Андрей Селиванов уходит красиво

Председатель комитета по труду и социальной политике ГД РФ Андрей Селиванов долгое время возглавлял и Российскую шахматную федерацию. А потом решил уйти, представив удивленной общественности кандидатуру преемника. О своем опыте руководства федерацией и о
news

Председатель комитета по труду и социальной политике ГД РФ Андрей Селиванов долгое время возглавлял и Российскую шахматную федерацию. А потом решил уйти, представив удивленной общественности кандидатуру преемника. О своем опыте руководства федерацией и о причинах, побудивших его найти себе смену, Андрей Владимирович рассказал в эксклюзивном интервью нашей газете.

— Андрей Владимирович, вы достаточно долгое время были президентом РШФ. Закончился большой кусок вашей жизни. Не жалко?

— Для меня это было очень непростое решение. Как раз в то время проходил крупный турнир в Москве – Аэрофлот-опен. Я пришел в гостиницу «Россия», и сердце немного защемило. Конечно, уходить непросто. Те годы, за время которых я входил в руководство федерации (начиная с 1994 г.), были для меня очень интересными, в том числе в смысле чисто шахматном. Это и новые знакомства, новые впечатления. Это возможность продемонстрировать силу российских шахмат в мире.

— Можете подвести краткие итоги вашей деятельности?

— За последние годы очень продвинулись позиции наших детей в шахматах. Не случайно на последнем чемпионате Европы и мира наши дети собрали больше всего медалей в общем зачете. Это результат той работы, которую проводили регионы под руководством Российской шахматной федерации.

Конечно, нельзя говорить о том, что это заслуга только РШФ. Это заслуга в первую очередь тех, кто работает с детьми в регионах. Мы лишь создали им возможности для этой работы. Сейчас 1088 детей играют в финале чемпионата России в Дагомысе. Ни одна страна в мире подобных чемпионатов позволить себе не может. Наш чемпионат по масштабу сравним с чемпионатами мира и Европы. Для меня это самый главный результат. Перспектива у наших шахмат есть! То, что мы недоделали, смогут доделать другие люди в новом руководстве федерации. Главное – сохранить традицию…

Это, кстати, было непростое решение – перевести в одно место все детские турниры всех возрастов. Но именно эти турниры выявляют новые имена, показывают всю мощь российских шахмат.

— И именно поэтому съезд федерации, на котором вы уходите с поста президента, проводится одновременно с чемпионатом. Вам хочется уйти красиво?

— Мы долго шли к тому, чтобы проводить детские чемпионаты в одно время и в одном месте, и я рад, что это наконец случилось. Благодаря такому совмещению мы сможем проводить целый комплекс мероприятий. Например, конференция тренеров. 250 человек будут вместе обсуждать свои проблемы. Перед ними выступят наши ведущие тренеры, авторитетные гроссмейстеры – Авербах, Разуваев, Дворецкий. Специально к этой конференции мы подготовили и издали книгу.

Кроме того, хочется, чтобы делегаты увидели, в какие условия мы перевели детей.

До того, как я стал президентом, все съезды и другие важные события проходили в Москве. Мы перешли в регионы. Почему? Сам факт проведения шахматного мероприятия поднимает интерес к шахматам именно в этом регионе. А для меня главное – это популяризация шахмат.

Я очень рад, что на съезде запланировано участие президента ФИДЕ Кирсана Николаевича Илюмжинова, который очень много сделал не только для мировых, но и для российских шахмат. В тяжелые моменты он выручал РШФ, беря на себя проведение турниров из календаря в Калмыкии. Не говоря уже о том, что для женщин Элиста вообще стала вторым домом – они каждый год ездят туда на чемпионат России. Также ожидается появление на съезде председателя Госкомспорта Вячеслава Фетисова. Мне очень хотелось бы, чтобы он тоже посмотрел, какие у нас детские шахматы, какой у нас потенциал.

— Если бы у вас сейчас была возможность вернуться назад во времени, что бы вы сделали по-другому?

— Наверное, можно было бы некоторые вопросы решать лучше. Но нельзя забывать о реальной ситуации, в которой мы работали. Основной период моей работы пришелся на время политической нестабильности. Всем было тяжело, и шахматам тяжело. Сейчас стало легче, у шахмат появилась некая перспектива привлечения новых спонсоров, новых людей.

То, что от нас зависело, прежде всего спортивный календарь, мы делали. Меня как-то упрекали в том, что мы провели чемпионат России в Москве с низким призовым фондом – 200 000 рублей. При этом забывают, что был чемпионат страны 1993 года, в котором не участвовал ни один гроссмейстер… Уровень был совершенно другой.

— Ваш уход именно сейчас выглядит неожиданным…

— Конечно. Была ситуация, в которой меня вынуждали уйти, но я остался. Ухожу сейчас, после того, как мы выиграли очередную Олимпиаду, после осенних успехов наших детей, после того, как начала налаживаться работа со спонсорами.

Я ухожу только потому, что хочу, чтобы в российские шахматы пришло что-то новое. Я надеюсь, что мои ожидания, связанные с приходом Александра Дмитриевича Жукова, реализуются. И сам буду максимально этому способствовать, не уходя далеко от федерации. Я остаюсь вице-президентом ФИДЕ, готов курировать и развивать отдельные направления – композицию, детские шахматы.

ИСКУССТВО РАДИ ИСКУССТВА

— Как шахматы сказались на вашей жизни и политической карьере?

— Шахматы – это то, что мне дорого с самого детства. В свое время отец привез мне большую доску, и я начал смотреть, как играют он и его друзья, сам быстро научился. Мне было тогда пять лет. К сожалению, в нашей деревне не было ни секции, ничего. В третьем классе я первый раз поехал на «Белую ладью». Уже в первом туре я неожиданно выиграл партию – оказалось, что у второразрядника. Меня это потрясло – у меня-то разряда не было. После этого были журналы «Костер», «Пионер», благодаря которым я стал решать шахматные задачи. Заочно. Потом узнал, что есть очные конкурсы по решению. Попал на чемпионат России, СССР, мира. Сегодня я составляю и решаю шахматные композиции в дороге, в командировках. Шахматы – это не только игра, они разноплановы. Для меня композиция – это часть шахмат. Вот видите журнал «Уральский проблемист» – полностью мое детище, в этом году ему исполняется уже десять лет.

— Все-таки композиция – это искусство ради искусства. Ни денег, ни славы особенной это занятие не сулит.

— Вы правы. В первую очередь это возможность отдохнуть от политики, найти друзей, самореализоваться. Я очень радуюсь каждому новому удачному произведению своих коллег. А вот для политика шахматы очень важны. Они помогают в стратегии, в тактике. Если представить себе избирательный округ как некую шахматную доску… Тут требуется умение рассчитывать варианты.

— Что бы вы пожелали вашему преемнику?

— Хотелось бы, чтобы те возможности, которые есть у новой команды, были целиком использованы во благо шахмат. Главное – не расплескать тот рейтинг доверия, который всегда есть у новой фигуры.

НАША СПРАВКА

СЕЛИВАНОВ Андрей Владимирович.

Депутат Государственной Думы от избирательного блока «Союз правых сил»

Член фракции «Союз правых сил». Председатель Комитета ГД по труду и социальной политике. Родился 9 июля 1967 года.

Новости. Шахматы