, 1996 гг.
Многократный чемпион страны. Лучший боксер Европы 1998 г. Лучший боец чемпионата Европы-2000.
Женат. Имеет двух дочерей – 18-летнюю Татьяну и 12-летнюю Анну.
Ныне главный тренер сборной России по боксу.