Даже Михаил Ботвинник не раскрыл его тайну
КОРОЛИ
Девятый в истории шахмат чемпион мира Тигран Петросян (о восьми его предшественниках см. «Советский спорт» от 22.08, 5.09, 3.10, 17.10, 14.11, 28.11.02, 16.01.03 и 30.01.03), по мнению многих своих современников, по стилю игры очень напоминал третьего чемпиона мира Хосе Рауля Капабланку, хотя в то же время его стиль казался полным загадочной неопределенности. Он строил игру на незаметных позиционных тонкостях, создавая на доске гармоничные, полные жизни позиции, в которых отсутствие яркой внешней окраски компенсировалось неимоверной внутренней энергией. Он был шахматистом с удивительно тонким чутьем, ухитряясь распознавать и устранять опасность задолго до ее возникновения. Являясь по всем внешним проявлениям защитником, Петросян, тем не менее, умел комбинировать отнюдь не хуже Таля, но старался сдерживать свой дар, играя чисто позиционно.
ТРУДНОЕ ДЕТСТВО
Тигран Петросян родился в Тбилиси 17 июня 1929 года в семье дворника Вартана Петросяна. Он оказался вторым сыном в семье, и без того не знавшей достатка. Однако вскоре стало совсем плохо: сначала умерла мать, затем отец, а старшего брата забрали на войну. Тигран жил с тетей, совмещая учебу в школе с работой и… шахматами, в которые он научился играть перед самой войной в одном из тбилисских пионерлагерей. А первые шахматные уроки будущий чемпион получил во Дворце пионеров у Арчила Эбралидзе, сумевшего разглядеть недюжинные способности и фанатичную тягу к шахматным премудростям скромного паренька. Именно благодаря стараниям опытного педагога, увлеченного идеями великого Нимцовича и влюбленного в шахматную живопись блистательного Капабланки, вера в строгую логичность и разумность происходящего на 64 клетках была беспрекословно принята юным учеником, уже с первых своих выступлений демонстрировавшим не по годам зрелую позиционную игру.
ПЕРВЫЕ УСПЕХИ
Первый шахматный успех пришел к Тиграну в 16 лет, когда он стал чемпионом Грузии. Однако по-настоящему известен Петросян стал через год, когда выиграл Всесоюзный юношеский турнир в Ленинграде, не потерпев ни одного поражения. После переезда в Ереван Петросян завоевывает звание и чемпиона Армении, выполнив заодно норму мастера.
В 1949 году состоялся дебют Тиграна в 17-м чемпионате СССР после переезда в Москву. Тогда в ЦДКЖ он занял лишь 16-е место, но зато познакомился с симпатичной студенткой Роной, ставшей через три года его женой и верной спутницей до конца жизни. Успехи в чемпионатах страны были впереди, а пока армянский мастер осваивался в Москве. В 1950 г. в чемпионате столицы Тигран стал третьим, а через год завоевал звание чемпиона. Тогда же, в 19-м чемпионате СССР Петросян, разделив 2—3-е места, получил путевку в межзональный турнир, и в 1952 г. в Стокгольме состоялся дебют 23-летнего Тиграна на межзональном этапе борьбы за мировое первенство. Не потерпев ни одного поражения, Петросян поделил 2—3-е места вслед за гроссмейстером Александром Котовым и стал международным гроссмейстером. А пятое место на турнире претендентов в Цюрихе в 1953 году выдвинуло его в число сильнейших шахматистов мира.
НА ПУТИ К ОЛИМПУ
Однако для того, чтобы стать первым среди претендентов и выйти на бой с самим чемпионом мира, Петросяну потребовалось побороться еще в трех претендентских циклах. В 1956 г. в Амстердаме вновь вне конкурса был Василий Смыслов, а в 1959 году в Югославии (Блед, Загреб, Белград) вне всякой очереди метеором проскочил к желанному матчу с царствующим патриархом незабвенный Михаил Таль. И лишь в 1962 году путь к вершине Олимпа открывался для Петросяна после победы на экзотическом острове Кюрасао. Любопытно, что еще на турнире в Амстердаме выполнявший функции главного судьи Макс Эйве, отмечая игру Петросяна, подчеркнул, что тот «благодаря превосходному чутью отлично использует минимальное преимущество, а если начнет немного комбинировать, с ним невозможно будет играть в шахматы». По-видимому, в Кюрасао час Петросяна пробил! Опередив таких выдающихся шахматистов, как Геллер, Керес, Фишер, Корчной, Бенко, Таль и Филип, Тигран Петросян завоевал право на матч за высший титул с Михаилом Ботвинником!
ЧЕМПИОН МИРА
Перед матчем доктор Эйве в статье «Сходства и различия», опубликованной в журнале «Огонек», нашел общее (при сравнении игры участников матча Ботвинника и Петросяна) со стилем Капабланки и Ласкера. Но Петросян, конечно, понимал, что из этого сходства вовсе не следует, что матч с Ботвинником пойдет по аналогии с матчем в Гаване. Тигран основательно подготовился теоретически и психологически, не забыв про физическую подготовку к предстоящему шахматному марафону.
Матч проходил в Москве, в Театре эстрады, с 23 марта по 26 мая 1963 г. и закончился досрочно со счетом 12,5:9,5 в пользу Петросяна. Как отмечал сам Тигран Вартанович после победы, сделавшей его девятым в истории шахмат чемпионом мира, особенно важным моментом в его подготовке явился анализ партий на страницах газеты «Советский спорт», который он делал во время матчей Ботвинника со Смысловым и Талем (в 1957— 1958 годах, а затем в 1960—1961 гг.).
Любопытно, что сам Ботвинник, игравший с шахматистами самого разного стиля и всегда уделявший особое внимание вопросам психологической подготовки к конкретному сопернику, так и не смог понять игру Петросяна, так и не смог приноровиться к его стилю, словно играл с шахматным левшой! Эта нераскрытая тайна странной игры армянского гроссмейстера долго не давала покоя Ботвиннику, и когда в 1966 году Петросян защищал свой титул в матче со Спасским, Михаил Моисеевич все же поинтересовался, повстречавшись на улице с Борисом Васильевичем: «А вы всегда угадываете ходы Петросяна?» Отрицательный ответ Спасского был абсолютной правдой. В 1966 году ленинградский претендент был еще не готов к покорению чемпионской вершины, и опытный Тигран Д’Артаньянович, как любил называть его Спасский, отбил первую атаку более молодого соперника.
Однако после второго штурма в 1969 году Петросян все же уступил свой титул Спасскому, удивив Бориса загадочным миролюбием в лучших позициях.
ЭКС-ЧЕМПИОН
Тем не менее уже в звании экс-чемпиона мира, которое, как известно, является пожизненным, Петросян еще многие годы продолжал выступать на самом высшем уровне, защищая честь страны в многочисленных международных турнирах, командных чемпионатах Европы и Всемирных шахматных олимпиадах. Он восемь раз участвовал в командных чемпионатах Европы, не проиграв ни одной партии! А его участие в десяти (!) Олимпиадах до сих пор является предметом зависти Гарри Каспарова. Петросян четыре раза побеждал в чемпионатах СССР, причем четвертая победа пришла к нему в 1975 году, когда Тиграну было уже 46 лет!
После Ласкера, Алехина, Эйве и Ботвинника Петросян стал пятым чемпионом мира, попробовавшим свои силы и в научной деятельности. В конце 1968 года в Ереванском университете Тигран Вартанович защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук «Некоторые проблемы логики шахматного мышления». В том же году благодаря активности Петросяна в Москве стал выходить еженедельник «64», причем почти 10 лет, до 1977 г., Тигран Вартанович был его главным редактором. Оставил заметный след Петросян и в шахматной журналистике, а также в шахматной педагогике, возглавляя школу юных дарований в спортобществе «Спартак».
Символично, что, выступая на своем последнем турнире в Никшиче, девятый чемпион мира передал эстафету в 1983 г. 20-летнему победителю состязания Гарри Каспарову, родившемуся в год триумфа Петросяна. Как рассказывает Борис Спасский, Тигран чувствовал приближение неотвратимой беды уже тогда. Он поведал своему другу сразу две грустные вещи: во-первых, его укусила собака, которая раньше никогда этого не делала, а во-вторых, собака осталась на рельсах и не уходила с них, дав себя задавить приближающемуся поезду.
Лучший шахматный защитник страны, «железный Тигран» оказался бессилен в борьбе с судьбой. Неизлечимая болезнь взяла верх над девятым чемпионом мира, и 13 августа 1984 года Петросян скончался в Москве, лишь на год пережив своего кумира Капабланку, ушедшего из жизни в 54 года.
Гроссмейстер Глигорич, которому недавно исполнилось 80 лет, вспоминая о своем друге и сопернике, отметил уникальность его стиля при универсальном понимании шахмат, а также «явный разлад между огромным шахматным талантом и отсутствием честолюбия». Как отмечал Глигорич, «общение с ним всегда доставляло удовольствие. Обаяние Петросяна шло от его простоты, поскольку Тигран к каждому человеку относился как к равному себе».