Владислав Ткачев: Я выбил в биле два зуба

null
news

Конец июля — начало августа — время, традиционно небогатое на шахматные события. Упоминания заслуживает, пожалуй, только круговой турнир в швейцарском Биле. В прошлом году его выиграл 70-летний Виктор Корчной, который сумел обойти таких знаменитых гроссмейстеров, как Александр Грищук, Борис Гельфанд и Петр Свидлер. На этот раз состав был менее звездным, но по-прежнему ровным. В итоге победу одержал Илья Смирин (Израиль), опередивший на пол-очка россиянина Алексея Дреева и француза Владислава Ткачева. Непосредственный участник швейцарских баталий международный гроссмейстер Владислав Ткачев специально для приложения «Шахматы» делится впечатлениями о прошедшем турнире.

ВСЕ ФАВОРИТЫ

— Я играл в этом швейцарском городе четыре раза, и всегда удачно. Может быть, это связано с местным колоритом: Биль воистину райское местечко. Вокруг горы, недалеко восхитительное озеро — идеальная атмосфера для творчества. Сам Ницше позавидовал бы!

Специфика этого турнира была такова, что на победу мог претендовать чуть ли не любой. Россиянин Алексей Дреев и новый израильтянин Илья Смирин — традиционные фавориты любого турнира. Было понятно, что при любом раскладе нельзя сбрасывать со счетов одного из величайших бойцов XX и XXI веков Виктора Львовича Корчного хотя бы потому, что он выиграл здесь в прошлом году. Было интересно посмотреть, на что способна молодежь — широко разрекламированный испанец Вальехо и «абориген» Пеллетье. Первый прославился великолепным выступлением в Линаресе, где на равных боролся с элитой шахмат. Что же до Пеллетье, то он по праву считается наиболее перспективным швейцарским игроком.

ДЕРИТЕСЬ ТАМ, ГДЕ ТОЛЬКО МОЖНО!

Все началось для меня очень даже неплохо: удалось обыграть традиционно неудобного соперника Алексея Дреева. После дебюта я получил очень даже неплохую позицию, но в какой-то момент Дреев, который наверняка помнил об этой самой своей «неудобности», предложил ничью. Было искушение согласиться, тем более что игра на выигрыш была связана с риском. Но я сказал сам себе: Владислав, если ты сейчас пойдешь на мировую, любой приличный игрок будет предлагать тебе ничью черными по выходе из дебюта. Да и не по-мужски это — отказываться от борьбы. Вспомнил напутствие, которое дал в дорогу Д’Артаньяну его отец: «Деритесь там, где это можно. И уж конечно, там деритесь, где нельзя!» В общем, предложение Алексея я отклонил, собрался с силами и обманул соперника.

После такого удачного старта показалось, что мне не составит труда побороться за первое место. Но уже вторая партия охладила мой пыл. Я проиграл Франциско Вальехо, причем в ужасающем стиле. Так я не уступал никогда и никому! Бывает, что шахматист сам себя обманывает: видит несуществующие опасности, боится делать естественные ходы из-за мнимых угроз соперника. Все это свидетельство плохой формы. После этого пришлось несколько партий подряд действовать подчеркнуто осторожно. Понимал ведь: если допущу слабину — стану этаким «клиентом» для всех участников двухкругового турнира. С другой стороны, не сомневался, что рано или поздно сумею выиграть. Так-то оно так, но момент меня затянуло в ничейную трясину. Старался, боролся, как мог, но выиграть сумел только в предпоследнем туре у Виктора Львовича Корчного. Эта партия мне дорога. Во-первых, она получилась на удивление красивой. Во-вторых, мне удалось обыграть человека, который на протяжении многих лет был моим заочным шахматным учителем.

СМИРИН И ДРУГИЕ

В какой-то момент стало очевидно, что первое место займет Илья Смирин. Илья — человек огромного шахматного таланта. Он тонко чувствует динамику борьбы, обладает хорошо поставленным дебютным репертуаром, действует легко и быстро. По своей силе он, безусловно, игрок первой десятки. В итоге Смирин действительно без проблем выиграл турнир. Причем нельзя сказать, что ему сильно повезло: если судить по позициям во время партий, то он недобрал минимум очка полтора!  

Корчной, как всегда, сражался до последнего и сделал за турнир больше ходов, чем несколько других участников вместе взятые. С творческой точки зрения он может быть доволен двумя своими победами над Вальехо. Обе партии — во многом образцово-показательные. Корчной получал позиции со знакомой ему пешечной структурой и методично «расплющивал» своего соперника. Со стороны казалось, что Вальехо просто не мог осознать, каким образом он проигрывает. С другой стороны, Виктору Львовичу удалось спасти несколько сомнительных позиций. Получается, его результат — во многом по игре, которую он демонстрировал.

Алексей Дреев играл в традиционной для себя позиционной манере, будто бы ввинчивая по ходу партии свои фигуры в слабые клетки противника. Мне показалось, что на этот раз он делал это более тяжеловесно, чем обычно. Его результат — пример того, как игрок способен избежать провала за счет общего высокого класса и опыта.

Кто разочаровал, так это Пако Вальехо. После удачного выступления в феврале в Линаресе он ехал в Биль чуть ли не фаворитом. Получилось наоборот. Пако не создал здесь ровно ничего запоминающегося. Чувствуется, что он много работает над шахматами, и особенно над дебютом. Но мастерства у него пока не хватает. Что же до швейцарца Пеллетье, то он бился как мог, спас 3—4 безнадежные позиции и в итоге на финише ушел с последнего места.

А сейчас хочу продемонстрировать лучшее свое творческое достижение на турнире — партию против Корчного.

Ткачев — Корчной

В этой позиции я задумался. Очевидно, что белые владеют определенной инициативой, но не совсем понятно, как решать конкретную проблему пешки d5. Озарение пришло внезапно.

22. Kd4! Фd5. 23. f4!!

Два тихих хода, которыми я горжусь. Теперь коллектив черных фигур разделен на несколько плохо координированных лагерей: Сa6, Кf7, Фd5, пассивные ладьи. Живописность позиции добавляет слабость черных пешек: упадет одна — рухнет и ее соседка. Редко бывает, чтобы к 22-му ходу чисто позиционными средствами удалось достичь такого доминирования. Ничего форсированного у белых здесь нет, равно как и толковых ходов у черных.

23… Kh6. Хитрая попытка создать контригру. На естественное 23…Лfc8 следовало 24. Фс3!, сохраняя контроль над линией с.

24. Л1с6. Рука просила сделать ход 24. h3, но мне хотелось создать идеальную партию.

24… Лас8. 25. Фс3 Лс7. 26. Лс7 Лf7. 27. Лс6. Как ни странно, размен пары ладей не облегчил мучения черных.

27. Фа2. Съедена вторая пешка. Наблюдавшим за партией любителям казалось, что Корчной выигрывает. Профессионалы понимали, что уже на следующем ходу черных ждут серьезные неприятности.

28. h3. Полезный и эстетичный ход: белые отдали еще одну пешку, но продолжают гнуть свою линию.

28… Фb1+. Коварная ловушка и в то же время «харакири». Расчет черных на импульсивное 29. Крh2, — тогда «убивает» зловещее 29…Лf6 с идеей 30…Кg4.

29. Крf2! У белых две угрозы — 30.Лb6 и 30. Ке6. Парировать обе не получается. Но я не думал, что партия продлится только ход.

29…Фd3. 30. Фc1!

Ферзь черных в ловушке и нет защиты от 31. Лс3 или 31. Сf1 (в случае 30…Сb7). Черные сдались.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

ВЛАДИСЛАВ ТКАЧЕВ

Родился 9 ноября 1973 года в Москве. Международный гроссмейстер с 1995 года. Четвертьфиналист чемпионата мира-2000 в Дели. Интересы — шахматы, музыка и кинематограф. С 1996 года — постоянный участник Каннского кинофестиваля. Автор монографии «Французская революция и ее влияние на менталитет современного истеблишмента». В ближайших планах — совместный проект с культовым исполнителем хип-хопа Эминемом.

КСТАТИ

Во время турнира в Биле Владислав Ткачев вынужден был вступить в неравную схватку с превосходящими силами четырех пьяных любителей ночной жизни. «Конфликт разгорелся по вине моих оппонентов, которые вели себя крайне вызывающе. По итогам схватки счет получился равным: я выбил одному из своих соперников два зуба, но до сих пор вынужден вспоминать о нем, любуясь на фингал под своим левым глазом. Мирная конференция прошла в приемной одной из швейцарских клиник, где пришлось вместе проходить обследование. Самое любопытное, что эта история попала на первые полосы нескольких швейцарских газет. В них писали, что знаменитый шахматист отделался легким испугом. Официально заявляю: это клевета! Это хулиганы, а не я отделались легким испугом!»
Новости. Шахматы