Василий Смыслов. Певец гармонии
Седьмой в истории шахмат чемпион мира Василий Смыслов (о шести его предшественниках см. «Советский спорт» от 22.08, 5.09, 3.10, 17.10, 14.11 и 28.11) как самую дорогую реликвию хранит книгу великого Алехина «Мои лучшие партии», явившуюся первым призом за победу в шахматном матче. 29 мая 1928 года брат отца Василия, Кирилл Осипович Смыслов, написал на этой книге: «Победителю в матче, будущему чемпиону Васе Смыслову, от дяди». Как свидетельствует эта запись, вот уже почти три четверти века Василий Смыслов играет в шахматы, радуя своим мастерством многочисленных поклонников во всем мире и демонстрируя уникальное спортивное долголетие, достойное регистрации в Книге рекордов Гиннесса. Для 7-го чемпиона планеты шахматы – родной язык, полученный от Бога, а его творчество, наполненное гармонией логики и фантазии, заслуживает самого видного места в золотом фонде мировых шахмат.
ШАХМАТНОЕ ДЕТСТВО
Василий Смыслов родился в Москве 24 марта 1921 года в семье инженера-экономиста Василия Осиповича Смыслова и его жены Екатерины Михайловны. Увлечение шахматами юному Васе передалось от отца – очень сильного шахматиста-первокатегорника, обыгрывавшего на турнире петербургского шахматного собрания в 1912 году самого Алехина. Именно этой партией открывает Василий Васильевич свой капитальный труд «Летопись шахматного творчества» (1993 г., «Институт Леонардо») с глубоким уважением и признательностью к самому близкому человеку, открывшему ему дверь в магический мир шахмат и… музыки. Старший Смыслов был не только хорошим экономистом и шахматистом, но и прекрасно играл на фортепьяно и обладал хорошим голосом, отмеченным на пробе похвалой великого Шаляпина. По всей видимости, лишь царившее в то время предубеждение определенного круга интеллигенции о несолидности занятий музыкой, а тем более шахматами для серьезного человека помешало ему стать известным в этих областях искусства. Тем не менее отец всячески поощрял увлечение сына шахматами, предоставив в его распоряжение прекрасную шахматную библиотеку.
Алехин, Дюфрень, Ласкер, Капабланка, Нимцович, Тарраш, Рубинштейн вели пытливого юношу по лабиринтам шахматных партий, сыгранных великими маэстро, помогая не только проследить всю эволюцию шахматной мысли, но и в конечном итоге выработать свой, ни на кого не похожий стиль игры, названный впоследствии универсальным. Ему удалось проникнуться гармонией комбинационных красок и красотой стремительных атак на базе продуманной стратегической концепции, что в сочетании с врожденной интуицией позволило более полувека радовать своих поклонников прекрасной игрой на высшем уровне.
Любопытно, что до 14 лет будущий чемпион мира играл только дома, но затем буквально за полтора года в школьных турнирах продвинулся до завоевания первой категории.
ПЕРВЫЕ УСПЕХИ
Первый большой успех пришел к Василию Смыслову в 1938 году, когда он стал чемпионом СССР среди юношей, заодно с отличием окончив школу. А уже в конце года он завоевал мастерское звание, разделив победу в чемпионате Москвы с мастером Сергеем Белавенцем. В это время 17-летний юноша даже не думал о том, что шахматы могут стать его профессией, но в 1940 году, впервые играя в финале чемпионата СССР, он занял третье место, опередив многих гроссмейстеров, в том числе и своего кумира – Михаила Ботвинника. Это была их первая встреча за шахматной доской, и никто тогда не мог предвидеть, что их соперничество растянется на годы, в течение которых они сыграют между собой сотню партий в трех матчах за мировую корону и других соревнованиях.
Во время войны Смыслов дважды становится чемпионом Москвы и занимает второе место в чемпионате СССР 1944 г. сразу вслед за Ботвинником. После окончания войны участие в первом международном турнире 1946 г. в Гронингене (3-е место за Ботвинником и Эйве) открывает Смыслову дорогу к участию в борьбе за высший титул. В 1948 г. в Гааге и Москве прошел исторический матч-турнир пяти сильнейших гроссмейстеров мира, разыгравших высший шахматный титул по решению Гаагского конгресса ФИДЕ (1947 г.) после смерти в марте 1946 г. чемпиона мира Александра Алехина. Матч-турнир закончился убедительной победой Михаила Ботвинника, но твердое второе место Василия Смыслова закрепило за ним репутацию «второй доски планеты». 27-летний гроссмейстер стал главным претендентом в новом цикле розыгрыша первенства мира, но в 1950 г. в Будапеште оказался лишь третьим на турнире претендентов, уступив Бронштейну и Болеславскому.
ЧЕМПИОН МИРА
Тем не менее в 1953 году Смыслов добивается нового успеха на пути к Олимпу, выиграв турнир претендентов в Цюрихе. Превосходство его над конкурентами было сверхубедительным: Керес, Бронштейн и Решевский отстали на 2 очка!
В 1954 году в Москве, в Концертном зале имени Чайковского, состоялся первый матч за мировую корону Ботвинник – Смыслов. Это был великий матч равных соперников, в котором, однако, Смыслову так и не удалось преодолеть комплекса «великого патриарха», и битва титанов закончилась вничью 12:12, что позволило Ботвиннику сохранить свой титул еще на три года. И все же ход матча свидетельствовал о высоком потенциале претендента, почувствовавшего, что он может успешно бороться за высший титул. Более того, высокий эмоциональный подъем после проведенного матча подтолкнул маэстро на настоящий вокальный подвиг. В Большом театре был объявлен конкурсный отбор вокалистов, и Василий Васильевич, обладавший красивым баритоном, легко преодолел барьер первого тура. К счастью для шахмат, во втором туре его ждала неудача. Судьба оставила его любителем вокала, навсегда вернув на профессиональную шахматную сцену.
В 1956 году в Амстердаме в ожесточенной борьбе с Кересом, Геллером, Бронштейном, а также Петросяном и Спасским Смыслову вновь удается победить в турнире претендентов, и в 1957 г. состоялся второй матч между ним и Ботвинником. На сей раз Смыслов оказался куда более подготовленным как теоретически, так и психологически. Как отметил сам Смыслов, ему очень помогло более глубокое осознание природы собственного дарования: «Я понял, что играю удачнее и сильнее, если думаю о сопернике как о партнере, с которым мы создаем произведение шахматного искусства». Этот матч Смыслов выиграл досрочно со счетом 12,5:9,5 и стал седьмым в истории шахмат чемпионом мира.
К сожалению, купаясь в лучах славы, новый король шахмат не мог заставить себя готовиться к новому бою с Ботвинником с той же самоотдачей, что и к предыдущему. К тому же отнюдь не дисциплинировали слухи о том, что стареющий патриарх на сей раз вряд ли воспользуется своим правом на матч-реванш. Но Ботвинник готовился. Готовился капитально. И в матче 1958 года сумел вернуть себе высший титул, победив со счетом 12,5:10,5. Великий ветеран мог победить и чуть раньше, но, выискивая самый убийственный вариант в почти выигранной партии на финише матча, совсем забыл про часы и просрочил время. Смыслов, конечно, понимал, что происходит, но не предупредил соперника… О той злосчастной партии Ботвинник еще долго укоризненно вспоминал при каждой встрече со Смысловым на его даче в Барвихе, похваливая заодно фирменные пирожки с капустой, приготовленные Надеждой Андреевной, верной супругой Василия Васильевича.
Смыслов философски отнесся к своему поражению, полагая, что все события, происходящие на земле, предопределены заранее. Тем не менее он продолжал бороться, вновь и вновь пытаясь подобраться к вершине. Самое удивительное, что лучшая попытка удалась ему через четверть века после последнего матча с Ботвинником, когда в 1984 г. в Вильнюсе он вышел в финальном матче претендентов против Гарри Каспарова, уже пробивавшего себе дорогу к Олимпу. Живая легенда – седьмой чемпион мира – сражался за титул с будущим 13-м чемпионом!
Самое удивительное, что отметивший два года назад свое 80-летие Василий Смыслов по-прежнему в шахматном строю. Он продолжает участвовать в традиционных матчах «Леди против сеньоров», по-прежнему работает и в области этюдной композиции, которой начал заниматься еще в юные годы. Любопытно, что Смыслов очень сильный командный игрок, никогда не подводивший сборную СССР, за которую выступал с 10-й Всемирной олимпиады 1952 г. в Хельсинки до командного чемпионата мира 1985 г. в Люцерне. А его победа в «матче века» 1970 г. в Белграде над Олафссоном оказалась решающей для нашей сборной, сумевшей переиграть со счетом 20,5:19,5 весь остальной мир.
Добрый шахматный великан всегда верил в свою судьбу, позволившую на долгие годы сохранить гармонию с миром шахмат и миром окружающих его людей.