И восстала машина. Историческая победа компьютера над Гарри Каспаровым*

Гроссмейстер считает, что не всё было честно.
news

Искусственный интеллект постоянно развивается, и сейчас вряд ли у какого-то человека есть реальные шансы одержать победу в шахматной партии над сильнейшими из бездушных соперников. Конечно, так было не всегда, и переломным моментом стал февраль 1996 года. Тогда мир увидел эпичное сражение чемпиона мира россиянина Гарри Каспарова* с шахматным суперкомпьютером Deep Blue.

Поединки гроссмейстеров с компьютерами проходили и раньше, но человек уверенно выходил из них победителем. Тот же Каспаров* в 1989 году выиграл две блиц-партии у Deep Thought, после чего громко заявил, что машинам никогда не догнать людей по интеллекту.

Матч-1996 проходил в Филадельфии, а призовой фонд составил $ 500 тыс. ($ 400 тыс. – победителю, остальное – проигравшему). И сразу сенсация – в первой партии сильнее оказался компьютер. Это был первый случай победы искусственного разума над сильнейшим шахматистом в мире. Каспаров* быстро отыгрался, а в третьей и четвёртой партиях была установлена ничья.

В середине пятой, в примерно равной позиции, Каспаров предложил оператору Deep Blue (им был Фэн Сюн Сю) ничью. Поскольку представитель IBM не обладал достаточной шахматной квалификацией для принятия подобных решений, он обратился к гроссмейстеру Джоэлу Бенджамину, который выступил против ничьей. В течение следующих нескольких ходов Deep Blue допустил ряд серьёзных ошибок и быстро получил проигранную позицию. Реализуя полученный перевес, Гарри довёл партию до победы. В заключительной партии россиянин также оказался сильнее и в итоге выиграл у компьютера со счётом 4:2.

«Если компьютер сможет превзойти в шахматах лучшего из лучших, это будет означать, что ЭВМ в состоянии сочинять лучшую музыку, писать лучшие книги. Не могу в это поверить! Если будет создан компьютер с рейтингом 2800, то есть равным моему, я сам сочту долгом вызвать его на матч, чтобы защитить человеческую расу», – подчеркнул тогда Каспаров*.

deep blue Каспаров. Фото Getty Images 00002.webp
Deep Blue и Гарри Каспаров / Источник фото: Getty Images

Бездушная машина хоть и проиграла, но почувствовала «запах крови», и через год с небольшим в Нью-Йорке состоялся реванш. Призовой фонд вырос до $ 1,1 млн (из них $ 700 тыс. – победителю). И на сей раз компьютер оказался сильнее гроссмейстера, счёт: 3,5 – 2,5. Каспаров* неудачно начал шестую, заключительную партию, получил плохую позицию и потерпел самое быстрое поражение в карьере – всего за 19 ходов.

После этого Гарри высказал своё недовольство корпорации IBM, обвиняя её в создании нездоровой напряжённости, неравных условиях и нечестной игре. Он также потребовал провести новый поединок, но компания не согласилась. В дальнейшем между компьютерами и чемпионом мира не было соревновательных матчей, лишь выставочные. Тот легендарный Deep Blue выполнил свою миссию и навсегда ушёл на покой.

После второго матча Каспаров* изобрёл «продвинутые шахматы», в которых люди и ИИ работают вместе. Человек играет против другого человека, но у каждого также есть ноутбук с установленным шахматным программным обеспечением, которое может помочь просчитать возможные ходы.

deep blue Каспаров. Фото Getty Images 00001.webp
Deep Blue / Источник фото: Getty Images

Когда в 1998 году Каспаров* начал проводить «продвинутые» шахматные матчи, он быстро обнаружил удивительные различия в игре любителей и профессионалов. Первые могли победить гроссмейстеров. Как им удавалось превзойти великие шахматные умы? Любители лучше понимали, как сотрудничать с машиной. Они знали, когда принять предложение ИИ, а когда проигнорировать его. Именно так, утверждает Гарри, мы должны подходить к миру нейронных сетей.

«Будущее заключается в поиске способов объединить человеческий и машинный интеллект, чтобы достичь новых высот и делать то, что люди не могут сделать в одиночку», – делился Каспаров*.

На данный момент одна стойка Deep Blue хранится в Музее компьютерной истории в Калифорнии, а вторая – в Национальном музее американской истории в Вашингтоне. Большая часть шахматных плат находится в исследовательском центре IBM Research.

В 2003 году вышел фильм Game Over: Kasparov and the Machine, посвящённый матчам Каспарова* с Deep Blue. В фильме в целом поддерживалась точка зрения Гарри в его споре с IBM. А 17 октября 2024 года появился мини-сериал «Матч-реванш» по мотивам второго матча.

* – внесён Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов, признан физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Заглавное фото: Deep Blue и Гарри Каспаров / Getty Images
Новости. Шахматы